Презентация, доклад на тему Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую систему счисления

Содержание

Цели урока:Усвоить определение следующих понятий:

Слайд 1Системы счисления
Перевод чисел из одной системы счисления в другую систему счисления

Системы счисленияПеревод чисел из одной системы счисления в другую систему счисления

Слайд 2Цели урока:
Усвоить определение следующих понятий:





Цели урока:Усвоить определение следующих понятий:

Слайд 3Научиться:


Уметь:

переводить числа из одной системы счисления в другую
определять основание

системы счисления


объяснить разницу между числом и цифрой

объяснить разницу между позиционной и непозиционной системой счисления

Научиться: 	Уметь: 	переводить числа из одной системы счисления в другуюопределять основание системы счисления	объяснить разницу между числом и

Слайд 4Система счисления – это знаковая система, в которой числа записываются по

определенным правилам с помощью символов некоторого алфавита, называемых цифрами.
Числа: 123, 45678, 1010011, CXL
Цифры: 0, 1, 2, … I, V, X, L, …
Алфавит – это набор цифр. {0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9}

ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

Система счисления – это знаковая система, в которой числа записываются по определенным правилам с помощью символов некоторого

Слайд 5 Различные системы счисления, которые существовали раньше и которые используются в настоящее

время, делятся на две группы:

ПОЗИЦИОННЫЕ
системы записи чисел, в которых вклад каждой цифры в величину числа зависит от ее положения (позиции) в последовательности цифр, изображающей число

НЕПОЗИЦИОННЫЕ
системы счисления, в которых каждой цифре соответствует величина, не зависящая от ее места в записи числа

ТИПЫ СИСТЕМ СЧИСЛЕНИЯ:

Различные системы счисления, которые существовали раньше и которые используются в настоящее время, делятся на две группы:ПОЗИЦИОННЫЕсистемы записи

Слайд 6Унарная – одна цифра обозначает единицу (1 день, 1 камень, 1

баран, …)




Римская: I – 1 (палец), V – 5 (раскрытая ладонь, 5 пальцев), X – 10 (две ладони), L – 50, C – 100 (Centum), D – 500 (Demimille), M – 1000 (Mille)

Непозиционные системы:

Унарная – одна цифра обозначает единицу (1 день,  1 камень, 1 баран, …)Римская: I – 1

Слайд 7Правила:
(обычно) не ставят больше трех одинаковых цифр подряд;
если младшая цифра (только

одна!) стоит слева от старшей, она вычитается из суммы (частично непозиционная!).
Примеры:
MDCXLIV =

1000

+ 500

+ 100

– 10

+ 50

– 1

+ 5

= 1644

2389 = 2000 + 300 + 80 + 9

2389 = M M C C C L X X X I X

M M

CCC

LXXX

IX

РИМСКАЯ СИСТЕМА СЧИСЛЕНИЯ:

Правила:(обычно) не ставят больше трех одинаковых цифр подряд;если младшая цифра (только одна!) стоит слева от старшей, она

Слайд 83768 =
2983 =
1452 =
1999 =
Представьте следующие числа в римской системе счисления:
ПРАКТИЧЕСКОЕ

ЗАДАНИЕ
3768 =2983 =1452 =1999 =Представьте следующие числа в римской системе счисления:ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Слайд 9алфавитная система счисления (непозиционная)
СЛАВЯНСКАЯ СИСТЕМА СЧИСЛЕНИЯ

алфавитная система счисления (непозиционная)СЛАВЯНСКАЯ СИСТЕМА СЧИСЛЕНИЯ

Слайд 10Позиционная система: значение цифры определяется ее позицией в записи числа.
Десятичная система:

первоначально – счет на пальцах изобретена в Индии, заимствована арабами, завезена в Европу
Алфавит: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 Основание (количество цифр): 10

3 7 8

2 1 0

разряды

8

70

300

= 3·102 + 7·101 + 8·100

Другие позиционные системы:
двоичная;
восьмеричная;
шестнадцатеричная.

ПОЗИЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ

Позиционная система: значение цифры определяется ее позицией в записи числа.Десятичная система:  первоначально – счет на пальцах

Слайд 11Двоичная система: Алфавит: 0, 1 Основание (количество цифр): 2
10  2
2 

10

19

19 = 100112

система счисления

100112

4 3 2 1 0

разряды

= 1·24 + 0·23 + 0·22 + 1·21 + 1·20
= 16 + 2 + 1 = 19

ПЕРЕВОД ЦЕЛЫХ ЧИСЕЛ

Двоичная система:  Алфавит: 0, 1 Основание (количество цифр): 210  22  101919 = 100112система счисления1001124

Слайд 12131 =
79 =
Представьте следующие числа в двоичной системе счисления:
Представьте следующие числа

в десятичной системе счисления:

1010112 =

1101102 =

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

131 =79 =Представьте следующие числа в двоичной системе счисления:Представьте следующие числа в десятичной системе счисления:1010112 =1101102 =ПРАКТИЧЕСКОЕ

Слайд 13Основание (количество цифр): 8
Алфавит: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6,

7

10  8

8  10

100

100 = 1448

система счисления

1448

2 1 0

разряды

= 1·82 + 4·81 + 4·80
= 64 + 32 + 4 = 100

Восьмеричная система

Основание (количество цифр): 8Алфавит: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 710  88  10100100 =

Слайд 14134 =
75 =
1348 =
758 =
Представьте следующие числа в восьмеричной системе счисления:
Представьте

следующие числа в десятичной системе счисления:

