Слайд 2Вопросы
Что такое транслятор?
Какие языки программирования вы знаете?
Что такое оператор?
Какие операторы языка программирования вы знаете?
Что такое переменная?
Какие имена можно давать переменным?
Что такое тип переменной?
Что такое значение переменной?
Что такое операция присваивания?
Слайд 3Ответьте на вопросы:
Укажите тип переменной, если её значение равно:
а) 65 б) «школа» в)
29,456
Из приведённых значений выберите значения
а) целого типа б) вещественного в) строкового
29,1 87 -946,9 -99 ,5 «2*2» 68
Определите тип для величин:
а) название фильма б) объём в) кол-во дней
Определите, является величина постоянной или переменной
а) рост б) имя в) название месяца
Слайд 4Примеры:
А) В программе
INPUT x, y
PRINT x, y
На дисплее:
? 30, 47
30 47
В результате переменная “x” получит значение 30, а переменная “y” - значение 47.
Б) В программе
INPUT word$
PRINT word$
На дисплее:
? Антон
Антон
Слайд 5Ответьте на вопросы, выполните задания
Чему равно значение Х после выполнения
двух операторов присваивания?
Х=2 Х=Х+1
Какие из операторов написаны верно (если нет, укажите ошибку):
3+6=Z W=5+8 5+8 S+R=76 V=(X+Y+Z)/3 H=H*2 X=X*S D=E=1 A+B=C-D
Записать операторы, которые переменной К присваивают среднее арифметическое чисел А, В, С.
Слайд 6Что появится на экране монитора при выполнении следующих программ?
Q=5
Z=Q+8
Print Q; Z
2.
L=3*T
Print L; T-4
3. A=9
B=36-A
A=5
Print “A”; A; “B”; B
4. F=4
F=F+1
Print F; K+3
5. L=12
X$=“Тебе”
Age$=“лет”
Print X$; L; Age$
6. H=15
P=9
H=H+P
Print “P”; P/3; H
Слайд 7Оператор INPUT
Пример1. Вычисление скорости пешехода V, значения пути S и времени
T задаются с клавиатуры
CLS
INPUT “S=“; S
INPUT “T=“; T
V=S/T
Print “V=”; V
Пример 2 Найти площадь S и периметр P прямоугольника, значения сторон задаются с клавиатуры
CLS
INPUT __________
INPUT __________
S=_________
_______
Print “S=”;
Print ______________
Слайд 8Оператор INPUT
Пример1. Вычисление скорости пешехода V, значения пути S и времени
T задаются с клавиатуры
CLS
INPUT “S=“; S
INPUT “T=“; T
V=S/T
Print “V=”; V
Пример 2 Найти площадь S и периметр P прямоугольника, значения сторон задаются с клавиатуры
CLS
INPUT __________
INPUT __________
S=_________
_______
Print “S=”;
Print ______________
Слайд 10Запуск Бейсика, начало работы, сохранение
Открыть двойным ЛКМ
или
Пуск – программы –
стандартные – командная строка – из папки расположения Бейсика перетащить мышкой значок QBASIC.exe в место расположения курсора командной строки и нажать ENTER.
Комбинацией клавиш ALT + ENTER развернуть окно (для сворачивания выполнить те же действия).
Слайд 11Сохранение документа
Файл – сохранить (сохранить как);
Ввести имя файла при английской раскладке
клавиатуры (для того чтобы файл не потерялся придумайте оригинальное название отражающее характер работы);
ОК
(при этом
файл сохраниться в папку
с файлами Бейсика,
переместите его
в вашу личную папку).
Слайд 12«горячие» клавиши
F6 – переход из окна редактирования в окно немедленного выполнения
ESC
– выход из любого отдела справки
F5 – запуск программы на выполнение
SHIFT + F5 – запуск на выполнение сначала
CTRL + BREAK – принудительное прерывание программы
BACKSPACE – удаление символов слева от курсора
DELETE – удаление символов под курсором и слева от него
INSERT – переход в режим замены символов
CTRL + INSERT – копирование в буфер
SHIFT + DELETE – вырезка в буфер
SHIFT + INSERT – вставка из буфера
СTRL + SHIFT справа – переход на русский язык
СTRL + SHIFT слева – переход на английский язык
Практическая работа
Слайд 13СТАНДАРТНЫЕ ФУНКЦИИ ЯЗЫКА БЕЙСИК.
PRINT, PRINT, PRINT, PRINT
Слайд 14Стандартные алгебраические функции.
