Слайд 1Организация
работы со слабоуспевающими неуспевающими учащимися
на уроке
Слайд 2Нужно так организовать учебный процесс, жизнь учащихся в школе и в
классе, чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к учению.
Слайд 3Как помочь слабоуспевающему ученику:
Для закрепления необходимо более длительное время и больший
объем решаемых задач.
Учитель для себя и для ученика должен сформулировать минимум знаний и навыков, который должен усвоить ученик.
Как повысить работоспособность:
Разнообразить виды деятельности.
Проветривать кабинет.
Проводить физминутки.
Всегда надо помнить о соблюдении принципа необходимости и достаточности.
Слайд 4Карточки для индивидуальной работы
Задания с выбором ответа
Деформированные задания
Карточки – тренажеры
Творческие задания
Поиск
различных способов решения задач.
Составление кроссвордов.
Сочинение математических сказок, игр.
Составление задач по данному условию.
Слайд 5Учитель должен:
Знать психическое развитие ребёнка
Стремиться понять и принять каждого ребёнка
Создать
спокойную обстановку и благоприятный психологический климат на уроке
Проявлять
- разумную требовательность
- неиссякаемое терпение
- справедливую строгость
- веру в возможности ученика
Уметь встать на позиции ученика
Сказать НЕТ насмешливому тону!
Уметь вести непринуждённый диалог
Стремиться к внешней занимательности
Использовать средства невербального общения (опорные сигналы, рисунки, таблицы, схемы, план)
Учить работать со словарями и другим справочным материалом
Слайд 6Учитель должен:
В обучении применять
- опережающее обучение
- различные формы
групповой работы
- взаимоопрос, самоконтроль
- конспекты-блоки по разным темам, использование их на разных этапах обучения
При формулировании целей урока включать как приоритетный коррекционно – развивающий аспект
Рационально распределять учебный материал (трудное – сначала!)
Применять частую смену видов деятельности на уроке
Многократно проговаривать и закреплять материал урока
Стремиться к алгоритмизации деятельности
Слайд 7Правила, разработанные психологами:
Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не
требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку.
Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.
Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения.
Не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученикам позаниматься дома.
Слайд 8Путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и
замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т. д.) нужно формировать у таких учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность поможет ученику в экстремальных стрессовых ситуациях сдачи экзаменов, написания контрольных работ и т. д.
Следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он сам очень болезненно к ним относится.
Во время подготовки учеником ответа нужно дать ему время для проверки и исправления написанного.
Следует в минимальной степени отвлекать ученика, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку.
Слайд 9Дифференцированный подход
При закреплении.
При проверке домашнего задания.
При самостоятельной работе.
Создать
на уроке ситуацию успеха:
помочь сильному ученику реализовать свои возможности в более трудоемкой и сложной деятельности;
слабому – выполнить посильный объем работы.
Слайд 10Обучение в сотрудничестве
Позволяет отстающим ученикам чувствовать себя полноправными членами команды
и стимулирует желание учиться.
Проектное обучение
Метод проектов рассматривается как способ
актуализации и стимулирования
познавательной деятельности учащихся.
Слайд 11Разнообразные формы и жанры урока
урок-игра
урок-спектакль
урок-путешествие
урок-детектив
урок-сказка
урок-концерт
урок-картина
“Блиц уроки”
Слайд 13В процессе обучения возникает проблема:
Как быть с родителями таких учащихся?
Слайд 14Организация работы с родителями слабоуспевающих и неуспевающих учащихся.
Слайд 15Работа с родителями
Цель: Создание условий для развития личностного потенциала
учащихся в условиях
взаимодействия школы, семьи, внешнего социума
Задачи:
создать коллектив единомышленников, сделать
учащихся, учителей, родителей соучастниками образовательного и воспитательного процесса
организовать разнообразную, увлекательную, социально-
значимую совместную деятельность учащихся и родителей
организовать всеобуч для родителей
Ожидаемые результаты:
установление диалога и взаимовыгодного сотрудничества между школой
и родителями
формирование у учащихся любви, долга к родителям, близким
решение проблемы занятости учащихся в свободное от уроков время
Слайд 16 Нередко от родителей можно услышать: «Не сделаешь домашнее задание
– не пойдешь к друзьям», «Закончишь обучение с тройками – не поедешь на море»…
Мы настолько привыкли к примитивной поведенческой схеме «стимул-реакция», что не можем представить себе другой способ мотивирования детей, стимулирования их работы, творчества, достижений.
И, в результате,получаем личность, которая не интересуется ничем, кроме
вознаграждения за свои усилия или
испытывает потребность
в постоянном контроле со стороны .
Слайд 17 Формы организации работы с родителями слабоуспевающих и неуспевающими учащихся.
Слайд 18Самой распространенной формы работы с такими родителями является индивидуальная беседа.
Организация индивидуальной
беседы
родителей и учителя в присутствии ученика.
Слайд 19
Выполнение индивидуальных заданий во внеурочное время по учебным пособиям, карточкам, где
учитываются дифференцированные задания для создания ситуации успеха.
Слайд 20Родительское собрание
Подкрепляется методическими рекомендациями
и практикумом.
Рекомендация методической литературы по отдельным
предметам.
Слайд 21
Каждый из нас может привести примеры из своей личной жизни, педагогической
практики, или просто из истории, когда, например, “из-за полной бездарности” был исключен из школы Эдисон;
знаменитый химик Либич, в 14 лет по неспособности
оставил школу, а 21 год стал профессором.
Слайд 22
Тесная связь с библиотекой, правильными Интернет-ресурсами, где осуществляется подбор заданий для
ребёнка:
► по развитию речи и техники чтения,
► расширению кругозора,
► общение с художественной литературой,
Виртуальными развивающими ресурсами
(экскурсии, справочные ресурсы и.т.п.)
Слайд 23 Психологический тренинг
Индивидуальная работа со
слабоуспевающими и неуспевающими учениками.
Индивидуальная работа психолога с родителями слабоуспевающих и неуспевающих учеников.
Слайд 24Советы классному руководителю по работе со слабоуспевающими детьми:
В начале учебного года
проинформировать учителей -
предметников о наличии слабоуспевающих детей в классе (на
малом педсовете или в индивидуальной беседе).
Поддерживать связь с психологической службой, учителями -
предметниками, интересуясь уровнем обучаемости учащихся,
темпами их развития, стилем общения с одноклассниками и
преподавателями.
Привлекать родителей слабоуспевающих детей к общественным делам класса.
Вовремя информировать родителей о негативных проявлениях в учебной дисциплине со стороны ученика (пропуски уроков без уважительной причины)
Слайд 25Доводить до сведения администрации (зам. директора по
воспитательной работе, социального педагога) случаи
нарушения
норм и правил поведения в целях современной их
профилактики.
Создать условия для занятия учащимися достойного места в
коллективе класса через активное включение во внеурочную
деятельность.
Держать на контроле состояние их здоровья.
Стремиться наладить доверительные отношения.
Чаще использовать поощрение нежели наказание для
поддержания веры в свои силы.
Слайд 26
Подводя итог …
при правильном раскрытии причин неуспеваемости и определении путей ее
ликвидации, высокое качество уроков, реальная помощь и тесный контакт семьи ученика с педагогическим коллективом, использование передовых методов в обучении, четко поставленный контроль за учебным процессом, - таковы наиболее реальные пути, для достижения высокой успеваемости и прочных знаний учащихся разного уровня развития.