Слайд 2Тема №4.
Моделирование и формализация
МОУ Лицей ИГУ г. Иркутска,
ligu.edu38.ru
*
Информатика, 8 класс
Слайд 31. Модель
- аналог (заместитель) оригинала, отражающий некоторые его характеристики
Модель сохраняет наиболее
важные характеристики и свойства оригинала.
Слайд 4Модель необходима для того, чтобы:
понять, как устроен реальный объект: какова его
структура, основные свойства, законы развития и взаимодействия с окружающим миром;
научиться управлять объектом или процессом: определить наилучшие способы управления при заданных целях и критериях (оптимизация);
прогнозировать прямые или косвенные последствия реализации заданных способов и форм воздействия на объект.
Слайд 5Основные свойства моделей
Адекватность
Подробность
Ценность.
степень соответствия модели представляемым объектам.
Слайд 62. Моделирование :
построение и изучение моделей с целью получения новых
знаний и дальнейшего совершенствования характеристик объектов исследования;
метод научного познания объективного мира с помощью моделей.
Слайд 73. Классификация моделей
3.1. По области использования
Слайд 83.2. С УЧЕТОМ ФАКТОРА ВРЕМЕНИ
Слайд 9Задание №1
Приведите примеры статистических и динамических моделей.
Слайд 103.3. ПО ОБЛАСТИ ЗНАНИЙ
Задание №2.
Приведите примеры моделей из разных областей знаний.
Слайд 124. ИНФОРМАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ
Информационная модель – описание реального объекта (процесса, явления) на
одном из языков (разговорном или формальном).
Слайд 14Геометрические модели – графические формы и объемные конструкции.
Словесные модели – устные
и письменные описания с использованием иллюстраций.
Математические модели – математические формулы, неравенства, системы и т.п.
Структурные модели – схемы, графики, таблицы и т.п.
Логические модели – модели, в которых на основе анализа различных условий принимаются решения.
Специальные модели – ноты, химические формулы и т.п.
Слайд 15
Информационная модель является системой.
Система – это целое, состоящее из элементов взаимосвязанных
между собой.
Система = элементы + связи между ними
Системы бывают:
материальные (человек, самолет, дерево);
нематериальные (человеческий язык, математика);
смешанные (школьная система).
Слайд 16Главное свойство системы – возникновение «системного эффекта», или «принцип эмерджентности»:
при
объединении элементов в систему у системы появляются новые свойства, которыми не обладал ни один из элементов системы.
Пример – самолет. Главное его свойство – способность к полёту. Ни одна из составляющих его частей в отдельности этим свойством не обладает. Но если собрать их все вместе и соединить строго определенным образом, самолет полетит.
Слайд 17Задание №3.
Приведите примеры:
биологических систем ___________
технических систем _____________
систем в информатике ___________
Задание №4.
Перечислите
элементы системы «компьютер».
Слайд 18Систематизация (классификация) – процесс превращения множества объектов в систему.
Структура системы –
определенный порядок объединения элементов системы.
Слайд 19Задание №5
Составьте сетевую модель. В первом ряду укажите имена друзей, во
втором – их увлечения. Изобразите дугами связи: имя – увлечение.
Слайд 20Строение информационной модели:
характеристики (параметры) объекта
связи между ними
Пример: модель равномерного прямолинейного движения.
Параметры:
скорость v, время t, путь S.
Связь между ними: S=v · t.
Задание №6.
Укажите параметры и связи для модели «Треугольник».
Параметры: _________________________
Связи: ______________________________
Слайд 21Задание №7
Моделью химической реакции является уравнение этой реакции:
2КОН + Н2SO4 =
K2SO4 +2H2O
Является ли эта модель информационной? _________________
Почему? ___________________
Укажите параметры этой модели.
___________________________
Укажите связи. _______________
Слайд 22Формализация – замена реального объекта его информационной моделью.
Задание №8
Предложите параметры для
информационной модели вашего класса.
Слайд 23Компьютерные модели
– это модели, реализованные на компьютере средствами программного обеспечения.
ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
– ИНСТРУМЕНТЫ КОМПЬЮТЕРНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ.
Слайд 24Задание №9.
Приведите примеры программных средств для работы с компьютерными моделями.
Задание №10.
К
каким моделям, изученным вами, можно отнести:
рисунок, выполненный на компьютере _________________________________
киноафишу _________________________
анатомический муляж _________________
расписание уроков ____________________
Слайд 25Основные этапы моделирования на компьютере
Построение модели ( обычно описание информационной модели).
Формализация
модели (запись на каком – либо формальном языке).
Построение компьютерной модели (на языке программирования или с использованием прикладной программы).
Проведение компьютерного эксперимента.
Анализ результатов моделирования.
Слайд 26Домашнее задание
МОУ Лицей ИГУ г. Иркутска, ligu.edu38.ru
*
Учебник: Информатика и ИКТ, 8-9
класс,
Тема №7, стр. 71-80 – прочитать
Конспект – выучить
Информатика_Практикум 8 класс_ЛИГУ.doc
Тема №4, стр. 11, Задание 6-9, 10
Слайд 27Лицейское телевидение
Возможность развить навыки и умения:
Операторское мастерство
Технология видеомонтажа
Работа сценариста
Работа режиссера
Речь телеведущего
Организация
съемочного процесса
ТЕЛЕПРОЕКТЫ:
1. «Лицейские новости»
2. Тематические телепередачи
3. «Когда зажигаются звезды…»
4. «Новое пространство России» - социальная реклама
Когда? Пятница, Суббота
12.55-13.40
Где? Аудитория №305