Слайд 1
WEB-марафон
«Преподавание информатики в основной школе:
новые горизонты информационных технологий».
Слайд 2Горловка 2015
СОШИНА
Ирина Павловна
учитель математики, информатики,
специалист высшей категории
Учитель-методист
Слайд 3
Методический
Web - марафон
Методика использования на уроках информатики различных педагогических технологий
Слайд 4
Тема
ТРИЗ
+
Сказкотерапия
+
Самостоятельная работа на опережение
+
Проектная деятельность
+
Облачные технологии
Слайд 5
Педагогическая
технология
ТРИЗ-педагогика
Педагогическая система, целью которой является воспитание творческой личности. Методологической основой для
ТРИЗ-педагогики является фантастический рассказ Г.С. Альтшуллера .Третье тысячелетие, в котором он описывает принципы педагогики будущего:
1. Педагогика должна быть направлена на подготовку универсалов, которые все знают и умеют делать всё.
2. Обучение начинается в раннем возрасте (5 лет) и заканчивается в 13, 15, 16 лет.
3. Специализация происходит сама собой. Выбор специальности студент делает сам.
4. Обучение производится с максимальной скоростью (принцип форсажа).
5. Программа подготовки должна постоянно обновляться и дополняться.
6. Учебные группы должны быть малыми (четверки) для учета индивидуальных особенностей ребенка.
7. ТРИЗ-педагог сам должен быть универсальной творческой личностью
Слайд 6
Педагогическая
технология
Сказкотерапия
Отличный метод передачи знаний, опыта, умений и навыков детям. А ещё
нужная и вовремя рассказанная сказка влияет на сознание и подсознание малыша.
С помощью сказки можно смоделировать любые ситуации из жизни ребёнка и переложить их на персонажей.
Этим вы продемонстрируете, как сказочный герой может справиться с возникшей проблемой.
К примеру, если кроха боится темноты, то можно рассказать историю о мальчике, который боролся с темнотой и победил её.
Слайд 7
Педагогическая
технология
Самостоятельная работа на опережение
Опережающая самостоятельная работа является условием развития познавательной активности
младших школьников, если:
изучение учебного материала начинается с опережающих самостоятельных работ, и они служат включению учащихся в процесс формирования системных обобщенных знаний и способов деятельности; система опережающих самостоятельных работ пронизывает весь процесс обучения;
изменение во взаимосвязи деятельности учителя и учащихся при проведении опережающих самостоятельных работ ведет к перестройке системы обучения в целом, объяснительно-иллюстративная система обучения замещается развивающей системой;
динамика процесса учения при проведении опережающих самостоятельных работ определяет развитие всех компонентов познавательной деятельности учащихся: содержательного, операционального и ценностно-мотивационного; опережающая самостоятельная работа, активизируя учебно-познавательную деятельность, позволяет каждому реализовать свои возможности.
Слайд 8
Педагогическая
технология
Проектная деятельность
Один или несколько проектов, выполненных в школе, или мероприятие в
виде общешкольного проекта с большим количеством участников, еще не дает право говорить, что в школе внедрено проектное обучение.
Для того чтобы сформировать у обучающихся умения и навыки проектирования, нужна целостная система. Организация проектной деятельности требует грамотного, научно обоснованного подхода и решения комплекса задач, связанных с формированием определенной среды, с подготовкой кадров, с обучением школьников:
Слайд 9
Педагогическая
технология
Проектная деятельность
1. использование метода проектов предполагает кардинальное изменение роли
учителя, который теперь должен стать организатором проектной деятельности (в основе проектирования
лежит присвоение учащимися новой информации, но этот процесс осуществляется в сфере неопределенности, и его нужно организовывать), руководителем проекта (педагогическое сопровождение проекта), консультантом (учитель провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду) и т. п.;
2. обучение школьников умениям и навыкам проектирования(проблематизации , целеполаганию , планированию деятельности, поиску нужной информации, практическому применению
знаний, проведению исследования, презентации деятельности и ее результатов, самоанализу и рефлексии и т. д.);
Слайд 10
Педагогическая
технология
Проектная деятельность
необходимым условием для выполнения учащимися проектов является наличие избыточного информационного
ресурса, обеспечивающего самостоятельность учащегося в выборе темы проекта и в его выполнении;
должны быть созданы условия для оформления результатов проектной деятельности и публичной презентации (предоставление свободного доступа к компьютерной технике и другому оборудованию, стендовому пространству и т. п.);
работа над проектом является поводом для организации социальной практики учащихся, поэтому необходимым условием становится организация образовательной среды, выходящей за рамки образовательного учреждения.
Слайд 11
Педагогическая
технология
Проектная деятельность
Проектная деятельность в школе охватывает все ступени.
В начальной школе (1-4
классы) проектная деятельность осуществляется на уроках, на свободной самостоятельной работе, во внеурочное время. Практикуются совместные п выполненные совместно с родителями, индивидуальные проекты.
В основной школе (5-9 классы) проекты чаще всего носят творческий характер. Метод проектов на данном этапе дает возможность накапливать опыт самостоятельно, и этот опыт становится для ребенка движущей силой, от которой зависит направление дальнейшего интеллектуального и социального развития личности.
Особенностью проектов на старшей ступени образования (10-11 классы) является их исследовательский, прикладной характер. Старшеклассники отдают предпочтение межпредметным проектам, проектам с социальной направленностью.
