Слайд 1Здоровьесберегающие технологии при работе за компьютером
Слайд 2Основные вредные факторы при работе за компьютером:
нагрузка на зрение,
наличие излучения от
монитора (ЭЛТ),
стеснённая поза,
заболевания суставов кистей рук,
затрудненное дыхание,
развитие остеохондроза,
психическая нагрузка и стресс при потере информации,
компьютерная зависимость.
Слайд 3Симптомы компьютерного стресса
сонливость, утомляемость;
головная боль после кропотливой работы;
боли в бедрах, ногах,
нижней части спины;
ощущения покалывания и боли в руках, запястьях, ладонях;
ощущение напряженности в верхней части туловища;
воспалённые глаза;
раздражительность во время и после работы;
ошибки при печати.
В памятках описан комплекс упражнений для снятия симптомов синдрома компьютерного стресса!!!
Слайд 4Здоровьесберегающие технологии при работе за компьютером в школе.
Создать в кабинете соответствующие
условия для работы:
удобная мебель и её правильная расстановка вдоль стен.
воздушно-тепловой режим (температуру 19- 210С и относительную влажность 50-60%, использовать кондиционер и естественную вентиляцию при проветривании кабинета),
освещённость (можно комбинировать естественное и искусственное освещение, жалюзи для исключения бликов),
контроль над уровнем шума,
чистота кабинета,
эстетика и грамотное оформление кабинета.
Систематически проводить гимнастику для глаз, упражнения для улучшения мозгового кровообращения, снятия утомления с плечевого пояса и рук, с туловища и ног, а также физкультминутки общего назначения.
Тщательно контролировать выполнение санитарно- гигиенических норм пользователями в классе, проводить работу по привитию навыков правильной работы с компьютером в домашних условиях.
Создавать благоприятный эмоциональный климат.
Чередовать различные виды работ, т.к. смена видов деятельности (в том числе разнообразные формы работы «за компьютером» и «за теоретическим столом») является крайне необходимым условием здоровьесбережения.
Слайд 5Вот наилучший способ посадки за компьютером
50-70 см
Экран монитора находится на расстоянии
50-70 см от глаз.
Обе ступни стоят на полу.
Спина расположена вертикально.
Плечи расслаблены. Локти слегка касаются туловища. Предплечья находятся на той же высоте, что и клавиатура.
Придерживайтесь этих рекомендаций, и тогда работа за компьютером не окажется вредной для здоровья.
Слайд 6Время непрерывной работы на компьютере не должна превышать (ПАМЯТКА)
Для учащихся 1
– 4 - классов 15 минут;
Для учащихся 5 – 7 - классов 20 минут;
Для учащихся 8 – 9 - классов 25 минут;
Для учащихся 10 – 11 - классов на первом
уроке 30 мин., на втором уроке 20 мин.
Количество уроков с применением компьютеров в течении дня не должно превышать:
Для учащихся 1 – 4 классов 1 урок (45 мин.)
Для учащихся 5 – 8 классов 2 урока (90 мин.)
Для учащихся 9 – 11 классов 3 урока. Общая продолжительность работы на компьютере не должна превышать 50% времени урока.
Слайд 7Для профилактики развития утомляемости необходимо, работая за компьютером, каждые 15 минут
отрывать взгляд от монитора, и не реже чем каждый час делать десятиминутный перерыв и выполнять комплексы упражнений.
физкультурных минуток
упражнений для глаз
Улучшить условия труда за ПК поможет насыщение воздуха отрицательными ионами с помощью ИОНИЗАТОРА ВОЗДУХА (иначе называемых «аэроионизаторы», «Люстры Чижевского»), которые сейчас даже встраивают в мышь.
Частое проветривание.
Слайд 8Комплекс упражнений
физкультурных минуток
Разработаны и опубликованы в приложении к Санитарным правилам
и нормам СанПиН 2.4.2.576-96 "Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений»
Направлены на улучшение функционального состояния нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной системы, а также для мышц плечевого пояса, рук, спины, шеи, ног.