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

134 =75 =1348 =758 =Представьте следующие числа в восьмеричной системе счисления:Представьте следующие числа в десятичной системе счисления:ПРАКТИЧЕСКОЕ

Слайд 15Основание (количество цифр): 16
Алфавит: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6,

7, 8, 9,

10  16

16  10

107

107 = 6B16

система счисления

1C516

2 1 0

разряды

= 1·162 + 12·161 + 5·160
= 256 + 192 + 5 = 453

A, 10

B, 11

C, 12

D, 13

E, 14

F 15

B

C

ШЕСТНАДЦАТЕРИЧНАЯ СИСТЕМА

Основание (количество цифр): 16Алфавит: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9,10  1616 

Слайд 16171 =
206 =
1BC16 =
22B16 =
Представьте следующие числа в шестнадцатеричной системе счисления:
Представьте

следующие числа в десятичной системе счисления:

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

171 =206 =1BC16 =22B16 =Представьте следующие числа в шестнадцатеричной системе счисления:Представьте следующие числа в десятичной системе счисления:ПРАКТИЧЕСКОЕ

Слайд 1710  2
2  10
0,375 =
 2
101,0112
2

1 0 -1 -2 -3

разряды

= 1·22 + 1·20 + 1·2-2 + 1·2-3
= 4 + 1 + 0,25 + 0,125 = 5,375

,750

0

0,75
 2

,50

1

0,5
 2

,0

1

0,7 = ?

0,7 = 0,101100110…
= 0,1(0110)2

Многие дробные числа нельзя представить в виде конечных двоичных дробей.

Для их точного хранения требуется бесконечное число разрядов.

0,0112

ПЕРЕВОД дробных чисел

10  22  10 0,375 =    2101,01122 1 0 -1 -2 -3разряды= 1·22

Слайд 180,625 =
3,875 =
Представьте следующие числа в двоичной системе счисления:
Представьте следующие числа

в десятичной системе счисления:

110,001 =

101,111 =

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

0,625 =3,875 =Представьте следующие числа в двоичной системе счисления:Представьте следующие числа в десятичной системе счисления:110,001 =101,111 =ПРАКТИЧЕСКОЕ

Слайд 19BCD = binary coded decimals (десятичные цифры в двоичном коде)
9024,19 =

1001 0000 0010 0100, 0001 1001BCD

9 0 2 4 , 1 9

1 0101 0011, 0111 1BCD = 0001 0101 0011, 0111 1000 BCD = 153,78

10  BCD

BCD  10

10101,1 BCD = 15,8
10101,1 2 = 16 + 4 + 1 + 0,5 = 21,5

Двоично-десятичная система

BCD = binary coded decimals (десятичные цифры в двоичном коде)9024,19 = 1001 0000 0010 0100, 0001 1001BCD

Слайд 20Таблица восьмеричных чисел

Таблица восьмеричных чисел

Слайд 218
10
2
трудоемко
2 действия
8 = 23
17258 =
1 7

2 5

001

111

010

1012

{

{

{

{

Перевод в двоичную и обратно

8102трудоемко2 действия8 = 23 17258 =1    7    2   5

Слайд 2210010111011112
Шаг 1. Разбить на триады, начиная справа:
001 001 011 101 1112
Шаг

2. Каждую триаду записать одной восьмеричной цифрой:

1

3

5

7

Ответ: 10010111011112 = 113578

001 001 011 101 1112

1

Перевод из двоичной системы

10010111011112Шаг 1. Разбить на триады, начиная справа:001 001 011 101 1112Шаг 2. Каждую триаду записать одной

Слайд 231011010100102 =
111111010112 =
11010110102 =
Представьте следующие числа в восьмеричной системе счисления:
34678 =
73528

=

12318 =

Представьте следующие числа в десятичной системе счисления:

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

1011010100102 =111111010112 =11010110102 =Представьте следующие числа в восьмеричной системе счисления:34678 =73528 =12318 =Представьте следующие числа в десятичной

Слайд 24Таблица шестнадцатеричных чисел

Таблица шестнадцатеричных чисел

Слайд 2516
10
2
трудоемко
2 действия
16 = 24
7F1A16 =
7 F

1 A

0111

{

{

1111

0001

10102

{

{

пЕревод в двоичную систему

16102трудоемко2 действия16 = 247F1A16 =7    F    1    A

Слайд 2610010111011112
Шаг 1. Разбить на тетрады, начиная справа:
0001 0010 1110 11112
Шаг 2.

Каждую тетраду записать одной шестнадцатеричной цифрой:

0001 0010 1110 11112

1

2

E

F

Ответ: 10010111011112 = 12EF16

Перевод из двоичной системы

10010111011112Шаг 1. Разбить на тетрады, начиная справа:0001 0010 1110 11112Шаг 2. Каждую тетраду записать одной

Слайд 27C73B16 =
2FE116 =
Представьте следующие числа в двоичной системе счисления:
10101011010101102 =
1111001101111101012 =
1101101101011111102

=

Представьте следующие числа в шестнадцатеричной системе счисления:

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

C73B16 =2FE116 =Представьте следующие числа в двоичной системе счисления:10101011010101102 =1111001101111101012 =1101101101011111102 =Представьте следующие числа в шестнадцатеричной системе

Слайд 28Домашнее задание
Творческое задание:
Составьте и оформите в MS Word кроссворд по

теме «Системы счисления»
Домашнее заданиеТворческое задание: Составьте и оформите в MS Word кроссворд по теме «Системы счисления»

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть