Слайд 1Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «основная общеобразовательная школа № 4»
Опыт работы
по теме:
«Патриотическое
воспитание школьников»
Автор:
Учитель истории и обществознания
МБОУ ООШ № 4
Пец О.Н.
Слайд 2Содержание
Введение
Патриотическое воспитание школьников
План работы по патриотическому воспитанию школьников
План
работы 2012-2013г.г
План работы 2013-2014г.г
Практические результаты патриотического воспитания школьников МБОУ ООШ № 4
Результаты анкетирования школьников
Результаты анкетирования родителей школьников
Заключение
Библиографический список
Слайд 3Моя работа направлена
Современное понимание патриотизма характеризуется многовариантностью, разнообразием и неоднозначностью.
Кроме того, проблема патриотизма рассматривается разными исследователями в различных исторических, социально-экономических и политических условиях, в зависимости от личной гражданской позиции, отношения к своему Отечеству.
Цель работы– формирование и развитие патриотических чувств к своей большой и малой Родине.
Задачи;
1)Знакомить школьников с историей России и г. Междуреченска на уроках истории, на внеклассных мероприятиях.
2)Организовывать встречи с ветеранами Великой Отечественной Войны, ветеранами войны в Афганистане и Чеченской республики.
3)Привить школьникам чувство гордости, глубокого уважения и любви к своему Отечеству, малой родине и интерес к её истории и культуре.
4)Организовывать экскурсии в музеи города на тематические выставки.
Слайд 4Патриотическое воспитание школьников
Идеологической основой патриотического воспитания в современной школе являются духовно-нравственные
ценности нации. Сущность патриотического воспитания в современных условиях может трактоваться как развитие чувства личности, патриотического сознания, основанного на гуманистических духовных ценностях своего народа.
Слайд 5 Выделяя патриотическое воспитание в условно самостоятельное направление воспитательной работы,
необходимо отметить его органическую взаимосвязь с другими направлениями (гражданским, нравственным, трудовым, эстетическим и другими видами воспитания), что представляет собой гораздо более сложное сочетание, чем соотношение части и целого. Это связано еще и с тем, что:
• во-первых, патриотизм, особенно если иметь в виду его генезис, возникает и развивается как чувство, все более социализируясь и возвышаясь посредством духовно-нравственного обогащения;
• во-вторых, понимание высшего развития чувства патриотизма неразрывно связано с его действенностью, что в более конкретном плане проявляется в активной социальной деятельности, действиях и поступках, осуществляемых субъектом на благо Отечества;
• в-третьих, патриотизм, будучи глубоко социальным по своей природе явлением, представляет собой не только грань жизни общества, но источник его существования и развития, выступает как атрибут жизнеспособности, а иногда и выживаемости социума;
• в-четвертых, в качестве первоосновного субъекта патриотизма выступает личность, приоритетной социально-нравственной задачей, которой является осознание своей исторической, культурной, национальной, духовной и иной принадлежности к Родине как высшего принципа, определяющего смысл и стратегию ее жизни, исполненной служению Отечеству;
• в-пятых, истинный патриотизм - в его духовности.
Слайд 7План работы по патриотическому воспитанию школьников.
Моя работа построена:
В контексте государственной программы
«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» (утверждена постановлением Правительства РФ от 05 октября 2010г. №795)
В контексте школьной программы патриотического воспитания «Я-гражданин» (рассмотрена на педагогическом совете 30 августа 2011г. №1 и утверждена директором школы 30 августа 2011г.)
Слайд 8План работы 2012-2013г.г
План работы по патриотическому образованию и воспитанию обучающихся на
2012-2013 учебный год.
Слайд 10План работы 2013-2014г.г
План работы по патриотическому образованию и воспитанию обучающихся на
2013-2014 учебный год.
Слайд 13Практические результаты патриотического воспитания школьников МБОУ ООШ № 4
Слайд 14Анкетирование обучающихся по патриотическому воспитанию.
Дать определение слову «патриот» (гражданин).
(обучающиеся
2-4х классов):
1 • Тот, кто любит свою Родину и не причиняет ей вреда
2 • Тот, кто готов совершить подвиг ради Родины
3 • Кто живет в своей стране и будет жить в ней всегда
4 • Человек с активной жизненной позицией
5 • Тот, кто изучает все о своей стране
6 • Тот, кто гордится своей Родиной
Слайд 15(обучающиеся 5-9 классов):
1 • Тот, кто любит свою Родину
2 • Человек,
осознающий себя частью страны
3 • Человек, сильно любящий Родину, соблюдающий законы государства
4 • Кто готов рисковать жизнью ради Родины
5 • Защитник Родины
6 • Гражданское сознание основано на любви, совести, вере, верности
7 • Тот, у кого есть гражданство
Слайд 16Дать определение слову «патриот» (гражданин).
