Слайд 1Культура Киевской Руси
9-12вв
Слайд 2План урока
1.Особенности культуры Древней Руси.
Письменность и грамотность.
Литература.
4.Устное народное творчество.
5. Зодчество и
живопись.
6. Художественное ремесло.
Слайд 3Определение культуры
Культура
материальная
духовная
Система созданных человеком материальных и культурных ценностей на определенном историческом
этапе.
Что относится к материальной культуре?
Что относится к духовной культуре?
Слайд 4Особенности культуры Древней Руси
Основу древнерусской культуры составляло наследие восточных славян.
Древнерусская
культура впитывала в себя культурные достижения проживавших в составе Руси и окружающих ее народов.
Большое влияние на русскую культуру оказала Византия, особенно после принятия христианства.
Создавая свои творения, древнерусские мастера не стали слепо подражать своим византийским учителям. они стремились отразить в них думы и чаяния русского народа.
Слайд 5Особенности культуры IX-XIII вв.
Замедленность темпов развития
Традиционализм
Господство религиозного
мировоззрения
Слайд 6Этапы развития
Дохристианский период
Культура Киевской Руси
Период раздробленности:
формирование местных
особенностей
Слайд 7
Главным мотивом древнерусского искусства был патриотизм, призыв к объединению народных сил
против внешних врагов.
Слайд 8Основные направления развития культуры
Развивается литература
При Владимире Святославиче началось активное строительство каменных
и деревянных храмов
Развивается фресковая живопись
Иконопись
100 видов ремесленных производств
Слайд 9 Узелковая письменность
Письменность у восточных славян зародилась до принятия христианства.
Веньзааль – узелково-узорчатое письмо Венедов
Узелковая письменность, это где каждый Узелок составляет – Слово-Понятие. Отсюда выражения – «Завязать Узелок на память», «Связывать слова в единую нить», «Распутать Узел проблем», «Путано говорить», «Хитросплетение слов», «Завязка и Развязка сюжета».
Письменность
Слайд 10
Письменность
Славянскую азбуку создали византийские монахи Кирилл и Мефодий.
Алфавиты кириллица и
глаголица
Слайд 12
Письменность и грамотность
Грамотность была распространена не только среди феодалов, но и
среди горожан. Об этом говорят многочисленные берестяные грамоты, а также надписи-граффити на стенах.
Граффити
Граффити – древние надписи бытового характера, рисунки, нацарапанные на стенах зданий и пр.
Слайд 13ГРАМОТНОСТЬ ДО ХРИСТИАНСКОГО ПЕРИОДА
100% грамотность среди славянского населения
БЕРЕСТЯНАЯ ГРАМОТА
Слайд 14От Гостяты к Василю. Что мне дал отец и родичи дали
впридачу, то за ним. А теперь, женясь на новой жене, мне он не дает ничего. Ударив по рукам (в знак новой помолвки), он меня прогнал, а другую взял в жены. Приезжай, сделай милость'
Слайд 15
«Поклон от Григория к матери. Дай 30 гривен. Воита и сына
подвергли пытке после суда о воровстве»
Слайд 17Книги писались и переписывались учёными монахами. За этой работой
они проводили долгие годы.
Слайд 18Каждая глава и отдельная страница книги начиналась и заканчивалась рисунками.
Слайд 19Для письма чаще всего использовали пергамент. На нём писали с обеих
сторон. Затем листы сшивались, и в таком виде они уже выглядели как книга.
Слайд 20Каждая буква была выписана по строгим правилам – уставу. Книги украшались
миниатюрами.
Русские книги были рукописными и очень дорогими.
Писало. 11 век.
Евангелист Лука. Миниатюра 12 век.
Слайд 21Образование
Школы открывались при церквах и монастырях. Обучение велось на родном языке.
В школах учили чтению, письму, основам христианского вероучения, счету.
Киево-Печерский монастырь. Современный вид.
Слайд 22Древние летописи сохранили сведения о том, как по приказу князя Владимира
были отобраны дети лучших людей и отданы в книжное обучение. Школьная грамота для древних русичей была чем-то страшным и непонятным, незнакомая вера – чужой, а все нововведения – дикими и ужасными. Насильно завербованных в первые школы учеников матери искренне оплакивали, как будто провожая в последний путь.
Слайд 23Школы
988г – создана школа в Киеве князем Владимиром
Изучали:
- грамматику
риторику
диалектику
математику (
счет на пальцах, на древнерусской абаке – прототип счетов, использовали вишневые и сливовые косточки)
Слайд 26 Созданная князем Владимиром школа имела название «Книжное учение», и являлась
настоящим дворцовым учебным заведением. В ней обучали не только грамоте, но и другим наукам. В этой школе обучалось около 300 учеников, и все они были разбиты на небольшие группы, в каждой из которых преподавал свой учитель. Процесс преподавания проходил по ступеням. Каждая группа имела своего преподавателя – наставника, состояла из 5-15 учеников, причем зачастую разновозрастных.
