Слайд 1Тема: «Введение в информатику.
Информация и ее свойства.»
ГБОУ СПО СК «Буденновский медицинский
колледж»
Выполнена преподавателем информатики Кумпан Ю.И.
Предназначена для студентов СПО 1 курса
Специальностей: Лечебное, сестринское, акушерское дело.
2015 г.
Слайд 2Объективный процесс развития познания привел к возникновению информатики — науки о
свойствах информации в естественных и искусственных системах, исследуемых средствами вычислительной техники.
Термин "информатика" (франц. informatique) происходит от французских слов information (информация) и automatique (автоматика) и дословно означает "информационная автоматика".
Широко распространён также англоязычный вариант этого термина — "Сomputer science", что означает буквально "компьютерная наука".
Слайд 3 Вопросами систематизации приемов и
методов создания, хранения,
воспроизведения, обработки
и передачи
данных средствами вычислительной
техники занимается техническая наука
— информатика.
Слайд 4Инфоpматика — это основанная на использовании компьютерной техники дисциплина, изучающая структуру
и общие свойства информации, а также закономерности и методы её создания, хранения, поиска, преобразования, передачи и применения в различных сферах человеческой деятельности.
Информатика – наука, изучающая информацию.
Информация – это сведения, упорядоченные на носителе». Носителем в общем смысле может выступать любая физическая среда. Благодаря носителям информации, ее можно использовать, а именно: хранить, получать и обрабатывать.
Слайд 5Инфоpматика — комплексная научная дисциплина с широчайшим диапазоном применения.
Её приоритетные
направления:
1. pазpаботка вычислительных систем и пpогpаммного обеспечения;
2. теоpия инфоpмации, изучающая процессы, связанные с передачей, приёмом, преобразованием и хранением информации;
3. математическое моделирование, методы вычислительной и прикладной математики и их применение к фундаментальным и прикладным исследованиям в различных областях знаний;
Слайд 64. методы искусственного интеллекта, моделирующие методы логического и аналитического мышления в
интеллектуальной деятельности человека (логический вывод, обучение, понимание речи, визуальное восприятие, игры и др.);
5. системный анализ, изучающий методологические средства, используемые для подготовки и обоснования решений по сложным проблемам различного характера;
6. биоинформатика, изучающая информационные процессы в биологических системах;
Слайд 77. социальная информатика, изучающая процессы информатизации общества;
8. методы машинной графики, анимации,
средства мультимедиа;
9. телекоммуникационные системы и сети, в том числе, глобальные компьютерные сети, объединяющие всё человечество в единое информационное сообщество;
10. разнообразные приложения, охватывающие производство, науку, образование, медицину, торговлю, сельское хозяйство и все другие виды хозяйственной и общественной деятельности.
Слайд 8Российский академик А.А. Дородницин выделяет в информатике три неразрывно и существенно
связанные части — технические средства, программные и алгоритмические.
Информационные ресурсы — это идеи человечества и указания по их реализации, накопленные в форме, позволяющей их воспроизводство.
Информационные ресурсы (в отличие от всех других видов ресурсов — трудовых, энергетических, минеральных и т.д.) тем быстрее растут, чем больше их расходуют.
Слайд 9Информационная технология — это совокупность методов и устройств, используемых людьми для
обработки информации.
Человечество занималось обработкой информации тысячи лет.
Первые информационные технологии основывались на использовании счётов и письменности. Около пятидесяти лет назад началось исключительно быстрое развитие этих технологий, что в первую очередь связано с появлением компьютеров.
Слайд 10В настоящее время термин "информационная технология" употребляется в связи с использованием
компьютеров для обработки информации. Информационные технологии охватывают всю вычислительную технику и технику связи и, отчасти, — бытовую электронику, телевидение и радиовещание.
Они находят применение в промышленности, торговле, управлении, банковской системе, образовании, здравоохранении, медицине и науке, транспорте и связи, сельском хозяйстве, системе социального обеспечения, служат подспорьем людям различных профессий и домохозяйкам.
Слайд 11Народы развитых стран осознают, что совершенствование информационных технологий представляетсамую важную, хотя
дорогостоящую и трудную задачу.
В настоящее время создание крупномасштабных информационно-технологических систем является экономически возможным, и это обусловливает появление национальных исследовательских и образовательных программ, призванных стимулировать их разработку.
Слайд 12Структура технологической системы.
