Слайд 1Накануне отмены
крепостного права
Выполнила Пуклакова Галина Геннадьевна
Учитель истории и обществознания
МБОУ «Мусирминская
СОШ»
Слайд 3План урока
Личность Александра II
Предпосылки отмены крепостного права
Причины отмены крепостного права
Слайд 4Проблемная задача
Почему, не смотря на то что, вопрос об отмене крепостного
права стоял достаточно остро всю первую половину XIX века, отменить его решился только Александр II?
Слайд 5Николай I
“Сдаю тебе мою команду, но к сожалению, не в таком
порядке, как желал. Оставляю тебе много трудов и забот”
1825-1855 гг.
Слайд 6Александр II — сын царя, воспитанник поэта
Александр Николаевич Романов
Александр Освободитель
Годы жизни
– 17.04.1818 - 1.03.1881
Годы правления – 1855-1881гг.
Слайд 8Александр Николаевич Романов
Будучи наследником, командовал гвардейскими частями в столице,
Отличился на
Кавказе при нападении горцев и получил за это солдатский крест,
Во время Крымской войны командовал всеми войсками Петербургского гарнизона.
С 1839 года приобщается к государственным делам.
Начальник военных учебных заведений.
Председатель секретных комитетов по крестьянскому вопросу
Слайд 9Предпосылки отмены крепостного права
Самостоятельная работа с учебником (стр.132) Привести факты в
подтверждение к каждой из данных предпосылок.
Слайд 10Александр I
Не кем взять!
1801-1825
Слайд 11Великий князь Константин Николаевич
Великая княгиня Елена Павловна
Император Александр II
Слайд 12Работа с терминами
Политический режим – совокупность приёмов, методов, форм, способов осуществления
политической, включая государственную, власти в обществе
Недоимки- неуплаченные в срок налоги, сборы.
Амнистия- частичное или полное освобождение от судебного наказания, производимое верховной властью
Слайд 13При вступлении на престол объявил
1855 г.
Александровская «оттепель»
Слайд 14 Статисты
• «По некоторым подсчетам в 1850-е годы по сравнению с
1840-ми годами чистые сборы хлеба и картофеля на душу населения у помещичьих крестьян снизились в Северо-Западном районе на 8%, в Центрально-Черноземном – на 16%, в Западном - на 22% и в Юго-Западном - на 30%. К 1859 году 65% помещичьих крестьян были заложены в кредитных учреждениях, а на помещичьих имениях числилось только казенных долгов более чем на 425 млн. рублей серебром» (Чунтулова В. Т. - Экономическая история России. М., 1987. с. 77.)
• «Придёт крестьянин как возможно позже, осматривается и оглядывается сколь возможно чаще и дольше, а работает сколь возможно меньше». А.И.Кошелев о барщине.
Слайд 15 Статисты
1) Какие изменения
произошли в сельском хозяйстве в 1840-1860 гг.
2) Что мешало развитию сельского хозяйства?
3) Как вы думаете, каким образом крепостное право влияло на развитие промышленности?
4) О каких причинах отмены крепостного права говорится в документе?
Слайд 16Участники Крымской войны
«Право, грустно становится, когда подумаешь, как вообще мы дурно
вооружены - и солдаты и офицеры. Саблю нашу совестно обнажить: она гнется как проволока, пистолеты у нас только у верховых, и то своей тяжестью и неуклюжестью отвращают от изучения искусства цельной пистолетной стрельбы… Немудрено, что в таком положении офицеры приходили в отчаяние, а солдаты бредили изменой».
Саратовский журналист И. Горизонтов, вспоминая о крымской войне, писал: “Чувствовалось, что нас победила Европа не храбростью, не личной доблестью, а посредством умственного развития”.
«…Грозный призрак могущества России, пугавший Европу, распался, исчез, и место его уступили в Европе чувства сожаления к русскому народу и презрения к петербургскому правительству». Тютчева А.Ф. При дворе двух императоров. Воспоминания – дневники. М., 2008.
Слайд 17Участники Крымской войны
1) Назовите причины поражения в Крымской войне.
2) Как
поражение России в войне отразилось на ее международном авторитете?
3) О каких причинах отмены крепостного права говорится в этом документе?
Слайд 18Представители департамента полиции
«Еще до обнародования в минувшем году во всеобщую
известность высочайших рескриптов на имя начальников губерний об улучшении быта помещичьих крестьян в народе были распространены о сем слухи, которые и вызвали со стороны крепостных людей различные толки, выражавшие ожидание предстоящей им свободы. Ожидание это сильно выразилось в 1855 г. по случаю воззвания святейшего Синода при формировании государственного' ополчения 1, причем крестьяне целыми иногда селениями в весьма значительных массах отказывались исполнять господские работы, высказывая желание поступить в ряды ополчения и предполагая, что с тем вместе получат они свободу. В 1856 г. те же самые толки и те же ожидания были поводом движения помещичьих крестьян из всех почти губерний Южной России в Крым по вызову будто бы правительства для заселения разоренных неприятелем мест Крымского полуострова.
Слайд 19Представители департамента полиции
1) О каких настроениях русского крестьянства свидетельствует документ?
2)
Можно ли считать, что во время Крымской войны наблюдался рост крестьянского движения?
3) С каким фактором связывали своё освобождение крестьяне?
Слайд 20
социальные
внешнеполи-тические
экономи-ческие
Причины отмены крепостного права
Слайд 21Соотнесите причины и аргументы отмены крепостного права
А. Возникла возможность потерять статус
великой державы
Б. Крепостное право стало угрозой общественного спокойствия
В. Низкая производительность крепостного труда, замедляла развитие страны
Г. Отсутствие личной свободы препятствовало развитию капитализма.
Д. Безнравственность крепостного права.
Слайд 22Соотнесите причины и аргументы отмены крепостного права
Слайд 23Установите причинно-следственные связи
А. поражение в Крымской войне
Б. угроза потерять статус великой
державы
В. отмена крепостного права
Г. технико-экономическая отсталость России
Д. крепостное право
Слайд 24Установите причинно-следственные связи
Д. крепостное право
Г. технико-экономическая отсталость России
А. поражение в Крымской
войне
Б. угроза потерять статус великой державы
В. отмена крепостного права
Д
Г
А
В
Б
Слайд 25 «Почему, не смотря на то что, вопрос об отмене крепостного права
стоял достаточно остро всю первую половину XIX века, отменить его решился только Александр II?»
Ваш ответ
Слайд 26Домашнее задание.
Параграф 19, вопрос №3. В чем сходство и различия
начала правления Александра I и Александра II?