Слайд 27Позже, в 1028 году, сын князя Владимира Ярослав Мудрый ещё больше
расширил круг постигающих грамоту, открыв в Новгороде школу, в которой обучалось 300 детей духовенства. Постепенно число школ стало расти. Как правило, открывались они при церквях и монастырях, поэтому священники на Руси считались самыми образованными людьми.
Слайд 28Рисунки ученика Онфима
Автопортрет
Онфима
Слайд 30Литература
Жанры
Летописи
Жития
Слово
Хождения
Слайд 32Книги религиозного и богословского содержания. Тексты переписывались как целиком, так и
в виде сборников отдельных проповедей. До нас дошло переписанное в 1056-1057гг для новгородского посадника Остромира Евангелие
Слайд 34Новгород. Начало XII в. (до 1117 г.) Писец Алекса и Златописец
Жаден. Заставка и инициал - "византийского стиля"
Пергамент, чернила, темпера, золото; почерк - устав; переплет и оклад - доски, бархат, золоченое серебро, скань, перегородчатая эмаль, полудрагоценные камни, жемчуг.
Рукопись является одним из древнейших списков Евангелия апракос , украшена четырьмя миниатюрами с изображением евангелистов.
Слайд 35Летопись – эпическое повествование, рассказывающее о каком либо историческом периоде
в русских
летописях были некоторые особенности: во первых летописные повествования о событиях прошедших до XI века основываются лишь на фольклорном материале; во вторых освещение событий вызывает сомнение, так как любой летописец освещал события в лучшем свете для своего князя; и, наконец, в-третьих - летописи часто подвергались коррекции с приходом нового правителя.
Слайд 36Повесть временных лет». Начальный лист.
Слайд 37Нестор был одним из первых создателей житий – литературных описаний жизни
людей, причисленных православной церковью к лику святых. Нестор написал одно из первых житий Бориса и Глеба.
Борис и Глеб. Фрагмент иконы.
Слайд 38Житие (биос (греч.), vita (лат.)) — жизнеописания святых
Слайд 41Крупным литератором Древней Руси был Иларион, первый киевский митрополит –уроженец Руси.
Он создал целый ряд произведений в жанре слова – торжественного и поучающего обращения. Наиболее известным является его «Слово о законе и благодати». В нем он изложил свой взгляд на историю Руси, на выдающуюся роль христианства в ее становлении и роль Владимира и Ярослава Мудрого в судьбах Русского государства.
«Слово о законе и благодати». Список 16 века.
Слайд 42Слово Даниила Заточника
Митрополит Илларион
« Слово о законе и
благодати»
Слайд 43Хождение – жанр, в котором описывались путешествия в иные земли и
путешествия
Слайд 44Хождение игумена Даниила в Палестину
Фрагмент книги «Житие и хождение игумена Даниила
из Русской земли»
В центре внимания произведения — описание христианских святынь. Одновременно изображены быт местного населения — мусульман и христиан, рассказывается о земледелии, скотоводстве, садоводстве, рыболовстве
Слайд 45Устное народное творчество
Песни
Былины
Сказания
Из того ли то из города из Мурома,
Из того
села да Карачарова
Выезжал удаленький дородный добрый молодец.
Он стоял заутреню во Муроме,
Ай к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град.
Дай подъехал он ко славному ко городу к Чернигову.
У того ли города Чернигова
Нагнано-то силушки черным-черно,
Ай черным-черно, как черна ворона.
Так пехотою никто тут не прохаживат,
На добром коне никто тут не проезживат,
Птица черный ворон не пролётыват,
Серый зверь да не прорыскиват.
А. Васнецов. Три богатыря.
Что мы подразумеваем под термином УНТ?
Слайд 46Былины – это поэтическое сказание о прошлом, в которых прославлялись подвиги
русских богатырей
Главная идея: Освобождение Руси и ее защита от врагов
Слайд 47
срубленные стены, высокоподнятый деревянный пол, двускатная кровля, большая печь, сложенная из
камней
Архитектура
Типы домов
северный
южный
пол углублен по отношению к земле, стены деревянные, присыпанные землей
Слайд 48срубленные стены, высокоподнятый деревянный пол, двускатная кровля, большая печь, сложенная из
камней
Слайд 50План Киева
Скандинавские историки называют Русь страной городов. Летописи сообщают о 24
городах в Киевской Руси.
Самый крупный из них – Киев.