Слайд 13Информатизация общества — организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий
для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.
Слайд 14Цель информатизации — улучшение качества жизни людей за счет увеличения производительности
и облегчения условий их труда.
Информатизация — это сложный социальный процесс, связанный со значительными изменениями в образе жизни населения. Он требует серьёзных усилий на многих направлениях, включая ликвидацию компьютерной неграмотности, формирование культуры использования новых информационных технологий и др.
Слайд 15В информатике особое внимание уделяется вопросам взаимодействия или интерфейсам.
Методы и средства
взаимодействия человека с аппаратными и программными средствами называются пользовательским интерфейсом.
Существуют аппаратные интерфейсы, программные интерфейсы и аппаратно-программные интерфейсы.
Основной задачей информатики является систематизация приёмов и методов работы с аппаратными программными средствами вычислительной техники.
Слайд 16Можно выделить следующие направления практических приложений информатики.
1. Архитектура вычислительных систем (приёмы
построения систем, предназначенных для автоматической обработки данных).
2. Интерфейсы вычислительных систем (приёмы и методы управления программным и аппаратным обеспечением).
3. Программирование (приёмы, методы и средства разработки компьютерных программ).
Слайд 174. Преобразование данных (приёмы и методы преобразования структур данных).
5. Защита информации
(приёмы и средства защиты данных).
6. Автоматизация (функционирование программно-аппаратных средств без участия человека).
7. Стандартизация (обеспечение совместимости между форматами представления данных, относящихся к различным типам вычислительных систем).
Слайд 18Понятие информации
Термин информация происходит от латинского слова informatio – разъяснение, изложение.
Первоначальное значение этого термина – «сведения, передаваемые людьми устным, письменным или иным способом».
В середине ХХ века термин «информация» превратился в общенаучное понятие, означающее обмен сведениями между людьми, между человеком и автоматом, между автоматами, а также обмен сигналами в животном и растительном мире.
Слайд 19В философском смысле информация есть отражение реального мира. Это сведения, которые
один реальный объект содержит о другом реальном объекте. Таким образом, понятие информации связывается с определенным объектом, свойства которого она отражает.
В информатике под информацией понимается сообщение, снижающее степень неопределенности знаний о состоянии предметов или явлений и помогающее решить поставленную задачу.
Изменение некоторой физической величины во времени, обеспечивающее передачу сообщений, называется сигналом.
Слайд 20Мы живем в материальном мире, состоящем из физических тел и физических
полей. Физические объекты находятся в состоянии непрерывного движения и изменения, которые сопровождаются обменом энергией и переходом ее из одной формы в другую.
Для того чтобы в материальном мире происходил обмен информацией, ее преобразование и передача, должны существовать носитель информации, передатчик, канал связи, приемник и получатель информации. Канал связи представляет собой среду, в которой происходит передача информации.
Слайд 21Канал связи объединяет источник и получателя информации в единую информационную систему
Подобные
информационные системы существуют как в технических системах, так и в человеческом обществе и живой природе.
Информационные системы можно разделить на естественные и искусственные. К первым относятся все естественно возникшие системы. Такими системам являются биологические организмы.
Искусственными информационными системами являются информационные системы, созданные человеком.
Слайд 23Информационная система.
Зарегистрированные сигналы называются данными. Для их регистрации с целью хранения
и передачи необходим некоторый язык. Этот язык должен быть понятен как отправителю информации, так и ее получателю. Данные могут нести в себе информацию о событиях, происходящих в материальном мире. Однако данные не тождественны информации. Для получения информации нужен метод обработки данных. Информация – это продукт взаимодействия данных и адекватных им методов их обработки.
Слайд 24Информация существует только в момент взаимодействия данных и методов. В остальное
время она содержится в виде данных.
Таким образом, во-первых, не существует информации самой по себе как некоторой самостоятельной сущности без ее носителя в виде некоторых материальных процессов,
во-вторых, не существует информации безотносительно к субъекту, способному извлекать ее из полученного сообщения. Из одних и тех же данных разные получатели могут извлечь разную информацию в зависимости от адекватности методов их обработки.
Слайд 25Данные являются объективными, так как это результат регистрации объективно существующих сигналов,
вызванных изменениями в материальных телах и полях. В то же время методы являются субъективными, так как в их основе лежат алгоритмы, составленные людьми.
