Слайд 1Детский сабантуй – праздник окончания учебного года
Работу выполнили
Члены Совета музея
«Яраткуловская старина»
Руководитель:
Кутлузаманова
Сария Закиевна
Слайд 2Актуальность темы
Ребёнок, ученик – будущий полноправный член социума, ему предстоит усваивать,
сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие общества через включения в культуру, социальную активность и поведение. В целом проблема освоения ребёнком национальной культуры до настоящего времени рассматривалось преимущественно в аспекте приобщения детей традициям русского народа. Только в недавнее время проблема приобщения детей к национальной культуре разных народов стала привлекать более пристальное внимание исследователей.
Итак, обращенность образования к культуре – это поиск путей выхода из духовного кризиса.
Культура – как сосредоточение человеческих ценностей, передаваемых от старших поколений к младшим, остаётся пониманием всеми людьми независимо от принадлежности к той или иной нации или социальной группе.
Приобщение детей к духовным истокам бытия, развития интереса к своим корням, сохранение и развитие культуры каждого этноса актуально для многонациональной России, потому что в современном обществе именно этнос способен обеспечить успешную адаптацию индивида к условиям интенсивных перемен во всём укладе его жизни.
Слайд 3Наверное, самый благородный путь – возрождение забытых национальных ценностей. К счастью,
детство – то время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры.
На протяжении одиннадцати лет мы почти на каждом уроке, изучая, приобщаемся к национальным традициям башкирского народа.
Предмет исследования – процесс формирования интереса у детей с культурой и традициями башкирского народа.
Объект исследования – процесс формирования у детей интереса при ознакомлении с культурой и традициями башкирского народа
База исследования МОУ Яраткуловская СОШ, 1 – 11 классы.
Слайд 4
На основании выбранной темы нами были поставлены цели:
приобщение нового поколения к
системе культурных ценностей народов Урала (башкиры);
воспитание толерантного отношения к другому народу.
Задачи:
Развивать у детей эмоциональное, активное отношение, действительный интерес к народной культуре башкир.
Познакомить детей с особенностями культуры, быта, традициями народа (жилище, народный костюм, национальная кухня).
Обогащать интеллектуальную, информационную сторону ребёнка.
Формировать интерес к самостоятельному изучению литературы, отражающей национальную культуру башкир.
Воспитывать уважение к культурным традициям других народов.
Слайд 5Яраткуловская школа – центр развития национальной башкирской культуры, языка, традиций и
обычаев
Слайд 6Сабантуй – это одно из самых ярких событий, происходящих на башкирской
земле из года в год. Башкирские детишки ждут сабантуй с таким же трепетом, как и новый год, ведь та радость, которую они испытывают соревнуясь друг с другом за призы, вполне сравнима с той, что они испытывают, находя подарки под ёлкой. Сабантуй относится к тем праздникам, которые празднуют все – от мала до велика.
Слайд 7С 1995 года – Яраткуловская СОШ – центр развития башкирской культуры
Проведение
школьного сабантуя в честь окончания учебного года в Яраткуловской средней общеобразовательной школе проводится с 1995 года, когда была принята программа развития образовательного учреждения, и школа стала центром развития национальной башкирской культуры, языка , традиций и обычаев.
Слайд 8«Детский сабантуй»
В честь окончания учебного года подготавливается специальный, так называемый, “детский
сабантуй”. Детская версия праздника почти ничем не отличается от взрослой, только конкурсы и соревнования упрощены и адаптированы, чтобы детишки могли справиться с ними. Тем не менее, детям также вручают грамоты и ценные призы. А после всех развлечений организаторы предлагают своим гостям насладиться национальной башкирской кухней. На сабантуе, как правило, широчайший выбор различных национальных блюд: бишбармак, манты, плов, бастурма, казы и многие другие.
Слайд 9В 2010 году 31 мая был дождь, поэтому «детский сабантуй» решили
провести в школьном спортзале. Не бывает худа без добра. Силами учащихся 8 класса и учительницы башкирского языка Нигматуллиной М.С. был показан обучающий инсценированный праздник «Сабантуй».
Слайд 10Сначала молодые джигиты собирали по классам подарки для будущих победителей в
состязаниях и народных играх: вышитые платки и полотенца, куски ситца, рубашки. Самым почетным подарком считалось вышитое национальным узором полотенце, которое имело символический смысл, и с ним не шли в сравнение никакие ценные призы.
Слайд 11Сбор подарков сопровождался веселыми песнями, шутками, прибаутками. Подарки привязывали к длинному
шесту, иногда джигиты обвязывали себя собранными полотенцами и не снимали их до конца церемонии.
Слайд 12
Всем ходом праздника заведовали влиятельные старики деревни. Они посылали джигитов собирать
подарки, назначали жюри для награждения победителей, следили за порядком во время состязаний. Это был своего рода совет сабантуя. На время праздника к нему переходила вся власть в деревне.
Слайд 13Подведение итогов года
На «детском сабантуе» подводятся итоги общешкольного конкурса «Кто впереди»
между классами , объявленного в начале учебного года, и награждаются коллективы классов – победителей Дипломами и денежными призами
Слайд 14
Дипломами и денежными призами из Фонда одаренных детей, организованного директором школы
Галиуллиной М.Г., награждаются
отличники учебы
Рахматуллина Айгуль (10 кл)
Азаугильдина Лилия (8 кл)
Слайд 15По труду и награда
Грамотами и денежными призами из Фонда одаренных детей
награждаются ударники учебы, активисты, спортсмены.
Слайд 16Спортсмены школы – Тунгатаров Руслан, Тулькибаев Динислам, Туктарова Дина – победители
районных и областных соревнований
Слайд 17с
Соревнования по традиционной башкирской борьбе на поясах – по курешу
Слайд 18Состязания в силе и ловкости
Я – хорошая хозяйка, водички ни капли
не потеряю!
Перетягивание каната
Слайд 19И брейк-данс, и восточный танец показать мы сможем
Слайд 20Блюда башкирской кухни, приготовленные детьми и их родителями
Слайд 21
Праздник без гостей у башкир считался признаком необщительности, скупости, поэтому с
майдана участники сабантуя возвращались с гостями (родители и бабушки). Праздничное веселье с богатым угощением продолжалось весь день.
Слайд 24I место в районном Детском сабантуе
Почетной Грамотой награждается коллектив Яраткуловской школы,
занявший 1 место в конкурсе юрт и плетней на районном Детском сабантуе, проходившем в рамках фестиваля «Здравствуй, племя младое!»
Зав. РОО Мясников Ю.М
28 мая 1999 г
Слайд 25
Грамоты областного Детского сабантуя
Слайд 26Список использованной литературы
Бикбулатов Н.Б., «Башкиры. Этническая история и традиционная культура», /Р.М.
Юсупов, С.Н. Шитова, Ф.Ф. Фатыхова Уфа, из-во «Научная энциклопедия», 2002
Бронштейн М.М., Жуковская Н.Л. и др. Праздники народов России. Энциклопедия. М.: РОСМЭН-ИЗДАТ, 2004. С. 38-39.
Башкортостан: Краткая энциклопедия. – Уфа: Научное издательство «Башкирская энциклопедия», 1996
Кузбеков Ф.Т. «История культуры башкир». Уфа: Китап, 1997
Интернет портал «История и культура Башкортостана» http://www.bashculture.ru/