Слайд 11 Раздел : Операционная система Windows
Тема 3:
Строение и управление окнами
Преподаватель ИКТ:
Островская Елизавета Николаевна
25 февраля 2019 год
Слайд 2Окно — основное понятие оконного интерфейса, интерфейсный контейнер . Кроме дочерних элементов интерфейса,
окно также может содержать элементы управления самим окном. Важная особенность окон — возможность перекрываться, то есть располагаться поверх друг друга, полностью или частично закрывая нижнее окно.
Слайд 3Око́нный интерфе́йс — способ организации полноэкранного интерфейса программы (разновидность графического интерфейса), в котором каждая интегральная
часть располагается в графическом окне — собственном субэкранном пространстве, находящемся в произвольном месте «над» основным экраном. Несколько окон, одновременно располагающихся на экране, могут перекрываться, виртуально находясь «выше» или «ниже» друг относительно друга.
! Оконный интерфейс реализуется как в графическом, так и в текстовом режиме (наиболее известной (неполной) реализацией оконного интерфейса в текстовом режиме является программа-оболочка Питера Нортона «Norton Commander» и её многочисленные модификации]). Однако наибольшую популярность он завоевал благодаря операционным системам с графическими оконными оболочками (ОС Mac, ОС Windows) и в настоящее время является самым популярным видом пользовательского интерфейса.
Слайд 4 Интерфе́йс по́льзователя, он же по́льзовательский интерфейс (UI — англ. user interface) —Интерфейс, обеспечивающий передачу информации между Пользователем-человеком
и программно-аппаратными компонентами компьютерной системы
Графи́ческий интерфе́йс по́льзователя (ГИП), графический пользовательский интерфейс (ГПИ) (англ. graphical user interface, GUI) — разновидность пользовательского интерфейса, в котором элементы интерфейса (меню, кнопки, значки, списки и т. п.), представленные пользователю на дисплее, исполнены в виде графических изображений. Также называется графической оболочкой управления.
Слайд 5Оконный интерфейс реализуется как в графическом, так и в текстовом режиме (наиболее известной (неполной)
реализацией оконного интерфейса в текстовом режиме является программа-оболочка Питера Нортона «Norton Commander» и её многочисленные модификации). Однако наибольшую популярность он завоевал благодаря операционным системам с графическими оконными оболочками (ОС Mac, ОС Windows) и в настоящее время является самым популярным видом пользовательского интерфейса.
Графи́ческий интерфе́йс по́льзователя (ГИП), графический пользовательский интерфейс (ГПИ) (англ. graphical user interface, GUI) — разновидность пользовательского интерфейса, в котором элементы интерфейса (меню, кнопки, значки, списки и т. п.), представленные пользователю на дисплее, исполнены в виде графических изображений. Также называется графической оболочкой управления.
Слайд 7 Текстовый пользовательский интерфейс, ТПИ (англ. Text user interface, TUI; также Character User Interface, CUI) —
разновидность интерфейса пользователя, использующая при вводе-выводе и представлении информации исключительно набор буквенно-цифровых символов и символов псевдографики. Характеризуется малой требовательностью к ресурсам аппаратуры ввода-вывода (в частности, памяти) и высокой скоростью отображения информации. Появился на одном из начальных этапов развития вычислительной техники, при развитии возможностей аппаратуры, нацеленной на реализацию появившегося ранее интерфейса командной строки, который, в свою очередь, является наследником использования телетайпов в качестве интерфейса вычислительной техники
Слайд 8Пример Текстового Интерфейса
Слайд 9Свойства:
Окно обычно имеет прямоугольную форму, обычно с обрамлением рамкой и/или цветом
фона, отличным от цвета основного экрана. При необходимости окно имеет заголовок (с пояснением функции) и органы управления. Иногда используются различные эффекты для придания ощущения объемности интерфейса, в том числе:
«тени» — затемнение под окном со сдвигом (как правило, вправо-вниз, предполагая наличие света слева-сверху). В графическом режиме тени также могут отбрасывать другие элементы интерфейса, например курсор мыши;
Слайд 10создание иллюзии выпуклых и вдавленных структур — линий, надписей, пониженных или повышенных
областей (например, кнопок), рамок и т. п., линиями повышенной и пониженной яркости и полутоновыми переходами (для имитации криволинейных поверхностей);
полная или частичная (полу-)прозрачность окна — просвечивание сквозь «подложки» или других окон (возможно только в графическом режиме).
