Презентация, доклад на тему История народов России. Калмыки в 4-17 веках

Содержание

Слово «калмыки» происходит из тюркского языка. Буквально оно означает: «остаток». Центральная Азия считается их родиной, предки – западные монголы, которые занимались разведением скота и кочевали по степи в поисках лучших пастбищ.

Слайд 1Народы Поволжья
Калмыки

Народы ПоволжьяКалмыки

Слайд 2Слово «калмыки» происходит из тюркского языка. Буквально оно означает: «остаток». Центральная

Азия считается их родиной, предки – западные монголы, которые занимались разведением скота и кочевали по степи в поисках лучших пастбищ.
Слово «калмыки» происходит из тюркского языка. Буквально оно означает: «остаток». Центральная Азия считается их родиной, предки –

Слайд 3История народа ведет отсчет с конца XVI – начала XVII века,

когда отделившаяся часть племени ойратов переселилась на земли нижнего течения Волги, на территорию современной Республики Калмыкия, где они и вошли в состав Российской Империи. Калмыки – прирожденные наездники и успешные воины.
В настоящее время численность их составляет порядка 200 тысяч.
История народа ведет отсчет с конца XVI – начала XVII века, когда отделившаяся часть племени ойратов переселилась

Слайд 4Традиционные занятия
Основу традиционной экономики составляло кочевое скотоводство (преобладали овцы, лошади, крупный

рогатый скот, козы, верблюды). В середине XIX века с возникновением стационарных посёлков начали разводить свиней.
Традиционные занятияОснову традиционной экономики составляло кочевое скотоводство (преобладали овцы, лошади, крупный рогатый скот, козы, верблюды). В середине

Слайд 5Традиционные занятия
Поселившиеся в прибрежных районах Волги и Каспия калмыки занимались ловлей

рыбы. На землях Калмыкии сеяли рожь, пшеницу, просо, гречиху, овёс, технические культуры (горчицу, табак, лён). В середине 19 века возникает садоводство, с начала 20 века - бахчеводство и огородничество, затем заливное рисосеяние.
Основа современного хозяйства - пастбищно-отгонное скотоводство, сочетающееся с промысловым рыболовством, земледелием и промышленностью по обработке сельскохозяйственной продукции.
Традиционные занятия Поселившиеся в прибрежных районах Волги и Каспия калмыки занимались ловлей рыбы. На землях Калмыкии сеяли

Слайд 6Традиционное поселение имело круговую планировку - наиболее удобную с точки зрения

обороны при кочевом образе жизни. В центр круга загоняли на ночь скот, там же хранили имущество, проводили общественные сходки.
К моменту прихода в Россию калмыки сохранили организацию, объединявшую несколько семей. Селились хотонами - семейно-родственными поселениями. Женатые дети ставили свои кибитки недалеко от кибитки отца.
С начала 19 века появились стационарные посёлки с линейной планировкой.
Традиционное поселение имело круговую планировку - наиболее удобную с точки зрения обороны при кочевом образе жизни. В

Слайд 7Известны три типа традиционного жилища: кибитка, землянка и полуземлянка.
Кибитка -

это юрта монгольского образца. Первоначально она устанавливалась на 4-колёсной повозке и так передвигалась во время кочёвки. Со временем повозка исчезла, но термин "кибитка" сохранился.
Землянки и полуземлянки - жилища бедноты, со стенами из сырцовых или нарезанных из дёрна кирпичей, глиняной или дерновой крышей.

Традиционное жилище

Известны три типа традиционного жилища: кибитка, землянка и полуземлянка. Кибитка - это юрта монгольского образца. Первоначально она

Слайд 8В конце XIX века у зажиточных и знатных Калмыков появились строения

русского типа: деревянные в прикаспийских районах, кирпичные - в западных.
В современных селах Калмыкии преобладают типовые двух-трёхквартирные дома. Для рабочих посёлков более типичны 2- и 3-этажные дома на 4 - 12 квартир. В городах - типовые многоэтажные дома.

Жилище

В конце XIX века у зажиточных и знатных Калмыков появились строения русского типа: деревянные в прикаспийских районах,

Слайд 9В 13 веке калмыки познакомились с буддизмом. В 16 веке его

северная ветвь – ламаизм стал национальной религией калмыков. Калмыки-ламаисты поддерживали прямую связь с Тибетом, где находился верхний иерарх школы - далай-лама. Калмыки, которые с конца 17 века стали селиться на Дону, Урале, Украине, принимали православие.
По отношению к ламаистскому духовенству царское правительство проводило политику ограничения его численности, а также организовывало репрессии против сохранявшихся различных народных верований: шаманства, фетишизма, культа огня и домашнего очага.

Религия

В 13 веке калмыки познакомились с буддизмом. В 16 веке его северная ветвь – ламаизм стал национальной

Слайд 10Религия
К 1917 в Калмыкии действовали 92 хурула (монастырь, храм) . К

1943, когда началась депортация калмыков, не было ни одного. С конца 80-х годов 20 века началось возрождение буддистской общины. Постепенно исчезает из обращения термин "ламаизм", заменяемый "буддизмом». Одновременно возрождаются национальные праздники Цагалган, Урюс Сар
РелигияК 1917 в Калмыкии действовали 92 хурула (монастырь, храм) . К 1943, когда началась депортация калмыков, не

Слайд 11Развиты художественные ремёсла - вышивка (особые многоцветные швы на женской одежде),

обработка металла (чеканка и гравировка металлических частей седла, уздечки, футляров и рукояток ножей, курительных трубок, прикладов ружей, браслетов, серёг), тиснение по коже, резьба по дереву (мебель, архитектурные детали домов знатных Калмыков).

Ремесла

Развиты художественные ремёсла - вышивка (особые многоцветные швы на женской одежде), обработка металла (чеканка и гравировка металлических

Слайд 12Основа питания - мясо и молоко.
Мясные блюда: бульон с мясом,

приправленный сырым репчатым луком; мясо, запечённое в закрытой посуде (в прошлом - туша, запекавшаяся в течение суток без доступа воздуха в яме, присыпанной землёй, на которой разводили огонь); лапша с мясом и луком; пельмени; мелко нарезанные внутренности барана.
Молочные продукты - сыр, творог, сметана, масло, пенки, кумыс из кобыльего молока, молочный квас и кислый напиток из коровьего молока.

Традиционная еда

Повседневный напиток - чай (джомба) с молоком, маслом, солью и специями, из которых особенно ценился мускатный орех.

Основа питания - мясо и молоко. Мясные блюда: бульон с мясом, приправленный сырым репчатым луком; мясо, запечённое

Слайд 13Мучные изделия - пресные лепёшки, сваренные в бараньем жиру кусочки теста

(борцоги), позднее - заимствованные от русских и украинцев оладьи и баранки.
Борцоки – это, пожалуй, самое любимое лакомство калмыков. Это символ торжества, веселья и надежды на благополучное будущее. В старину борцоки готовили лишь на большие праздники, их в качестве подарка преподносили гостям. В обычные же дни побаловаться борцоками могли позволить себе разве что богачи. Все потому, что пшеничная мука - главный ингредиент теста для борцоков - в те времена стоила очень дорого и являлась одним из самых недоступных товаров.

Народная кухня

Мучные изделия - пресные лепёшки, сваренные в бараньем жиру кусочки теста (борцоги), позднее - заимствованные от русских

Слайд 14Мужская одежда - приталенный кафтан, рубаха, штаны, мягкие кожаные сапоги с

войлочным чулком-вкладышем для зимы и холщовыми портянками для лета.
Женская одежда - длинное до пят платье с безрукавкой, под ними длинная рубаха и штаны, сапожки.
Особое значение придавалось женским вышитым и мужским наборным металлическим поясам, служившим показателем знатности и благосостояния их владельцев.

