Слайд 2Программирование на Паскале:
Заголовок
описание
тело(блок)- {
операторы
Конец
Слайд 3Основные операторы:
Program ;
Label;
Const;
Type;
Var;
Procedure(Function);
Begin
операторов>;
End.
Слайд 4Оператор цикла:
While < условие выполнения> Do
While (пока)
Do ( делать)
Если
тело цикла содержит несколько операторов, то обязательно
Begin – End.
Слайд 5Условный оператор:
If Then Else < оператор 2>
(Полная форма
ветвления)
If <условие> Then < оператор>
(Сокращенная форма ветвления).
{…..} – комментарии.
Удачное использование комментария- признак хорошего стиля программирования!
Слайд 6Алфавит языка.
Латинские буквы (А-Z, a-z)
Цифры 0-9
Шестнадцатеричные цифры 0-F
Специальные символы: +,-, *,/,
=, <>, {}, [],.,(), :, ;,^,@,$,#
Служебные слова
Идентификаторы- символическое имя определенного программного объекта.
Слайд 7Объекты:
Константы
Переменные
Типы данных
Процедуры и функции
программы
Слайд 8Типы данных:
Типы данных определяются по свойствам величин:
Форма внутреннего представления.
Множество принимаемых значений.
Множество
допустимых операций.
Слайд 13Описание переменных
Var m,n,k: Integer
x,y,z: Real
Symbol: Char
Слайд 14Описание констант
Const
Max=1000;
G=9.8;
Cod=‘ОШИБКА’;
Типизированные
константы:
Const Number Card: Integer=1267;
Size: Real=12.67;
Symbol: Char=‘*’;
Слайд 16Типы пользователя
Пользователю разрешается определять свои типы данных.
Раздел типов:
Type Gaz=(C,O,N,F);
Metal=(Fe,Co,Na,Cu,Zn);
Var G1, G2, G3: Caz
Met1, Met2: Metall;
Day: (Sun, Mon, Tue, Wed, Thu, Fri, Sat);
Gaz и Metall – имена перечисляемых типов, которые ставятся в соответствие переменным G1,G2
Слайд 17Интервальный тип.
Задается как упорядоченное ограниченное подмножество некоторого порядкового типа.
Пример:
Type Numbers=1...31;
Alf=‘A’.. ‘Z’;
Var Data: Numbers;
Bukva: Alf;
Слайд 18Арифметические операции:
+ A+B
- A-B
/
A/B
* A*B
Div A div B
Mod A mod B
Слайд 19Стандартные функции.
Pi –число Пи
Sqr(x) - квадрат
Abs(x) – модуль Sqrt(x) –корень кв
Arctan(x)- арктангенс Trunc(x) –ближнее
Cos(x) –косинус целое не прев х по
Exp(x) – экспонента модулю.
Frac(x) – Дробная часть числа
Int(x)
Ln(x)
Random(x)
Round(x)
Sin(x)
Слайд 20Правила записи арифметических выражений:
Все символы пишутся в строку на одном
уровне;
Не допускаются два следующих подряд знака операций;
Операции с более высоким приоритетом выполняются раньше( вычисление функций, смена знака, *,/,div,mod,+,-.
Несколько записанных подряд операций одинакового приоритета выполняются последовательно слева направо.
Часть выражения заключенного в скобки выполняется в первую очередь.
Слайд 21Ввод данных.
Это передача информации от внешних устройств в оперативную память. Вводятся
исходные данные решаемой задачи.
Read (<список ввода>)
Пример: Read(a,b,c,d)
Var T: Real;
J: Integer;
K: Char;
Begin
Read (T,J,K);
Набираем на клавиатуре: 253.98 100 G (Enter)
Слайд 22Ввод потоком.
Var A,B: Integer;
C,D: Real;
Begin
Read(A,B);
Read(C,D);
Набираем на клавиатуре:
18758 34 (Enter) 2.62Е-02 1.54Е+01 (Enter)
Слайд 23Ввод строками.
ReadLn()
ReadLn(A,B);
ReadLn(C,D);
34 (Enter)
2.62E-02 1.54E+01 (Enter)
Слайд 24Вывод на экран.
Write ()
Пример:
Write (234); {выводится целая константа}
Write(A+B-2);{результат вычисления}
Write(X, Summa,
Arg1,Arg2);{выводятся значения переменных}
Слайд 25Вывод строкой.
WriteLn()
WriteLn (I,’ ‘,J,’ ‘,K);
Слайд 26Форматы вывода.
Формат определяет представление выводимого значения на экране. Он отделяется от
соответствующего ему значения двоеточием.
Слайд 27Примеры:
I=134 I=287
I=134
Write (I) Write(I,I,I) Write(I:6)
287287287 _ _ _134
R=715.432 R=46.78
Write(R) Write(-R:12)
7.1543200000E+02 -4.67800E+01
R=511.04 R=-46.78
Write(R:8:4) Write(R:7:2)
511.0400 -_ 46.78
Слайд 28Управление символьным выводом на экран.
Дополнительные возможности управления выводом на экран дают
процедуры и функции модуля CRT.
Формат команды:
Uses CRT
Для работы с модулем необходимо знать:
Режимы экрана;
Координаты на экране;
Текстовое окно;
Цвет фона и цвет символа.
