Слайд 1Номинация : « Историко-культурное наследие и ценностный мир российской молодежи».
Тема: «Традиционный
народный костюм Воронежского края как отражение души народа.
Задачи исследовательской работы:
• привлечь внимание учащихся к изучению истории народного костюма Воронежского края;
• собрать материал о региональных особенностях народного костюма;
• развивать чувство гордости за наследие своего народа;
способствовать воспитанию гражданина России, патриота Малой Родины.
Слайд 2Мы участники:
школьного объединения «Юный патриот» - программа «Возрождение русских народных
традиции»;
Музея «Русская изба»;
ансамбля «Бабушкины песни» -руководитель Л.А.Ивасенко.
Слайд 3Народный костюм - художественный образ, часть отечественной истории, отражение многовековой жизни
народов нашей родины, их обычаев и традиций.
Слайд 4Русский народный костюм Воронежской губернии.
Воронежская область отличается большим разнообразием костюмов из-за
хаотичного заселения края. Русская одежда, несмотря на ее разнообразие, делилась на две группы: северновеликорусских губерний и южновеликорусских. На территории Воронежской губернии преобладал южновеликорусский тип.
Слайд 5Русский национальный костюм имеет свои особенности в зависимости от региона и
отличается особенностями покроя, тканью, цветовой гаммой, орнаментом, составом костюма и способом ношения различных его частей.
Слайд 6Виды декора:
Воронежской губернии повсеместно было распространено ткачество девичьих шерстяных праздничных кушаков,
полихромных в редкую продольную цветную полоску.
Слайд 7Вышивка.
в Воронежской губернии вышивка была неотъемлемой частью костюма. Любой русский народный
костюм непременно был украшен элементами вышивки.
Слайд 8Кружевоплетение.
Кружево в воронежской области развивалось параллельно с западно-европейским. Оно уступало
ему по тонкости плетения и изяществу рисунка, но оно всегда было более добротным по техническому качеству и своеобразным по художественному решению орнамента.
Слайд 9.
В воронежском народном костюме обязательно присутствуют цвета: белый, красный и черный.
Каждый из цветов имеет свое значение и символику.
Красный цвет – самый любимый цвет в русском народном искусстве. Слова “красный” и “красивый” для русского человека имели одинаковое значение: красна девица, красны молодцы, весна – красна.
Основные цвета.
Слайд 10Белый цвет.
Белый цвет как бы олицетворяет благородство, духовность, девственность, беспорочность. Он
как бы олицетворяет благородство, духовность, девственность, беспорочность. В то же время белая одежда - символ отказа от всех цветов, вкупе олицетворяющих жизнь. Не случайно в воронежских «старушечьих» рубахах практически отсутствует цветной орнамент
Слайд 11Черный цвет.
У разных народов черный цвет ассоциировался с тьмой, пеплом, печалью,
отрешением. Он вызывал чувство подавленности, утраты. Но надо заметить, что черный цвет - цвет земли и покоя - один из самых любимых в Воронежской губернии. Использование черных тканей для шитья девичьих сарафанов, верхней одежды говорит о традициях, уходящих к более древним пластам культуры.
Слайд 12
Одежда жителей Воронежской губернии изготавливалась из конопляных, шерстяных и крапивных тканей.
Домашние ткани подвергались окраске растительными красителями или глинистыми коричневыми и жёлтыми массами. Шёлковые, ситцевые и шерстяные платки также могли входить в состав костюма.
Слайд 13Традиционный женский костюм.
Традиционный женский костюм Воронежской губернии включал в себя головной
убор, расшитую рубаху, понёву, передник, пояс-покромку.
Слайд 14Понёва.
Понёва – это юбка, состоящая из трёх полотнищ шерстяной или хлопчатобумажной
ткани, стянутая на талии узким пояском. Понёвы в Воронежской губернии были самыми красочными нарядами из всех губерний.
Слайд 15Рубаха.
Основу женского костюма повсеместно составляла рубаха. Шилась она длиной до пояса
из домотканой холстины, позже – из покупной фабричной ткани. Каждая женщина имела в своем сундуке целый набор рубах на любой случай жизни.
Слайд 16Передник и пояс.
Важным элементом женского костюма Воронежского края был передник. Его
носили девушки и женщины в комплекте с понёвой. Обязательной деталью женского костюма были пояса. Женщины носили тканный или тканевый пояс. Существовало два способа подвязывания пояса: высоко под грудью или низко под животом
Слайд 17Головной убор.
Без головного убора комплекс одежды был бы неполным. Без него
женщина не могла ходить ни на людях, ни дома. По нему можно было определить возраст его владелицы, ее семейное положение
Слайд 18Мужской костюм.
Мужская одежда Воронежского края была более однотипной, чем женская. В
состав костюма входили рубаха, порты, пояс, обувь, головной убор.
Слайд 19Рубаха и пояс.
Мужские рубахи шили с косым разрезом ворота, то есть
– косоворотки. Обязательной принадлежностью как женского, так и мужского костюма был пояс. Находиться в обществе без пояса считалось крайне неприличным, а распоясать человека означало обесчестить его.
Слайд 20
Проведя исследование истории традиционного народного костюма Воронежского края, мы поняли, что
он раскрывает внутреннее духовное содержание и положение человека в обществе. Эта работа подтолкнула нас вышить красивый орнамент на рубахе, а так же более глубже изучить и другие аспекты народного костюма: вышивка, кружевоплетение.