Оконный интерфейс имеют оболочки большинства операционных систем, и, в этом случае, окно может представлять собой отдельную запущенную программу (задачу). Процедуры поддержки оконного интерфейса призваны отрисовывать экран с располагающимися «поверх него» окнами и распределять ввод пользователя между ними (при существовании нескольких равноправных окон ввод пользователя осуществляется в то, которое в данный момент является активным).
Слайд 12Разновидности:
Программы с классической (полноэкранной) организацией экрана могут использовать элементы оконного интерфейса
(субокна) для: организации меню, окон сообщений и диалогов.
Программы с полной реализацией оконного интерфейса раздельно работают с отдельными подзадачами в разных окнах. Такая программа может одновременно открывать/работать с несколькими документами, помещая их в отдельные субокна (например, многооконный редактор с документом в каждом окне). Организацию этих субокон в подобных программах реализуют несколькими способами:
однооконный режим (SDI)
многооконный режим (MDI, TDI)
псевдомногооконный режим (PMDI)
Слайд 13 Однодокументный интерфейс (англ. Single document interface, SDI) — способ организации графического интерфейса приложений в отдельных
окнах. Не существует «фонового» или «родительского» окна, содержащего меню или панели инструментов, по отношению к активному — каждое окно несёт в себе эти элементы. Такие приложения, позволяющие редактировать более одного документаодновременно, например, текстовые процессоры, могут создавать у пользователя впечатление, что запущена не одна копия программы, а несколько.
Обычно, каждое из окон отображается отдельно на панели задач операционной системы, иногда панель задач позволяет группировать записи об окнах, принадлежащих одной программе.
Слайд 15 Многодокументный интерфейс (англ. multiple document interface, MDI) — способ организации графического интерфейса пользователя,
предполагающий использование оконного интерфейса, в котором большинство окон (исключая, как правило, только модальные окна) расположены внутри одного общего окна. Этим он и отличается от SDI, в котором окна располагаются независимо друг от друга. Разработчики широко используют оба типа интерфейса, а зачастую и интерфейс смешанного типа. Например, Microsoft меняла интерфейс Microsoft Office от SDI к MDI, а потом вернулась обратно к SDI, хотя степень реализации включает и первое, и второе.
Среди недостатков MDI часто указывали отсутствие наглядной информации об открытых окнах, для просмотра текущего списка открытых окон в приложении пользователю было необходимо выбрать в меню пункт «открытые окна/window list», или подобный ему. В последнее время в приложениях стали появляться панели задач и вкладки для отображения открытых окон в MDI. Такой тип интерфейса иногда называют многодокументным интерфейсом с вкладками (TDI), хотя фактически это разновидность MDI.
Почти все конструкторы и редакторы приложений на сегодняшней день предоставляют по крайней мере одно решение для создания MDI-интерфейса.
Слайд 17 Псевдомногоокнный режим (AkelPad) — свободный текстовый редактор с открытым исходным кодом для операционных систем Microsoft Windows
Свободное
программное обеспечение (СПО, англ. free software, также software libre или libre software), свободный софт — программное обеспечение, пользователи которого имеют права («свободы») на его неограниченную установку, запуск, свободное использование, изучение, распространение и изменение (совершенствование), а также распространение копий и результатов изменения[1]. Если на программное обеспечение есть исключительные права, то свободы объявляются при помощи свободных лицензий.
Те́кстовый реда́ктор — самостоятельная компьютерная программа или компонент программного комплекса (например, редактор исходного кодаинтегрированной среды разработки или окно ввода в браузере), предназначенная для создания и изменения текстовых данных в общем и текстовых файлов в частности.
Слайд 19Особенности поведения окон
Перемещение окон
При использовании оконного интерфейса, большинство окон может
свободно перемещаться по экрану. Обычно перемещение окон производится при захвате заголовка окна, однако при необходимости можно задать для перемещения также произвольную область, либо всё окно, кроме располагающихся на нём элементов интерфейса. Также перемещать окна можно, выбрав пункт в меню окна — в этом случае возможность перемещать окно доступна также с клавиатуры.
Появление новых окон обычно не регламентируется системой, и они занимают место посередине экрана, либо заданное при разработке программы. Некоторые оконные менеджеры, например входящие в состав среды KDE, располагают вновь открывающиеся диалоговые окна и окна предупреждений так, чтобы они не перекрывали уже открытые. Другой способ — располагать вновь открытые диалоговые окна «каскадом», то есть с небольшим смещением от предыдущего, чтобы оставался виден заголовок окна.
Слайд 20Управление размером окон
Обычно, изменить размер окна можно тремя способами —
через меню окна (в этом случае изменение размеров возможно с клавиатуры), путём перемещения границ окна либо специальной области в правом нижнем углу окна.
При уменьшении размеров окна могут стать недоступными некоторые важные элементы управления. Чтобы этого избежать, задаётся минимальный размер окна. Если элементов управления слишком много, либо при уменьшении окна они либо попадают в специальное меню, либо в окне появляются полосы прокрутки. Некоторые окна не позволяют изменять размер, среди них — большинство диалоговых окон.
Некоторые оконные менеджеры сохраняют размеры и положение окон после их закрытия для последующего восстановления при повторном открытии, другие, в том числе оконный менеджер ОС Windows, перекладывает эту работу на само приложение.
Слайд 21Полноэкранный режим
В ОС семейства Windows большинство оконных приложений может использовать
«псевдополноэкранный режим». При нажатии на кнопку «развернуть», окно занимает всю доступную площадь экрана, кроме панели задач. При этом все элементы окна, кроме рамки, остаются. Для некоторых видов приложений, например, воспроизводящих видео, такой режим неприемлем, и такие приложения обычно закрывают экран полностью, не отображая в таком режиме большинства элементов управления, либо отображая упрощённую их версию
Слайд 22Скрытие окна
В большинстве современных операционных систем и оконных менеджеров в окнах
присутствует кнопка «свернуть». При нажатии на эту кнопку окно приложения скрывается, но само приложение не прекращает работу. В разных операционных системах поведение этой кнопки по умолчанию может различаться. В системах, имеющих панель задач, окно приложения можно вызвать нажатием на кнопку приложения на панели задач. При отсутствии панели задач, свёрнутое окно либо уменьшается до одного заголовка, либо на рабочем столе (в старых версиях Windows — в окне диспетчера программ) появляется значок, и раскрыть окно можно нажатием на него. То же самое работает и для дочерних окон приложения, которые не отображаются в панели задач, но имеют кнопку «свернуть».
Слайд 23Закрытие окна
Для главного окна приложения закрытие окна обычно предполагает выход
из приложения, либо документа (при использовании многодокументного интерфейса). Некоторые приложения, например Skype, не завершают работу при нажатии на кнопку «закрыть», а имеют для этой цели специальную функцию в меню приложения. Кнопка «закрыть» в них работает почти так же, как кнопка «свернуть».
Для дочерних окон приложения закрытие, как правило, означает лишь его скрытие, без выгрузки из памяти каких-либо данных. Такие окна обычно можно вернуть из меню приложения, либо какими-то элементами управления в главном окне.
В диалоговых окнах закрытие окна обычно работает аналогично нажатию на кнопку «отмена». Некоторые окна могут блокировать возможность закрытия, например, если выполняется действие, для отмены которого нужно выполнить какие-то другие операции. Также, при работе с документами, при отсутствии функции автосохранения документов, применяется режим, когда при нажатии на кнопку закрытия появляется диалог, предлагающий сохранить внесённые изменения.
Слайд 24Наложение окон
большинстве случаев, окна перекрывают друг друга так, что активное
в текущий момент окно располагается поверх остальных, за ним идёт окно, которое было активно предыдущим, и так далее. Однако, для некоторых окон можно включить режим «поверх всех окон», при котором окно не может быть перекрыто другими, даже если оно неактивно. В некоторых оконных менеджерах, например Openbox, возможность расположить окно поверх остальных доступна из меню окна, а также есть возможность вывести кнопку с этой функцией рядом со стандартными кнопками управления окном.
Дочерние окна приложений, в том числе панели и палитры, а также диалоговые окна, обычно перекрывают основное окно приложения, даже если фокус ввода находится не в нём, при этом для других приложений эти окна равнозначны главному окну приложения, и перекрываются ими так же как и главное.