Город киевского князя Ярослава Мудрого окружали высокие земляные валы общей протяженностью 3,5 километра.
Слайд 51Золотые ворота в Киеве
Золотые ворота были главным въездом в Киев.
Это— мощная боевая башня с возвышавшейся над нею церковью Благовещения — вызывала восторг современников и навевала ужас на врагов своей неприступностью.
Здесь находился парадный въезд "в город Ярослава".
Слайд 53Храм Святой Софии в Киеве был построен в эпоху расцвета Киевской
Руси. В ряду всемирно известных храмов он занимает одно из первых мест по художественному совершенству, красоте, величию и масштабам.
Путешественник Павел Алеппский, видевший Софию Киевскую в XVII век – в не самые лучшие для нее времена, – сказал, что «ум человеческий не в силах ее объять».
Слайд 54 В Древнерусском государстве получила распространение крестово-купольная композиция в строительстве каменных
храмов.
Прямоугольное в плане здание церкви как бы расчленялось крестом, перекрестье которого приходилось точно на центр храма .
Слайд 55Над храмовым зданием сооружали главный купол, с которым могло соседствовать от
четырёх до двенадцати меньших куполов. Эту центральную «главу» поддерживал барабан со световыми окнами, опиравшийся на четыре главных столба, находящихся внутри храма
Слайд 56 Главные и прочие столбы делили храм на нефы.
НЕФ (франц. nef
от лат. navis — "корабль") — главное помещение христианского храма крестово-купольного или базиликального типа.
В более узком значении — продольное, вытянутое в плане помещение.
В восточной части заканчивается алтарным выступом — апсидой.
Слайд 57Нефов, как правило, было три или пять.
Вход в церковь был в западной части храма.
Над ним древнерусские зодчие строили хоры — верхнюю открытую галерею, балкон, где пребывали во время богослужения именитые люди: князь, его семья и приближённые.
Киевская София - огромный пятинефный собор с пятью апсидами с большими хорами-«палатами», светлыми и широкими, имел купол с необычным взлётом в самом центре.
Слайд 58 церковь Бориса и Глеба в Вышгороде
Слайд 60Живопись
мозаика
иконопись
фреска
миниатюра
Слайд 61Зодчество и живопись
Собор Святой Софии расположен в самом центре Киева. Сохранились
и через века дошли до нас 260 кв.м. мозаик и 3 тысячи кв.м. фресок.
Мозаика – картина из вдавленных в сырую штукатурку стекловидных камешков (смальты)
Фреска – картина, написанная водяными красками по сырой штукатурке
Мозаики Софийского собора в Киеве
Слайд 63Пространство под сенью главного купола представляет собой описанный арками огромный крест.
В зените центрального купола Святой Софии Киевской, в медальоне,— огромное поясное изображение Христа-Вседержителя (Пантократор)
Христос - Вседержитель расположен в куполе горнего Неба, словно в необъятной дали.
Слайд 65Богоматерь Стена Нерушимая» занимает в системе мозаик Софии Киевской исключительное место.
Возвышающаяся над главным алтарем Софийского собора «Оранта» на протяжении почти десяти веков оставалась неповрежденной, хотя и город, и сам собор неоднократно подвергались разрушениям. По преданию, Отечество не погибнет, пока простирает над ним руки Божия Матерь Оранта «Нерушимая Стена».
Слайд 67Голова Милостивой Матери покрыта платом (омофором), перекинутым через левое плечо. Позднее
этот плат получит на Руси оригинальное осмысление как «Покров Божией Матери», которым Она духовно сокрыла Русскую Землю от злых напастей, бед и неприятелей.
Оттенки Ее синего одеяния с темными складками отчетливо выделяются на общем золотом фоне смальты.
Слайд 70 Мозаика- изображение, выполненное из набора цветных камней, мрамора, смальты.
Св. Георгия Победоносец
Живопись
Слайд 71Фрески писались заезжими византийскими мастерами разных артелей на протяжении нескольких лет.
В итоге стены Софийского собора были сплошь покрыты фресками. Древние росписи были обнаружены случайно: в 1843 году в одном из южных приделов отвалился кусок штукатурки с масляной живописью и открылась фреска XI века
Слайд 72Особую ценность среди фресок Софийского собора составляет групповой портрет семьи Ярослава
Мудрого.
Композиция находилась на северной, западной и южной стенах главного нефа. Фреска сохранилась, к сожалению, лишь частично. Портрет представлял собой парадный выход князя, его жены Ирины, дочерей — будущих королев Франции, Норвегии, Венгрии — и сыновей, ставших известными политическими деятелями
Слайд 73Чтобы неукоснительно следовать канону, иконописцы пользовались в виде образцов либо древними
иконами, либо иконописными подлинниками.
