Слайд 1РАЙОННАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ «БИЧКН ТОРСКН»
НАПРАВЛЕНИЕ: «РОДОСЛОВИЕ»
НАЗВАНИЕ РАБОТЫ: «Я ПОТОМОК АСМУДОВСКОГО
РОДА ШОНХОР ДЖАМБАЕВА».
АВТОР РАБОТЫ: САНДЖИЕВ САНДЖИ БААТРОВИЧ
МЕСТО ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ: С. КЕГУЛЬТА, МКОУ «КЕГУЛЬТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ М.А. СЕЛЬГИКОВА».
РУКОВОДИТЕЛЬ: КАРДАШОВА АННА ГЕННАДЬЕВНА, УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ
2018 ГОД
Слайд 2 Цель своей работы я вижу в том, чтобы лучше узнать
свою родословную, сохранить наиболее ценный материал об истории семьи для последующих поколений.
Задачи:
1) изучить исторические корни рода
2) составить генеалогическое древо моей семьи
3) рассказать о наиболее ярких представителях семьи
4) собрать исторический материал и написать о некоторых моих предках с интересной биографией
5) определить значение происхождения фамилии - Санджиев
6) выяснить значение родового гербового флага
Объектом моей работы является родословная.
Предметом – моя родословная.
Слайд 6ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ДРЕВО – САНДЖИЕВА САНДЖИ
Слайд 10ВЫДАЮЩИЕСЯ ПРЕДСТАВИТЕЛИ РОДА
В своем исследовании я неоднократно упоминал о выдающемся представителе
рода и основателе арвана «шонхр» - рядовом Азад Шонхор Джамбаеве. Но история семьи хранит и последователей великого героического представителя рода. Таковым, например, являлся его внук – Бамба Манджиев, по имени которого и осталась в народной памяти местность (Бамбин Эвлзин), когда-то определенная для зимовок и пользования. Знаменитый борец обрел богатство, которое направил на нужды родного асмудовского рода. Последующие поколения помнят доброе и незапятнанное имя непобедимого борца и бескорыстного человека, прославившего свой род.
Еще один представитель нашего рода, которого должны все знать и помнить, участник двух войн – Эрдниев Нимя Инджиевич. Родился в 1919 году в пос. Годжур. Участник двух войн, множество раз был ранен, но выстоял перед врагами и в последующем посвятил себя служению Родине. Его имя должен знать и помнить каждый в нашем роду.
Слайд 11ФАМИЛИЯ «САНДЖИЕВ»
С усилением влияния Российской империи на калмыков начинается и история
калмыцких фамилий в современном понимании. Этот процесс продолжился и завершился уже в советское время.
Первые фамилии в царское время присваивались тем смельчакам калмыкам, которые бежали от своих феодалов и уходили в казачество. Многие из них принимали христианство, так как христиан не возвращали прежним хозяевам. Писари казачьих поселений не ломали голову над фамилиями новоприбывших, просто присваивали им фамилии по имени с русским окончаниями. Поэтому в списке калмыцких фамилий по алфавиту есть огромное количество наследственных именований, сформированных от личных имен. В 20-30 годы ХХ века мало что изменилось в образовании калмыцких фамилий, их опять-таки присваивали по именам или прозвищам, которые имели самое разное значение. А значит и толкование калмыцких фамилий неодинаковое.
Монгольское население России состоит из трех групп: 1) калмыков; 2) бурят; 3) небольшой группы. Эти три группы говорят на очень близких языках, их ономастика, если и не одинакова, то очень схожа.
Религией всех трех групп является ламаистский (тибетский) буддизм, чем объясняется наличие тибетских и санскритских элементов в их ономастике, роль которых аналогична роли арабских элементов в ономастике тюркских народов. Монгольские фамилии обычно ассимилированы, т.е. содержат русские патронимические суффиксы -ов/-ев и -ин.