Традиционный костюм

Мужская одежда - приталенный кафтан, рубаха, штаны, мягкие кожаные сапоги с войлочным чулком-вкладышем для зимы и холщовыми

Слайд 15Народный костюм
Разнообразны головные уборы мужчин и женщин в зависимости от сезона,

состоятельности семьи и т.д. Парадный головной убор с красной шёлковой кистью (отсюда прозвище Калмыков среди соседних народов "краснокисточные").
Женские украшения - серьги, заколки, шпильки, кольца из золота, серебра, кости, драгоценных и полудрагоценных камней; у мужчин - серьга в левом ухе, кольцо на безымянном пальце, браслет, игравший роль амулета.
Традиционная причёска мужчин и женщин - косы: у мужчин и девушек - одна, у женщин - две.
Народный костюмРазнообразны головные уборы мужчин и женщин в зависимости от сезона, состоятельности семьи и т.д. Парадный головной

Слайд 16Зула – Новый год - это древнейший праздник, ему насчитывается более

6 столетий. Отмечают его в день зимнего солнцеворота (22 декабря), когда протяженность дня увеличивается. На калмыцком «зулу» - лампада или светильник.

Праздники: Новый год

Огни зажигаются в этот день везде – в храмах, домах, на улицах. Считалось, что чем сильнее будет пламя, тем больше энергии отойдет солнцу. И, значит, греть оно будет сильнее. В храмах гадали на зажженных факелах – на удачный год. На жертвенных камнях оставляли дары буддийским божествам.

Зула – Новый год - это древнейший праздник, ему насчитывается более 6 столетий. Отмечают его в день

Слайд 17В начале марта отмечается Цаган сар (белый месяц). Кругом слышатся поздравления

с окончанием холодного и голодного времени. Идет подготовка к переселению на новые пастбища, ждут приплода скота. Старшие принимают еду от младших. В древности народ собирался около храма и ждал зарю. Общая молитва совершалась, как только первые лучи солнца пробьют небесную гладь. Делались приношения.

Праздники: Цаган сар

Общая молитва совершалась, как только первые лучи солнца пробьют небесную гладь. Делались приношения.

В начале марта отмечается Цаган сар (белый месяц). Кругом слышатся поздравления с окончанием холодного и голодного времени.

Слайд 18Единство земли и воды отмечается народом в июне в полнолуние. Божества

задабривались обильными подношениями, чтобы трава на новых пастбищах была сочной и богатой, скот был сыт и здоров, а значит, и народ был доволен и обеспечен. Совершался обряд: собирался весь скот, и хозяин на их головы брызгал молоком и кумысом.

Праздник лета

Единство земли и воды отмечается народом в июне в полнолуние. Божества задабривались обильными подношениями, чтобы трава на

Слайд 19К началу XVIII века, появляются первые упоминания об эпическом народном творчестве

калмыков. Главными памятниками этого творчества явились эпос «Джангар», отразивший в себе исторические события из жизни народа, и песнь о том, как монгольский Убаши-хун тайджи бился с племенами ойратов в 1587 году.

Эпос

Народная поэма«Джангар» содержит несколько тысяч стихов, объединенных в независимые песни. Они воспевают битву героев с чужеземными врагами за свободу и независимость народа. Подвигом героев этого эпоса является защита страны Бумба – иллюзорного места, где всегда мирное небо, море счастья и покоя.

К началу XVIII века, появляются первые упоминания об эпическом народном творчестве калмыков. Главными памятниками этого творчества явились эпос

Слайд 20Эпос
Еще один памятник народного эпоса – «Сказание о Гесере». В нем

так же воспевается борьба за справедливость.
ЭпосЕще один памятник народного эпоса – «Сказание о Гесере». В нем так же воспевается борьба за справедливость.

Слайд 21Символы калмыков: лотос
Те счастливцы, кто хотя бы раз в жизни видели

цветение лотоса (бадм, бадм цецг) едва ли забудут это непередаваемое зрелище. Красивые нежные цветы этого растения как будто парят над гладью воды. Лепестки и листья покрыты тончайшим восковым налетом, который переливается перламутром, а капли воды на них сверкают, словно драгоценные камни.
Символы калмыков: лотосТе счастливцы, кто хотя бы раз в жизни видели цветение лотоса (бадм, бадм цецг) едва

Слайд 22Спасибо за внимание !!!

Спасибо за внимание !!!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть