Слайд 1Чтобы учить других – учитель должен не только знать свой предмет
и владеть методикой его преподавания, но и ориентироваться в различных сферах общественной жизни, быть культурным человеком в широком смысле этого слова. Основным инструментом профессионального роста педагога и совершенствования его мастерства все чаще выступает самообразование.
Слайд 2Под самообразованием традиционно понимают познавательную деятельность человека, которая:
* осуществляется добровольно;
* управляется
самим человеком;
* необходима для осознанного совершенствования каких-либо качеств индивида.
Слайд 3Способность к самообразованию не формируется у педагога одновременно с получением диплома
педагогического вуза, а развивается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа деятельности. Однако это не означает, что самообразованием должен и может заниматься только педагог со стажем. Потребность в самообразовании может возникнуть на любом этапе профессионального роста педагога, т. к. это одно из условий удовлетворения потребности утвердить себя в роли учителя, занять достойное место в обществе через профессию. Например, в классификации Р. Фуллера представлены три стадии профессионального становления педагога, каждая из которых обязательно сопровождается процессом самообразования:
* "выживание" (первый год работы, который отмечен личными профессиональными затруднениями);
* "адаптация" (от 2 до 5 лет работы, характеризуется особым вниманием учителя к своей профессиональной деятельности);
* "зрелость" (от 6 до 8 лет работы, характеризуется стремлением переосмыслить свой опыт и желанием самостоятельного педагогического исследования).
Слайд 4Формы организации самообразования
Рассмотрим наиболее часто используемые формы организации самообразования, отметив их
преимущества и недостатки.
1. Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации.
Главное достоинство такой формы самообразования – возможность получения квалифицированной помощи от специалиста-преподавателя, а также возможность обмена опытом между коллегами.
Недостатки:
* эпизодичность прохождения курсов;
* время проведения – в учебный период, что влечет большие изменения в режиме работы всей школы;
* качество лекционного материала, которое часто оставляет желать лучшего, т. к. нет серьезного изучения потребностей педагогов и дифференциации с учетом потенциала слушателей.
Слайд 52. Получение второго высшего образования или второй специальности.
Главные достоинства такой формы
самообразования:
* возможность выстраивать индивидуальную траекторию образования, т. к. структура большинства программ имеет модульный характер: одни обязательны для изучения, другие предполагают индивидуальный выбор;
* система "ученый-учитель", при которой обучение ведут ученые-специалисты.
Недостатки:
* нехватка у педагогов свободного времени;
* дороговизна обучения.
Слайд 63. Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады и конкурсы.
* Главные
достоинства такой формы самообразования:
* возможность пройти их в удобное для педагогов время;
* возможность выбора темы по интересующим и наиболее актуальным для конкретного педагога вопросам.
Недостатки:
* дистанционные курсы проводятся на платной основе;
* документы, подтверждающие факт прохождения дистанционного обучения, чаще всего не имеют юридической силы, т. е. их не учитывают при проведении очередной аттестации.
Слайд 74. Индивидуальная работа по самообразованию может включать в себя:
* научно-исследовательскую работу
по определенной проблеме;
* посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной литературы;
* участие в педагогических советах, научно-методических объединениях;
* посещение уроков коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов преподавания;
* теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм уроков, внеклассных мероприятий и учебных материалов.
Однако, как бы ни был высок уровень способностей учителя к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют учителя, – отсутствие времени, стимулов, нехватка источников информации и др.
Слайд 85. Сетевые педагогические сообщества – новая форма организации самообразования учителей.
Сетевое педагогическое
сообщество – это интернет-ресурс, созданный для общения единомышленников, педагогов различных регионов нашей страны, желающих поделиться опытом, поспорить, рассказать о себе, узнать нужную информацию.
Сетевое сообщество открывает перед педагогами следующие возможности:
* использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов;
* самостоятельное создание сетевого учебного содержания;
* освоение информационных концепций, знаний и навыков;
* наблюдение за деятельностью участников сообщества.
Главные преимущества этой формы самообразования:
* обмен опытом осуществляется между учителями-практиками;
* методическая помощь является персональной и адресной;
* попросить и получить консультацию можно в удобное для педагога время.
Слайд 9В настоящее время успешно действуют различные виртуальные объединения и сетевые сообщества
педагогов:
* Завуч.Инфо (zavuch.info) организует практические акции и конкурсы, инициирует обращения к Президенту, учителям и школам, публикует разработки уроков и внеклассных занятий.
