Слайд 1МБОУ «Лицей № 17»
г. Владимира
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ
ИСТОРИИ И
ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ КАК ОСНОВА
ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ
РЕЗУЛЬТАТОВ ФГОС
Гудинова Светлана Валентиновна
Учитель истории и обществознания
Высшая квалификационная категория
Слайд 2Цель обучения ребенка
состоит в том, чтобы
сделать его способным
развиваться
дальше
без помощи учителя.
Элберт Грин Хаббард
Слайд 3 «Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного
и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире» (Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»).
Слайд 4
НОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ - …
Умение оценивать свои и чужие поступки,
стремление к созидательной деятельности
Умение добывать, преобразовывать и представлять информацию
Умение донести свою позицию, понять других, договориться, чтобы сделать что-то сообща
Умение организовывать свои дела: ставить цель, планировать, получать и оценивать результат
ДЕЙСТВИЯ
«деятель», а не «знайка»
ЛИЧНОСТНЫЕ
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
КОММУНИКАТИВНЫЕ
Требования стандарта к результатам
Слайд 5Групповая работа.
Использование мультимедийных учебников .
Создание презентаций PowerPoint.
Использование электронных образовательных ресурсов.
Проведение интегрированных уроков.
Метод проектов.
Примеры организации работы
Слайд 6
1. Групповая работа как основной элемент урока в рамках ФГОС
Групповой способ
организации работы детей является особым фактором совместной деятельности, которая оказывает стимулирующее воздействие на развитие ребенка.
Слайд 7
Основные цели групповой работы:
Обеспечение активности учебного процесса.
Достижение высокого уровня усвоения материала.
Роль
учителя на данном этапе работы
Наблюдение за работой группы
Оказание помощи в случае необходимости
Поощрение работы групп
Слайд 8
Особенности организации групповой работы учащихся:
Деление класса на группы для решения конкретных
задач
Предоставление определенного задания (одинакового для всех или дифференцированного)
Особое расположение групп в классе. Создание условий для обмена информацией и совместной работы.
Знакомство учащихся с правилами работы в группе
Распределение ролей в группе. Выбор руководителя группы.
Объяснение условий задания, инструктаж и последовательности и времени работы
Слайд 9
Отчет групп о проделанной работе
Сообщение о результатах работы
Анализ познавательной задачи
Общий вывод
о работе группы. Самооценка группы. Оценка учителем
Самостоятельная работа группы.
Распределение заданий внутри группы
Индивидуальное выполнение задания
Обсуждение результатов работы
Слайд 10
Результаты
При групповой работе формируются универсальные учебные действия:
Познавательные – работа с информацией, с
учебными моделями, использование знако-символических средств, общих схем, выполнение логических операций:сравнения,анализа,обощения,классификации,установление аналогий.
Регулятивные – планирование, контроль, коррекция, оценка
Коммуникативные – навыки сотрудничества, умение строить высказывание, участвовать в беседах, обсуждениях, умение иллюстрировать, делать выводы, аргументировать свою точку зрения
Личностные УУД(действия смыслообразования, нравственной и эстетической оценки, личностного, профессионального и жизненного самоопределения).
Слайд 112. Использование мультимедийных учебников
Мультимедиа – совокупность компьютерных
технологий, одновременно использующих
несколько информационных
сред: графику,
текст, видео, фотографию, анимацию,
звуковые эффекты, высококачественное
звуковое сопровождение.
Слайд 13
Преимущества мультимедийных технологий в преподавании истории:
Знакомство с историческими событиями можно сопровождать
показом видеофрагментов, фотографий
Широко использовать показ репродукций картин художников
Демонстрировать графический материал (таблицы, схемы)
«Оживлять» карты
«Посещать» крупнейшие музеи мира
Прослушивать записи песен
Активизировать учебный процесс
Слайд 14Преимущества использования презентаций:
Преподаватель сам конструирует урок;
Возможность использовать информацию в любой форме
представления (текст, таблицы,
диаграммы, слайды, видео-аудиофрагменты и т.д.)
3. Создание презентаций PowerPoint
Слайд 15Использование презентаций позволяет успешно чередовать различные виды деятельности такие как: работа
с картой, учебником, тетрадью, с информацией на экране.
Чередование видов деятельности, способов подачи информации позволяет активизировать различные каналы восприятия, способствует повышению внимания и росту активности учащихся на уроке, снижает утомляемость.
Урок становится более ярким!
Слайд 164. Использование электронных образовательных ресурсов
Слайд 17
Направления использования ЭОР НП в учебном процессе
в условиях классно-урочной системы:
при проведении
традиционных уроков;
при организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся;
в условиях реализации инновационных педагогических технологий;
как основа для перехода к новым нетрадиционным моделям обучения
Слайд 18
Формы организации деятельности учащихся
индивидуализированный практикум;
виртуальная лабораторная работа;
виртуальная экскурсия;
исследовательская работа;
дискуссия;
проблемный семинар;
консультация
Слайд 19
Результаты использования
ЭОР НП
Для учителя:
в более полной мере реализуется учет индивидуальных
особенностей учащихся;
появляется реальная возможность учета индивидуальных образовательных потребностей учащихся (расширение информационного пространства);
создаются условия для перехода к парадигме учения (расширение познавательных возможностей);
создание условий для профессионального роста
Слайд 20
Значение применения мультимедийных технологий
Повышают мотивацию учебной деятельности за счет нетрадиционной формы
подачи материала, элементов игровой деятельности
Учащийся становится активным участником процесса обучения, а не пассивным слушателем лекций, организация материала позволяет ему вживаться в своеобразную роль исследователя.
Ученик не только просматривает информацию, но и строит новые знания, создавая собственные презентации того или иного урока.
Все это повышает уровень интенсификации и индивидуализации обучения, позволяет обеспечить личностно- ориентированный подход.
Слайд 21Что такое интегрированный урок?
В первую очередь это интенсификация познавательного интереса и
процесса выработки общеучебных умений и навыков на основе решения одного и того же вопроса интегрированного курса.
Урок учителя могут проводить вместе или раздельно, но результат достигается только их совместными, объединенными усилиями.
5. Проведение интегрированных уроков.
Слайд 22
Решаемые задачи
Интегрированный урок позволяет решать целый ряд задач, которые трудно реализовать
в рамках традиционных подходов.
Вот некоторые из таких задач:
повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы;
рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных областях;
организация целенаправленной работы с мыслительными операциями: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез и т.д.;
показ межпредметных связей и их применение при решении разнообразных задач.
Слайд 23 Проектная деятельность - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая
общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
6. Метод проектов
Слайд 24
Цель проектного обучения:
создать условия,
при которых обучающиеся
самостоятельно и охотно приобретают
недостающие знания из разных источников;
2) учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
3) приобретают коммуникативные умения, работая в группах;
4) развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
5) развивают системное мышление.
Слайд 25Ресурсы
Сл.2http://www.peoples.ru/art/literature/prose/publicist/elbert_green_hubbard/hubbard_2.shtml