Слайд 1Дистанционное образование
Разработала:
Бердыева Марина Михайловна
Слайд 2 Термин «дистанционное обучение» означает форму обучения, которая
основана на технологических и методических решениях и может дополнять другие, традиционные формы обучения (например, «очную» классно-урочную) или, в отдельных случаях, заменять их (например, если учащемуся недоступны иные варианты в связи с удаленностью места проживания или с проблемами со здоровьем).
Слайд 3 Дистанционное образование (ДО) — это достаточно сложная
и комплексная система обучения как для учащихся, так и для преподавателей и методистов, организующих и проводящих дистанционные занятия, включающая в себя целый ряд вопросов административного, финансового, методического, технологического и психологического характера и обладающая как существенными преимуществами, так и не менее существенными недостатками.
Слайд 4Достоинства ДО
«Пространственно-временная» независимость учащегося в процессе обучения: использование Интернета в
качестве канала обмена информацией между учащимся и преподавателем позволяет жителям практически любого региона любой страны учиться в любом образовательном учреждении мира без необходимости приезжать куда-либо в конкретное место учебы (и, соответственно, решать проблемы с проездом и проживанием) и без отрыва от основной работы.
Слайд 5 Существенным преимуществом ДО является и большая самостоятельность учащегося, — правда, в
значительной степени «вынужденная», поскольку сама технология дистанционного обучения предполагает индивидуальную работу учащегося с присланными ему материалами и другими источниками информации (хотя при необходимости он может получить и консультации у своего дистанционного преподавателя — «тьютора» по e-mail или в режиме чата/форума).
Тьютор (преподаватель-консультант) создает образовательную среду, позволяющую учащемуся не только получать знания и навыки, но и решать реальные проблемы в своей деятельности.
Слайд 6«Личностно ориентированное» обучение
Технология ДО предполагает индивидуальное общение тьютора с каждым учеником,
остается вопрос — насколько хватит времени и сил у конкретного преподавателя при достаточно большом числе «закрепленных» за ним учащихся отслеживать подобную «личностную ориентацию», и не будет ли при этом, как и при обычном классно-урочном обучении, происходить «нивелирование» отношения учителя ко всем его ученикам. Тем более что общение тьютора с учащимися при ДО в основном происходит опосредованно, через текст писем, либо чат-сообщений, поскольку очень немногие организации на данный момент предоставляют возможность удаленного общения в режиме видеоконференции и, заметим, далеко не многие учащиеся могут воспользоваться этой возможностью даже при ее наличии, так как для этого требуется высокоскоростной канал связи с Интернетом с высокой пропускной способностью.
Слайд 7– Сегодня педагог Вопрос же о преимуществах ДО для учителей, проводящих
такое обучение, тем более спорный. Здесь можно отметить разве лишь отсутствие необходимости лично присутствовать во время урока перед всем классом (учебной группой). Однако можно предположить, что необходимость вести дистанционные занятия лишь добавляет «головной боли» и учителям, и организаторам таких курсов: кроме необходимости подготовки учебных материалов с учетом определенных требований, здесь надо учитывать необходимость для тьютора в совершенстве владеть «компьютерными» технологиями (либо должна быть организована специальная «секретарская» служба, обеспечивающая прием и распечатку писем учащихся, а также ввод и отправку ответов преподавателей) и довольно сложное психологическое ощущение от необходимости «быть всегда в готовности» к работе с любым учащимся (если, конечно, услуги ДО действительно будут предоставляться с тем качеством, которое обычно бывает обещано в рекламе).
е просто дает знания по предмету. Он ведет диалог, воспитывает определенные полезные качества в ученике. Например, востребованную деловую хватку, предприимчивость.
Слайд 8Недостатки ДО
Во-первых, это уже упомянутое отсутствие достаточно «плотного»
личного общения между учителем и учащимся, которое в традиционных формах обучения выполняет очень важные функции, особенно для школы, и, в частности, для младшей школы.
Слайд 9 Во-вторых, даже несмотря на развитее современнейших
технологий компьютерной визуализации, представление всего (или практически всего) учебного материала в электронной форме (как это обычно делается при ДО) — в виде пусть даже выполненных на высоком технологическом, дизайн-эргономическом и дидактическом уровне анимации и озвученных видеофрагментов, не может обеспечить всю требуемую полноту обучения, — особенно это касается типично «навыковых» областей, где при традиционном обучении важна преемственность опыта и «живой» тренаж на реальных приборах, лабораторном и промышленном оборудовании, экспериментальных стендах.
Слайд 10 В-третьих, та же ориентация на самостоятельную деятельность
«дистанционного учащегося», которую многие считают «безусловным плюсом», порождает и соответствующую проблему, поскольку подразумевает обязательное стремление обучаемого к получению знаний и обретению умений, а не просто к формальному получению диплома или сертификата.