* Российский общеобразовательный портал (www.school.edu.ru) основными своими задачами считает содействие повышению доступности и качества российского образования, обеспечение информацией обо всех видах образовательной продукции и услуг дошкольного, школьного и педагогического образования, проведение консультаций специалистов.
* Открытый класс (www.openclass.ru) целью своей деятельности называет поддержку процессов информатизации школ и профессионального развития педагогов, широкого распространения электронных образовательных ресурсов, массового внедрения методик их использования, модернизации системы методической поддержки информатизации образования.
* Сеть творческих учителей (it-n.ru). Портал создан при поддержке корпорации Microsoft для того, чтобы дать возможность учителям внутри своей страны (и за ее пределами) общаться и обмениваться информацией и материалами по использованию информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании. На портале активно проводятся дистанционные конкурсы и обучающие мастер-классы, собрана одна из крупнейших в Интернете библиотек авторских методических разработок (свыше 25 тыс.).
Слайд 10Профессиональное сообщество педагогов Методисты.ру http://metodisty.ru/ -
Является частью информационно-образовательного портала RusEdu, созданного в 2004
году и предназначенного для удовлетворения потребностей педагогических работников в обмене информацией, общении и самореализации. В настоящее время портал насчитывает множество сайтов, объединенных одной тематикой - образование и обучение.
Слайд 11Интернет государство учителей (ИнтерГУру) http://www.intergu.ru/
Проект Минобразования России, издательства “Просвещение”. Основная цель проекта
- создание сетевого сообщества творческих учителей. Открытая система самостоятельных сетевых проектов, связанных между собой игровой экономической схемой. Целями данного проекта являются: оказание поддержки профессиональной деятельности учителя; предоставление возможности самореализации и самоутверждения через совместную сетевую практическую деятельность; создание и поддержка новых образовательных инициатив.
Слайд 12Интернет-педсовет http://pedsovet.org/
Пространство для общения учителей на расстоянии, одна из форм дистанционной деятельности
и возможность повышения профессиональной квалификации. Является с одной стороны, сетевым образовательным сообществом, а с другой стороны — средством массовой информации, действующей информационно-коммуникативной площадкой, отражающей состояние современного образования.
Слайд 15ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЕ
http://www.klyaksa.net/
Слайд 16Диагностика и планирование процесса самообразования
Однако, несмотря на такой широкий спектр форм организации
процесса самообразования, ведущую в нем роль играют администрация школы и методические объединения учителей-предметников. Именно они способствуют формированию устойчивой потребности в самообразовании, побуждают к изучению новой информации и передового опыта, приучают к самооценке и самоанализу. Организация наставничества, обсуждение актуальных тем, привлечение учителей к участию в тематических педсоветах, проведение консультаций для учителей, оказание помощи в обобщении своего опыта, пополнение библиотечного и медиатечного фонда – это лишь неполный перечень форм работы администрации образовательных учреждений.
Каждый учитель, учитывая внутренние и внешние мотивы, запросы, предъявляемые современным обществом, влияние морально-психологического климата, сложившегося в коллективе, и требования администрации образовательного учреждения, определяет свою траекторию самосовершенствования и саморазвития.
Слайд 17Технология организации самообразования педагогов может быть представлена в виде следующих этапов:
1‑й
этап – диагностический, который предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу, анализ затруднений, постановку проблемы, изучение психолого-педагогической и методической литературы по выбранной проблеме, планирование и прогнозирование результатов. На этом этапе могут помочь анкеты "Оценка уровня готовности педагога к развитию" – для выявления способности учителя к саморазвитию и факторов, стимулирующих и препятствующих обучению, развитию и саморазвитию учителей в школе (приложение 1), а также примерное планирование этапов работы над темой самообразования (приложение 2).
2‑й этап – практический, во время которого происходит накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы.
3‑й этап – обобщающий. Происходит подведение итогов, оформление результатов по теме, презентация материалов на заседаниях методических объединений, педагогических советов.
4‑й этап – внедренческий, на котором педагог в процессе дальнейшей работы использует собственный опыт, а также занимается его распространением.
Слайд 18Известна истина, что получение вузовского диплома – лишь старт, а не
финиш. На каком бы этапе жизненного и профессионального пути ни находился учитель, он никогда не сможет считать свое образование завершенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной. Стать авторитетным – значит быть компетентным в вопросах, интересующих не только современного школьника, но и педагогическое сообщество.