Слайд 9ФМ для улучшения мозгового кровообращения
Исходное положение (и.п.) - сидя на стуле.
1-2 - отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3-4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.
И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 - и.п., 3-4 - то же правой рукой. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
Слайд 10«Мозговая гимнастика»
Качание головой (стимулирует мыслительные процессы).
«Ленивые восьмерки» (активизирует структуры мозга, повышает
устойчивость внимания): нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «Восьмерки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.
«Шапка для размышлений» (улучшает внимание, ясность восприятия, речь): мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.
Частые моргания (полезно для улучшения зрения).
«Нарисуйте» этот рисунок глазами в воздухе с движением головы.
Слайд 11ФМ для снятия утомления
с плечевого пояса и рук
И.п.
- стоя или сидя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх. 2 - переменить положения рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.
И.п. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2 - свести локти вперед, голову наклонить вперед. 3-4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.
И.п. - сидя, руки вверх. 1 - сжать кисти в кулак. 2 разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями.
Темп средний.
Слайд 12ФМ для снятия утомления с туловища
И.п. - стойка ноги врозь,
руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6-8 раз.
Темп средний.
И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1-3 - круговые движения тазом в одну сторону. 4-6 - то же в другую сторону. 7-8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
И.п. - стойка ноги врозь. 1-2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3-4 - и.п., 5-8 то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
Слайд 13Ученики за учителем повторяют движения.
А теперь представим, детки,
Будто руки
наши – ветки.
Покачаем ими дружно,
Словно ветер дует южный.
Ветер стих. Вздохнули дружно.
Нам урок продолжить нужно.
Подравнялись, тихо сели
И на доску посмотрели.
Раз – подняться, подтянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать,
Шесть – за парты сесть опять.
Слайд 14Статические пособия:
Плакаты с комплексом упражнений для глаз.
Слайд 16Динамические пособия:
Зрительные тренажеры.
Интерактивные физминутки (много в Интернете):
Традиционная
Звездочет
Психологические релаксационные паузы (снимающие
сразу психологическую, умственную и зрительную нагрузки).
Неплохо каждые два-три часа надевать дырчатые очки, которые снимают спазм глазных мышц.
Слайд 17Рекомендации при организации деятельности за ПК дома
Солнечный свет не должен попадать
на монитор.
Следить за чистотой экрана и настройками монитора (яркость, контрастность, лучше темные буквы на светлом фоне).
Подобрать стол, чтобы ребёнок мог соблюдать расстояние от экрана до глаз (50-70см) и взгляд был бы направлен в центр монитора. Стул с регулировкой по высоте и подставку для ног.
Следить за соблюдением правильной осанки.
Оптимальная продолжительность непрерывных занятий с компьютером
для учащихся начальной школы должна быть не более 15 минут,
основной школы – 20 минут, старшей школы – 25-30 минут.
По истечении этого времени необходимо прерывать «общение» с компьютером, делать мини-зарядку и гимнастику для глаз.
В комнате, где стоит компьютер, нужно
часто делать влажную уборку,
вытирать пыль,
проветривать.
Закончив работу за компьютером, желательно умыться холодной водой.
Чтобы снизить нагрузку на психику, следует подбирать более спокойные игры (развивающие, расширяющие кругозор), заострять внимание на возможностях компьютера (использование текстовых и графических редакторов, электронных таблиц и др.).
Запрещать запуск нежелательных игр и программ, блокировать доступ к нежелательным сайтам в Интернете.
В жизни должно быть больше «живого» общения ребёнок должен быть востребован.
Слайд 18Заключение.
Интерес детей к компьютеру огромен, и нужно направить его в полезное
русло.
Компьютер должен стать для ребёнка равноправным партнёром, способным очень тонко реагировать на все его действия и запросы.
Компьютер, с одной стороны, - терпеливый учитель и мудрый наставник, помощник в учёбе, а в дальнейшем и в работе, а с другой стороны - творец сказочных миров и отважных героев, друг,
с которым нескучно.
Соблюдение несложных правил работы на компьютере позволит сохранить здоровье и одновременно открыть ребёнку мир огромных возможностей.