Слайд 25Диалоговые окна
Диалоговые окна обычно не являются главными окнами приложения, не
отображаются в панели задач и не могут быть развёрнуты на весь экран, а часто даже не позволяют изменять размер окна. Диалоговое окно должно быть закрыто после выполнения действия или прочтения сообщения, для этого в диалоговом окне имеются кнопки, нажатие на которые приводит к закрытию окна. Поэтому диалоговое окно не нуждается также в кнопке «закрыть».
Слайд 27Модальное окно
Окно, обычно диалоговое, открытие которого блокирует доступ к элементам
родительского окна.
Как правило, модальные окна применяются, когда требуется:
Потребовать от пользователя ввод какой-либо информации — начиная от простого «да/нет» до большого количества настроек или данных, необходимых для продолжения работы с родительским окном или приложением;
Привлечь внимание пользователя к чему-либо важному. Этот вариант часто критикуется специалистами по эргономике, потому что редко это важно настолько, чтоб блокировать работу приложения целиком, но, тем не менее, продолжает использоваться по той причине, что он существенно более лёгок в реализации;
Указать пользователю на невозможность отмены выполняемого им действия и потребовать подтверждения этого действия. Этот вариант тоже критикуется, вместо него рекомендуется обеспечить возможность отмены
Слайд 28Панели, палитры и плавающие окна
Панели, палитры и плавающие окна, как
правило, располагаются поверх основного окна приложения или окна документа, даже если в нём фокус ввода. При использовании MDI, либо многооконного интерфейса, панели, как правило, остаются общими для всех документов. Обычно, панели и палитры имеют упрощённый вид окна с уменьшенным заголовком и без кнопок «развернуть» и «свернуть».
Слайд 29Окна документов в многодокументных приложениях
В многодокументных приложениях поведение окон зависит
от того, какая разновидность многодокументного интерфейса используется.
В SDI окно документа по сути является главным окном приложения. Если документов несколько, все окна приложения равнозначны. Выход из приложения происходит при закрытии всех окон приложения. Переключение между окнами приложения происходит так же, как и переключение между приложениями: например, через панель задач.
Интерфейс со вкладками как правило имеет одно окно, однако некоторые приложения позволяют иметь несколько открытых окон, и переносить вкладки из одного окна в другое — такие окна работают как при SDI.
MDI предполагает существование основного окна приложения и окон документов, располагающихся внутри основного окна. Закрытие всех окон документов не приводит к выходу из программы — в этом случае лишь отображается пустая область для окон. Если окно документа развёрнуто, оно теряет заголовок и рамку, а кнопки управления окном и значок приложения переносится в строку меню. Если окно свёрнуто, оно ведёт себя так же, как обычное окно при отсутствии панели задач. Если открыто несколько окон документов, и они развёрнуты на весь экран, переключение между ними происходит через пункт «окно» в строке меню.
Многооконный интерфейс обычно предполагает использование общих для всех документов панелей и плавающих окон. Одна из таких панелей может являться одновременно главным окном, закрытие которого приводит к закрытию приложения но некоторые приложения также могут закрываться при закрытии всех окон документов (как при SDI)
Слайд 30Стилизованные окна
Некоторые программы, такие как медиаплееры могут использовать стилизованные окна, самостоятельно управляющие
отображением и поведением всех элементов управления. Такие программы часто позволяют использовать настраиваемый по желанию пользователя внешний вид. Часто в таких программах привычные элементы управления имеют несколько другое назначение, либо располагаются в другом месте. Например, в проигрывателе Winamp, и других, использующих тот же интерфейс обложек, кнопка между «закрыть» и «свернуть» не разворачивает плеер на весь экран, а уменьшает его окно до размера заголовка, при этом некоторые виджеты переносятся в заголовок, позволяя управлять плеером в минимизированном состоянии.
Слайд 32Альтернативы
Использование окон неудобно на мобильных устройствах из-за небольшого размера экрана
и ориентированности на управление пальцами с помощью тачскрина. В них каждое приложение разворачивается на весь экран, либо существует в виде значка в области уведомлений. Также в полноэкранном режиме обычно работают программы, воспроизводящие видео, просмотрщики изображений и многие компьютерные игры.
На больших экранах наоборот удобнее может оказаться фреймовый оконный менеджер, где приложения располагаются в непересекающихся областях. Фреймы позволяют свести к минимуму использование мыши.
Некоторые приложения вообще могут не требовать окон для отображения элементов интерфейса. Интерфейс программы может отображаться в пределах значка, живой плитки или гаджета.