Слайд 12
Педагогическая
технология
Проектная деятельность
Работа над проектами проводится поэтапно. Метод проектов как педагогическая технология
не предполагает жесткой алгоритмизации действий, но требует следования логике и принципам проектной деятельности.
Работу над проектом можно разбить на 5 этапов. При этом следует обратить внимание, что принципы построения проектов едины, вполне «взрослые» проекты строятся точно так же, как и проекты, создаваемые учащимися. Поскольку мы говорим о методе проектов в образовательном процессе, хотелось бы отметить, что последовательность этапов работы над проектом соответствует этапам продуктивной познавательной деятельности: проблемная ситуация — проблема, заключенная в ней и осознанная человеком – поиск способов разрешения проблемы – решение.
Слайд 13
2 класс
ТРИЗ
Урок 12
Ознакомление с размещением и назначением клавиш на клавиатуре.
Работа
с клавиатурным тренажёром
Слайд 14
Урок 12
ТРИЗ
Тема урока. Ознакомление с размещением и назначением клавиш на клавиатуре
Цель
урока:
учебная: обобщить и систематизировать знания учеников про клавиатуру;
закрепить умения, навыки учеников при работе с клавиатурой компьютера
развивающая: развивать логическое мышление, познавательные интересы, навыки работы на компьютере
воспитательная: воспитать интерес к предмету, навыки наблюдательности, собранности
Тип урока: закрепление знаний, урок-путешествие
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, проектор, проекционный экран, презентация к уроку, цветные карандаши, ручка, ПК, клавиатурный тренажёр “RapidTyping”
Слайд 16
5 класс
Сказкотерапия
Урок 12
Операции над окнами
Практическая работа № 1 «Работа с
окнами и их объектами»
Слайд 17
Урок 12
Сказкотерапия
Тема урока. Операции над окнами. Практическая работа № 1 «Работа
с окнами и их объектами»
Цель урока:
учебная: обобщить и систематизировать знания учеников про про операции с окнами м объектами; закрепить умения, навыки учеников при работе с мышкой компьютера; проверить усвоенные знания на практике
развивающая: способствовать развитию умений менять размеры окон, сворачивать и разворачивать окна; формировать навыки самостоятельной работы на ПК; развивать логическое мышление, познавательные интересы, навыки работы в группе
воспитательная: воспитать интерес к предмету, навыки наблюдательности, собранности, организованности и дисциплине, целеустремлённости
Тип урока: применение знаний и умений, урок-сказка
Оборудование: учебник «Информатика 5 класс», рабочая тетрадь, проектор, проекционный экран, презентация к уроку, цветные карандаши, ручка, ПК, инструктивная карточка к практической работе, сказка «Приключения Вовки в тридевятом царстве»
Слайд 19
9 класс
Работа на опережение
Урок 13
Операции над окнами
Практическая работа № 1
«Работа с окнами и их объектами»
Слайд 20
Урок 13
Работа на опережение
Тема урока. Понятие компьютерного вируса. Защита компьютера от
вируса
Цель урока:
учебная: сформировать понятие компьютерного вируса; рассмотреть историю и классификацию вирусов и троянских программ; выучить правила профилактики заражения компьютерными вирусами; научиться делать проверку ПК на наличие вирусов
развивающая: развивать познавательный интерес, мышление, навыки работы с антивирусными программами; развивать информативную компетентность учеников
воспитательная: воспитать информационную культуру учеников, дисциплину, внимание
Тип урока: урок усвоения знаний и применения полученных знаний на практике. Практическая работа № 5
Оборудование: проектор, проекционный экран, презентация к уроку, цветные карандаши, ручка, ПК, инструктивная карточка к практической работе, ручка
Слайд 22
11 класс
Проектная деятельность+
облачные технологии
Урок 24
Создание мультимедийных презентаций
Слайд 23
Урок 24
Проектная деятельность+
облачные технологии
Тема урока. Создание мультимедийных презентаций
Цель урока:
методическая: применение
технологии проектов и исследовать использование элементов облачной технологии при выполнении практической работы
учебная: получить представление про мультимедиа, продолжить знакомство с программой для создания презентаций; научиться технологии создания и демонстрации электронных презентаций; формировать уменияимпортировать в мультимедийную презентацию аудіо- и видеофайлы
воспитательная: воспитать информационную культуру учеников, аккуратность, внимание
Тип урока: Практическая работа № 9
Оборудование: опорный конспект, тетрадь, проектор, проекционный экран, презентация к уроку, цветные карандаши, ручка, ПК, инструктивная карточка к практической работе, ручка, критерии оценивания
Слайд 24
11 класс
Проектная деятельность+
облачные технологии
Слайд 25
10 класс
веб-квест
Веб-квест
Цель: обобщить и систематизировать зна Интернете; сфрмировать навыки и
умения поиска информации в Интернете, правильного использования Интернет – ресурсов для поддержки учебного процесса; сформировать ответственность и умения работать в коллективе; сформировать основы ориентационной деятельности учеников, развивать навыки самостоятельной работы; развивать навыки и умения анализировать, систематизировать найденную информацию и делать выводы
Слайд 26
Эффективное воспитание и обучение в гармоничном объединении традиционных и инновационных педагогических
Слайд 27
Спасибо за внимание!
Горловка 2015