Канон – свод положений, норм, правил.
Мог быть “лицевым” и “словесным”
Иоанн Златоуст. Мозаика Софийского собора в Киеве .
Иконопись
Слайд 74 Икона - в христианском искусстве изображение лиц Священной истории: Христа, Богоматери,
библейских персонажей и сюжетов, жития святых
"Ангел Златые власы". Новгородская икона. XII век. Русский музей.
Живопись
Слайд 75Иконы, как правило писались на липовой доске
Специфика иконописного письма:
Фигуры изображались плоскими
и неподвижными, использовались особая система изображения пространства (обратная перспектива),
вневременное изображение,
фигуры не отбрасывают теней,
свечение вокруг головы в виде круга (нимб).
Адриан святой. Фреска Софийского собора в Киеве
Иконопись
Слайд 76Алипий писал иконы даром и если узнавал, что в какой-нибудь церкви
иконы обветшали, брал их к себе и поправлял безвозмездно. Святой никогда не был праздным и оставлял иконописание только ради Божественной службы. Много икон, написанных преподобным прославились как чудотворные.
Слайд 77икона Пресвятой Богородицы, именуемая Свенской, хранится по сей день в Третьяковской
Слайд 78 Чернь - вид ювелирной техники, при котором изображения наносятся гравировкой на
золото (серебро) с заполнением штрихов черневым сплавом.
Декоративно-прикладное искусство
Слайд 79 Финифть (эмаль)- прочное стеклообразное покрытие, наносимое на металлический предмет и закрепляемое
обжигом
Декоративно-прикладное искусство
Слайд 80Художественное ремесло
Эпоха Киевской Руси ознаменовалось расцветом художественных ремесел, среди которых видное
место заняла обработка металлов, в частности ювелирное дело, центром которого стал Киев. Основы металлических изделий выполнялись техникой литья, которую использовали для создания как уникальных, так и изделий массового употребления. Для первых применяли восковую модель, для вторых – каменные формочки.
Гривна Владимира Мономаха
Слайд 81Художественное ремесло
Кольчуга - оборонительный доспех из продетых друг в друга железных
колец.
Воин в доспехах
Сережка-подвеска
ХІ-ХІІІ ст.
Шлем Ярослава Всеволодовича
Слайд 82ЗЕРНЬ
Мелкие золотые или серебряные шарики (диам. от 0,4 мм), которые напаиваются
в ювелирных изделиях на орнамент. Зернь создаёт эффектную фактуру, игру свето-тени.
Сережка-подвеска
Бусина, украшенная зернью
Слайд 83 зернь- техника изготовления ювелирных изделий, когда мелкие серебряные или золотые шарики
напаиваются на орнамент
Декоративно-прикладное искусство
Слайд 84Скань
Скань (от др.-рус. скать — свивать), филигрань — вид ювелирной техники: ажурный или
напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. Изделия из скани часто дополняются зернью (маленькие серебряные или золотые шарики) и эмалью.
Слайд 85Скань - вид ювелирной техники, изготовление украшений из тонкой проволоки
Декоративно-прикладное искусство
Слайд 86Перегородчатая эмаль
Колты с изображениями птиц по сторонам «древа жизни» и цепь-рясна
из бляшек для крепления колтов. Золото. Перегородчатая эмаль. XII в.
Слайд 87Первая половина XII в. Киев. Золото; тиснение, пайка, перегородочная эмаль.
Колты
-украшение головных уборов знатных горожанок; цепь-рясна для крепления колтов
Изготовлены из золота с применением тиснения и пайки. Изображения на них нанесены в сложнейшей технике перегородчатой эмали.
Перегородчатая эмаль - ювелирная техника.. На золотую поверхность напаивали контуры рисунка тончайшей золотой проволочкой или пластинкой в форме желобка. В образовавшиеся ячейки засыпали стеклянный порошок - эмаль. При нагреве эмаль прочно соединялась с поверхностью изделия. Для получения того или иного цвета требовалась своя температура нагрева. Эмальерное дело было вершиной древнего прикладного искусства, овладение им свидетельствовало о высочайшем уровне мастерства.
Слайд 88Керамика, цветная полива
Церковь Иоанна Богослова г. Смоленска. 1190-е гг.
Слайд 89http://www.proshkolu.ru/user/Olgas28/file/2295080/
http://www.vestnik.com/issues/2003/0219/images/kushner_povest.jpg
http://www.tapirr.com/ekklesia/chistyakov/propoved/1996kievo_pecher.htm
http://rys-arhipelag.ucoz.ru/publ/prepodobnyj_nestor_letopisec/22-1-0- http://pravchelny.ru/all_publications/zhitie/?ID=8916