(обучающиеся 2-4х классов):
1 • Тот,
кто любит свою Родину и не причиняет ей вреда
2 • Тот, кто готов совершить подвиг ради Родины
3 • Кто живет в своей стране и будет жить в ней всегда
4 • Человек с активной жизненной позицией
5 • Тот, кто изучает все о своей стране
6 • Тот, кто гордится своей Родиной
Слайд 17 (обучающиеся 5-9 классов):
1 • Тот, кто любит свою Родину
2 •
Человек, осознающий себя частью страны
3 • Человек, сильно любящий Родину, соблюдающий законы государства
4 • Кто готов рисковать жизнью ради Родины
5 • Защитник Родины
6 • Гражданское сознание основано на любви, совести, вере, верности
7 • Тот, у кого есть гражданство
Слайд 18Результаты анкетирования родителей
Слайд 19Результаты анкетирования родителей по проблеме патриотического воспитания детей 2013-2014 учебный год
1.
Посещаете ли вы вместе с детьми культурные места:
• часто 4%
• не посещаем 14%
• по выходным 32%
• в праздничные дни 16%
• другое (иногда) 34%
2. Как часто вы рассказываете детям об истории города:
• часто 2%
• периодически 24%
• редко 46%
• никогда 1%
• другое (они больше нас знают) 27%
3. Как часто вы проводите время с детьми, поддерживая семейные
традиции:
• часто 64%
• периодически 12%
• редко 4%
• никогда 0%
• другое (постоянно) 20%
4. Как часто вы беседуете с детьми на правовые и нравственные темы:
• часто 22%
• периодически 44%
• редко 34%
• никогда 0%
• другое 0%
Слайд 20Результаты анкетирования родителей
по проблеме патриотического воспитания детей. 2012-2013 учебный год
1. Посещаете
ли вы вместе с детьми культурные места:
• часто 9%
• не посещаем 13%
• по выходным 39%
• в праздничные дни 16%
• другое (иногда) 23%
2. Как часто вы рассказываете детям об истории города:
• часто 8%
• периодически 29%
• редко 46%
• никогда 0%
• другое (они больше нас знают) 17%
3. Как часто вы проводите время с детьми, поддерживая семейные
традиции:
• часто 68%
• периодически 11%
• редко 3%
• никогда 0%
• другое (постоянно) 18%
4. Как часто вы беседуете с детьми на правовые и нравственные темы:
• часто 26%
• периодически 45%
• редко 29%
• никогда 0%
• другое 0%
Слайд 21Результатом моей работы является:
1. Возросший интерес учеников к вехам истории России, родного
города и области;
2. Повышение активности учеников к участию в школьных мероприятиях;
3. Желание школьников заниматься исследовательской деятельностью изучая и исследуя историю, культуру, традиции.
4. Повышение самосознания у школьников, осознание своей гражданской позиции в обществе
Слайд 22Заключение
Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к отечественной системе
образования. Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, ее социализация в обществе, активная адаптация на рынке труда являются важнейшей задачей учебно-воспитательного процесса. Усиление воспитательной функции образования, формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважение к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе рассматривается как дно из базовых направлений в области образования.
В «Концепции модернизации российского образования определены приоритетные направления, среди которых одним из главных стали: усиление воспитательного потенциала образовательного процесса, организация эффективного гражданского образования.
В настоящее время гражданское образование находится на этапе становления, который включает разработку содержания гражданского образования, развитие демократических начал в жизни образовательных учреждений основного образования и организацию социальной практики обучающихся. Всем этим задачам соответствует моя работа по воспитанию патриотизма.
Слайд 23Библиографический список
1. Авдонин, В. С. Исторический компонент в концепции патриотического воспитания:
формы и методы патриотического воспитания молодежи / В. С. Авдонин. - Рязань, 1996. - С. 33-39.
2. Аронов, А. А. Воспитывать патриотов : кн. для учителя / А. А. Аронов. – М.: Просвещение, 1989. - 175 с.
3. Водянский, А. М. Историческое и обществоведческое образование: стратегия развития / А. М. Водянский // ПИШ. - 1995. - № 3. - С. 55-59.
4. Гончаров, И. Ф. Какой быть российской школе / И. Ф. Гончаров // Воспитание школьников. - 1994. - № 5. - С. 5-10.
5. Грибов, В. С. Углубленное изучение истории: условия и результаты / В. С. Грибов // Педагогика. - 1994. - № 4. - С. 45-49.
6. Бондаревская, Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. - Ростов-на-Дону;1993. –Ч.1. – С. 11-42.
7. Интернет – ресурсы: Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы».
8. Захарова, Е. Н. Российская цивилизация / Е. Н. Захарова // ПИШ. - 1993. - № 6. - С. 21- 34.
9. Караковский, В. А. Общечеловеческие ценности — основа целостного учебно-воспитательного процесса / В. А. Караковский. - М: Нов. школа, 1993. - 80 с.