Слайд 11 Кроме того, нужно не забывать и про
то, что каждый обучаемый должен уже обладать достаточными знаниями, умениями и (желательно) навыками по работе с технологиями и техническими средствами, которые обеспечивают само дистанционное обучение: например, организовывать через Интернет ДО по обучению первичным навыкам пользования компьютером, браузером и электронной почтой так же бессмысленно, как, скажем, публиковать в газетах объявление о заочном обучении умению читать…
Слайд 12Правовые основы
В 2005 году Министерство образования и науки Российской Федерации выпустило
приказ от 06 мая 2005 г. № 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий», который узаконил проведение дистанционного обучения частично или полностью для всех видов образовательных учреждений и всех форм получения образования, определил требования, предъявляемые к составу и содержанию учебных курсов (согласно установленным стандартам и минимумам), закрепил ответственность за порядок и формы доступа к информационным ресурсам за образовательным учреждением.
Слайд 13Основные формы
Курсы на основе комплексных «кейс-технологий»
Курсы на основе компьютерных сетевых
технологий
Курсы на основе телевизионных сетей и спутниковых каналов передачи данных
Курсы на основе «кейс-технологий» и средств НИТ
«Вещательные» курсы
Учебные телеконференции и видеоконференции
Курсы на основе компьютерных обучающих систем
Интернет-курсы
Слайд 14Курсы на основе комплексных «кейс-технологий»
В основу подобных курсов положена самостоятельная работа
студентов по изучению различных печатных и мультимедийных учебных материалов, предоставляемых в форме кейса (от англ. слова case — портфель, ситуация). При этом, с одной стороны, любой кейс является завершенным программно-методическим комплексом, где все элементы связаны друг с другом в единое целое — материалы для знакомства с теорией, практические задания, тесты дополнительные и справочные материалы, компьютерные модели и симуляции.
Учебные материалы «кейсов» отличает интерактивность, предполагающая и стимулирующая самостоятельную работу обучающихся.
Помимо самостоятельных занятий, студенты посещают очные установочные лекции, а также «воскресные школы», семинары и тренинги, очные консультации и принимают участия в контрольных мероприятиях (проводимых как очное, так и заочно). В последнее время при создании курсов на основе кейс-технологий, их авторы переносят большую часть очных встреч со студентами в среду Интернет — внедряются такие формы учебной деятельности, как Интернет-тьюториалы, консультирование по электронной почте, виртуальные деловые игры и тренинги, студенческие конференции и пр.
Слайд 15Курсы на основе компьютерных сетевых технологий
В основе подобных курсов лежат интерактивные
электронные учебные пособия различного вида и назначения — обучающие программы, электронные учебники, компьютерные тесты, базы знаний и т.д., доступных для студентов с помощью глобальной сети Интернет или локальных сетей (Интранет). Использование электронных учебных материалов при этом не исключает передачу студентам индивидуальных комплектов учебно-методических материалов на традиционных носителях (в том числе бумажных).
Использование технологий Интернет позволяет не только представлять студентам учебный материал в различных формах и видах, но и организовывать управляемый учебный процесс, осуществляемый под руководством преподавателя. Обучение может происходить как индивидуально, так и в составе учебных групп. Контакты между преподавателями и студентами осуществляются с помощью электронной почты, телеконференций и их интенсивность, зависящая, в целом, от выбранной методики обучения, может приближаться к аналогичной при очном обучении.
Если создается система дистанционных курсов на основе компьютерных сетевых технологий, то, чаще всего, для этого приобретается специальная программная оболочка, делающая процесс создания курсов более эффективным, а также позволяющая организовывать процесс обучения и обеспечивать его административное сопровождение (вести базы данных по студентам, обеспечивать мониторинг контроля знаний и пр.).
Слайд 16Курсы на основе компьютерных сетевых технологий
В основе подобных курсов лежат интерактивные
электронные учебные пособия различного вида и назначения — обучающие программы, электронные учебники, компьютерные тесты, базы знаний и т.д., доступных для студентов с помощью глобальной сети Интернет или локальных сетей (Интранет). Использование электронных учебных материалов при этом не исключает передачу студентам индивидуальных комплектов учебно-методических материалов на традиционных носителях (в том числе бумажных).
Использование технологий Интернет позволяет не только представлять студентам учебный материал в различных формах и видах, но и организовывать управляемый учебный процесс, осуществляемый под руководством преподавателя. Обучение может происходить как индивидуально, так и в составе учебных групп. Контакты между преподавателями и студентами осуществляются с помощью электронной почты, телеконференций и их интенсивность, зависящая, в целом, от выбранной методики обучения, может приближаться к аналогичной при очном обучении.
Если создается система дистанционных курсов на основе компьютерных сетевых технологий, то, чаще всего, для этого приобретается специальная программная оболочка, делающая процесс создания курсов более эффективным, а также позволяющая организовывать процесс обучения и обеспечивать его административное сопровождение (вести базы данных по студентам, обеспечивать мониторинг контроля знаний и пр.).
Слайд 17– Сегодня педагог не просто дает знания по предмету. Он ведет
диалог, воспитывает определенные полезные качества в ученике. Например, востребованную деловую хватку, предприимчивость.
Спасибо за внимание.