Слайд 29Режимы экрана.
В модуле CRT каждый режим имеет определенный номер, за которым
закреплено символическое имя (описанная константа).
Для установки режима экрана используется процедура:
TextMode (<номер режима>)
Пример:
TextMode(1);
TextMode(CO40);
По умолчанию устанавливается режим СО80.
Слайд 30Координаты позиции.
Каждая символьная позиция на текстовом экране определена двумя координатами (Х,
У).
Х – позиция в строке;
У – номер строки, в которой находится символ.
Строки нумеруются сверху вниз.
Для установления курсора на экране в позицию с координатами (Х, У) в модуле CRT существует процедура: GoToXY(X, Y)
Координаты курсора задаются переменными типа Byte.
Слайд 31Пример программы.
Программа очищает экран и выставляет в центре символ «*»:
Uses CRT;
Begin
ClrScr;
GoToXY(40,13);
Write(‘*’)
End.
Слайд 32Текстовое окно.
Прямоугольное пространство на экране, в котором производится вывод символов, называется
текстовым окном.
Процедура:
Window(X1,Y1,X2,Y2) –определяет положение и размер окна.
X1, Y1, X2, Y2 – переменные типа Byte, координаты верхнего левого и правого нижнего угла окна.
Слайд 33Управление цветом.
В модуле CRT объявлены константы, имена которых представляют собой английские
названия цветов, а соответствующие им значения – порядковые номера этих цветов.
Процедура назначения цвета фона:
TextBackGround(Color)
Аргумент величина типа Byte, задающая номер цвета.
Процедура назначения цвета символа:
TextColor(Color).
Слайд 34Пример программы:
По очереди откроются четыре окна, и каждое из них будет
залито своим фоновым цветом:
Uses CRT;
Begin
Window(1,1,40,12);
TextBackGround(White); ClrScr;
Window(41,1,80,12);
TextBackGround(Red); ClrScr;
Window(1,13,40,25);
TextBackGround(LightRed); ClrScr;
Window(41,13,80,25);
TextBackGround(Green); ClrScr;
End.
Слайд 35Пример программы:
На белом фоне в середине экрана будут выделены номера первых
15 цветов. Каждый номер будет того цвета, который он обозначает:
Uses CRT;
Var I: Byte;
Begin
TextBackGround(White); ClrScr;
GoToXY(1,12);
For I=0 To 14 Do
Begin
TextColor(I);
Write(I:5);
End;
End.
Слайд 36Процедуры управления текстовым экраном из модуля CRT.
ClrEOL –стирает часть строки от
текущей позиции курсора до конца этой строки в окне. Положение курсора не меняется.
DelLine – уничтожает всю строку с курсором. Нижние строки сдвигаются на одну вверх.
InsLine – вставляет пустую строку перед строкой, в которой стоит курсор.
LowVideo, NormVideo, HighVideo – устанавливает режимы пониженной, нормальной и повышенной яркости символов соответственно.
KeyPressed –часто используют для организации задержки окна результатов на экране.
Repeat Until KeyPressed; - пустой цикл, который крутится на месте до нажатия какой-либо клавиши. Ставится в конце программы.
Слайд 37Пример:
В приведенной выше программе перед концом добавим:
Repeat Until KeyPressed;
Window(1,1,80,25);
TextBackGround(Black);
ClrScr;
Слайд 38Логические величины, операции, выражения. Логический оператор присваивания.
Логические значения обозначаются служебными словами
false (ложь) и true(истина), а идентификатор логического типа – boolean.
Кроме величин (констант и переменных) типа boolean логическое значение false и true принимают результаты операций отношения.
Слайд 39Операции отношения.
Операции отношения осуществляют сравнение двух операндов и определяют, истинно или
ложно соответствующее отношение между ними.
<знак отношения>:=
=(равно)
<>(не равно)
<(меньше)
>(больше)
<=, >= (меньше(больше) или равно)
Слайд 40Логические операции.
Not – отрицание
And – логическое умножение.
Or – логическое сложение.
Xor –
исключающая или.
Операции отношения имеют самый низкий приоритет, поэтому заключаются в скобки.
Слайд 41Логическое выражение.
Логическая формула, записанная на языке программирования.
Состоит из логических операндов, связанных
логическими операциями и круглыми скобками.
Результатом вычисления логического выражения является булева величина (false или true).
Логическими операндами могут быть логические константы, переменные, функции, операции отношения.
Слайд 42Примеры логических выражений.
A, b, c – логические переменные.
X, y – вещественные
переменные,
K – целая переменная.
x<2*y; 2) true; 3) d;
4) odd(k); 5) not not d; 6) not (x>y/2);
7) D and (x<>y) and b; 8) (c or d) and (x=y) or not b.
Если d=true; b=false; c=true; x=3; y=0.5; k=5, то результаты вычислений:
false; 2) true; 3) true; 4) true; 5) true; 6) false;
7) false; 8) true.
Слайд 43Логический оператор присваивания.
:=
Примеры:
d:=true;
B:=(x>y) and (k0);
C:=d or b
and not(odd(k) and d)/
Odd(k) – функция целого аргумента k, принимает значение true, если k нечетное и false, если k – четное.
Слайд 44Функции связывающие различные типы данных.