Первая группа – калмыцкие фамилии, которые часто оканчиваются на -инов (калмыцкий патронимический, первоначально притяжательный суффикс -ин + русский суффикс -ов). Например: Бадминов, Бадмаев «Бадма» санскр. padma «лотос». Примеры фамилий с другими конечными суффиксами: Балданов – тибет. baldan «могущественный»; Манджиев – манж. «новичок, ученик»; Пюрбеев, Пюрвеев - пурвэ «четверг» - тибет. p‘ur-bu; Санджеев, Санджиев, Сандж - тибет. sangs-rgyas «просветленный, Будда».
Слайд 12
Еще одной особенностью нашего рода является гербовый флаг с изображенным на
нем соколом – «шонхр». Очень интересна история происхождения названия герба, сохранившаяся в народе по имени реально существовавшего человека, как я уже выяснил в процессе исследования. Она известна по передаваемой из поколения в поколение, потому и сохранившейся, истории жизни конкретного человека, потомки которого передают ее последующим поколениям. В книге Г. Прозрителева «Военное прошлое наших калмыков. 1812-1912», изданной в 1912 году в г. Ставрополе, приводятся архивные данные. В именном списке 1-го Астраханского калмыцкого полка, снаряженного капитаном Джамбо Тайши Тундутовым для участия в Отечественной войне 1812 года, значится рядовой Азад Шонхор Джамбаев. Он был непосредственным поданным князей Тундутовых. Он-то и стал родоначальником арвана «шонхр» асмудова рода, которому была определена местность для кочевок как отчаянному солдату и участнику Отечественной войны 1812 года самим князем Тундутовым. В те времена образование нового арвана не совершалось произвольно. Для этого были необходимы определенные условия и обстоятельства. По легенде, существующей у потомков, Азад Шонхор Джамбаев из похода 1812 года в качестве наложницы привез с собой француженку, на которой женился, и дал начало арвану, названному его гордым именем Шонхр – Сокол! Отсюда и изображение на гербе. Также на флаге есть надпись, которую если прочитать с лево на право, можно перевести следующим образом: «Род асмуды – Шонхр род». В старину у калмыков каждый род чем- то был славен, чем – то отличался от других. Представители рода обладали всеми качествами, присущими птицам отряда «Соколиных» - зоркие, быстрые, ловкие. Это помогало выживать в суровых условиях степи.
Слайд 13ВЫВОДЫ
В процессе своего исследования я изучил очень много информации о своем
роде, о замечательных его представителях, выяснил много интересных фактов и выслушал много замечательных рассказов близких родственников о прошло и настоящем нашей семьи.
В результате скопилось достаточно материала, чтобы это исследование получило жизнь в этой работе. Но к сожалению, не обо всех родственниках нашелся материал. Тем не менее я попытался узнать и написать не только о тех, кто рядом с нами, но и о тех, кого нет уже в живых. История моего рода оказалась настолько интересна и увлекательна, что я начинаю осознавать всю ту важность значения происхождения, переданных ценностей и понимаю какая ответственность лежит на каждом человеке в результате сохранения и передачи этой важной информации будущим поколения. А важна она тем, что мы должны быть достойными тех, кто дал нам начало. Стыдно признавать, но я много узнал и о родственниках нашего времени, чем они занимаются, дни рождения. А стыдно было потому, что это в очередной раз подтверждает тот факт, что мы сегодня действительно мало уделяем времени родным и близким.
Я понял, что своей жизнью обязан многим поколениям своей семьи. Поэтому надо бережно относиться к своим близким, не забывать их, во всём им помогать. На примере моей семьи я понял, что любые испытания и невзгоды можно преодолеть, если рядом с тобой родные надёжные люди, которые придут на помощь в трудную минуту. Зная, кем были наши предки, мы по-другому осмысливаем свое положение в настоящем!
Слайд 14СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Асмуды. Прошлое и настоящее. Факты биографии, воспоминания, предания, фотографии
и архивные документы. Авджаев Г.Б, Чонгоров В.Б., – Элиста: ЗАОр «НПП «Джангар», 2010. – 400 с.
Газета «Хальмг унн» Калмыцкая правда, стр. 14 от 14 февраля 2013 года, четверг.
Словесные источники:
Санджиев Баатр Борисович
Санджиева (Мучкаева) Вера Энчеевна
Санджиев Нимя Горяевич
Фотоматериал из семейного архива.
Кегультинская сельская библиотека.