Получатель информации оценивает ее в зависимости от того, для решения какой задачи она будет использована. При оценке информации различают ее синтаксический, семантический и прагматический аспекты.
Слайд 26Передаваемое сообщение должно быть представлено в виде последовательности символов некоторого алфавита.
Синтаксический аспект касается формальной правильности сообщения с точки зрения синтаксических правил используемого языка безотносительно к его содержанию.
Слайд 27Семантический аспект передает смысловое содержание информации и соотносит её с ранее
имевшейся информацией. Знания об определенной предметной области фиксируются в форме тезауруса, то есть совокупности понятий и связей между ними. При получении информации тезаурус может изменяться.
Степень этого изменения характеризует воспринятое количество информации.
Семантический аспект определяет возможность достижения поставленной цели с учетом полученной информации, т.е. определяет ценность информации.
Слайд 28Человек сначала наблюдает некоторые факты, которые отображаются в виде набора данных.
Здесь проявляется синтаксический аспект. Затем после структуризации этих данных формируется знание о наблюдаемых фактах, которое фиксируется на некотором языке.
Это семантический аспект информации. Полученное знание и созданные на его основе информационные модели человек использует в своей практике для достижения поставленных целей.
Слайд 29В реальной жизни часто возникает ситуация, когда даже наличие полной информации
не позволяет решить поставленную задачу.
Прагматический аспект информации проявляется в возможности её практического использования.
Слайд 30Таким образом, не любое сообщение несет информацию. Для того чтобы сообщение
несло некоторую информацию, и было полезно получателю, оно должно быть:
• записано на некотором языке;
• этот язык должен быть понятен получателю;
• получатель должен обладать методом извлечения информации из сообщения;
• сообщение должно снижать степень неопределенности относительно объекта, который интересует получателя;
• сообщение должно помогать ему решить поставленную задачу;
• получатель должен обладать реальной практической возможностью использовать полученную информацию.
Слайд 31Свойства информации
На свойства информации влияют как свойства данных, так и свойства
методов её обработки.
1. Объективность информации. Понятие объективности информации относительно. Более объективной является та информация, в которую методы обработки вносят меньше субъективности. Например, в результате наблюдения фотоснимка природного объекта образуется более объективная информация, чем при наблюдении рисунка того же объекта. В ходе информационного процесса объективность информации всегда понижается.
Слайд 322. Полнота информации. Полнота информации характеризует достаточность данных для принятия решения.
Чем полнее данные, тем шире диапазон используемых методов их обработки и тем проще подобрать метод, вносящий минимум погрешности в информационный процесс.
3. Адекватность информации. Это степень её соответствия реальному состоянию дел. Неадекватная информация может образовываться при создании новой информации на основе неполных или недостоверных данных. Однако полные и достоверные данные могут приводить к созданию неадекватной информации в случае применения к ним неадекватных методов.
Слайд 334. Доступность информации. Это мера возможности получить информацию. Отсутствие доступа к
данным или отсутствие адекватных методов их обработки приводят к тому, что информация оказывается недоступной.
5. Актуальность информации. Это степень соответствия информации текущему моменту времени. Поскольку информационные процессы растянуты во времени, то достоверная и адекватная, но устаревшая информация может приводить к ошибочным решениям. Необходимость поиска или разработки адекватного метода обработки данных может приводить к такой задержке в получении информации, что она становится ненужной.
Слайд 34Измерение информации
Килоба́йт (КБ, Кбайт) — единица измерения количества информации, равная 1024
байтам, или 8192 битам.
Мегаба́йт (МБ, Мбайт) — единица измерения количества информации, равная 1024 килобайтам или 1 048 576 байтам.
Гигабайт (ГБ, Гбайт) — кратная единица измерения количества информации, равная 1024 мегабайтам или 1 073 741 824 байтам.
Тераба́йт (Тбайт, ТБ) м. , скл. — единица измерения количества информации, равная 1024 гигабайтам или 1 099 511 627 776 байтам.
Слайд 35Бит — базовая единица измерения количества информации, равная количеству информации, содержащемуся
в опыте, имеющем два равновероятных исхода: да/нет, 1/0, включено/выключено и т. д.
Байт — единица хранения и обработки цифровой информации, это совокупность битов, обрабатываемая компьютером одномоментно. В современных вычислительных системах байт считается равным восьми битам.
Килоби́т — единица измерения количества двоичной информации, равная 1024 битам.