ABS - возвращает абсолютную величину
? АВS (-2.56) 2,56
(модуль) аргумента
SQR - возвращает квадратный корень из … ? SQR (9) 3
SIN - возвращает значение синуса аргумента ? SIN (3) 0,14112
(аргумент указывается в радианах)
COS - возвращает значение косинуса аргумента ? COS (3) 0,98992599
(аргумент указывается в радианах)
TAN - возвращает значение тангенса аргумента ? TAN (3) -0.1425
(аргумент указывается в радианах)
INT - возвращает целую часть аргумента ? INT (30,1) 30
(от англ. INTeger – целый)
SGN - возвращает 1, если аргумент больше нуля; ? SGN (3 ) 1
0, если аргумент равен нулю; ? SGN ( 0 ) 0
—1, если аргумент меньше нуля ? SGN (-3) -1
(от англ. SIGN — знак)
Слайд 15Использование стандартных функций
Стандартные функции могут входить в арифметические выражения. В качестве
аргументов также можно использовать арифметические выражения.
Примеры правильной записи стандартных функций
Слайд 16Правила записи функций
Аргумент обязательно записывается в скобках
SIN (3), ABS (X) и
т.д.
В качестве аргументов можно использовать арифметические выражения, функции
INT (2+5/X)
30o записывается как 30*3.14/180 так как 1o = Π/180
Таким образом
SIN 30o запишется как SIN (30*3.14/180)
Тригонометрические функции
Слайд 19Условный оператор IF… THEN…ELSE
IF условие THEN ветвь да ELSE ветвь нет
если тогда иначе
Оператор проверяет выполнение условия, записанного после слова IF и, в зависимости от результата, выполняется одно из следующих действий:
если условие верно, то выполняется оператор
или группа операторов, записанная после слова THEN;
если условие неверно, то выполняется оператор
или группа операторов, записанная после слова ELSE, затем компьютер приступает к выполнению следующей строки программы;
если слово ELSE отсутствует, то выполняется переход к следующей строке программы.
Слайд 20Условный оператор IF… THEN…ELSE
Условие записывается в виде строки отношений:
А>В — больше
С
— меньше
A$="cat" - равно
Х<>135 — неравно
Y>=Z — больше или равно
S<=F — меньше или равно
Сложное условие записывается с помощью логических слов OR (или) и AND (и).
Например: С>1 AND C<7 — значение переменной С находится в интервале от единицы до семи.
IF условие THEN ветвь да ELSE ветвь нет
если тогда иначе
Слайд 21Условный оператор IF… THEN…ELSE
Задание 1.
Составьте программу по заданной блок-схеме, если
значение x задается с клавиатуры
Слайд 22Условный оператор IF… THEN…ELSE
Задание 1.
Составьте программу по заданной блок-схеме, если
значение x задается с клавиатуры
Программа
CLS очистка экрана
INPUT "X="; X ввод X
IF X>0 THEN Y=X^3 ELSE Y=X^2 проверка условия
? "Y="; Y вывод Y
Слайд 23Условный оператор IF… THEN…ELSE
Задание 2.
Составьте блок-схему и напишите программу вычисления квадрата
числа а, если а < 5, или а + 8 в противном случае. Значение а задайте с клавиатуры
Д/З
1. Составьте блок-схему и напишите программу нахождения модуля числа а. Значение а задайте с клавиатуры.
2. Составьте блок-схему и напишите программу, определяющую, к какой возрастной категории относится пользователь: малыш (до 7 лет), школьник от (от 7 до 17 лет) или взрослый (старше 17 лет).
Слайд 24Оператор GOTO
GOTO - команда, которая позволяет переходить в разные части программы
по номерам строки. Но для этого необходимо "маркировать" строки, к которым выполняется переход.
Например:
1) topofprogram: CLS
PRINT "Это бесконечный цикл"
GOTO topofprogram
2) 1 CLS
PRINT "Привет мир!"
GOTO 1
Слайд 25Составьте программу для решения квадратного уравнения, если коэффициенты a, b, c
задаются с клавиатуры
Слайд 26Оператор IF… GOTO…ELSE
Операторы IF...THEN [...ELSE] и IF...GOTO предназначены для изменения порядка
выполнения программы в зависимости от значения выражения, следующего за опцией IF.
Синтаксис:
IF <выражение> THEN <оператор(ы)> [ELSE <оператор(ы)>]
или
IF < выражение > GOTO < номер строки|метка > [ ELSE <оператор(ы) > | GOTO <номер строки|метка> ]
Например,
100 IF(I<20)and(I>10) THEN D=100-I GOTO 300
110 PRINT "OUT OF RANGE"
В этом примере проверяется, имеет ли переменная I значение, большее 10 и меньшее 20. В случае если значение I находится в этом интервале, то производится вычисление D и осуществляется переход на строку 300. В противном случае выполнение программы продолжается со строки 110.
IF условие GOTO номер строки ELSE GOTO номер строки
Слайд 28Оператор цикла FOR…NEXT
FOR имя переменной=a TO b STEP c
тело цикла
NEXT имя переменной
FOR (для) – начало цикла
NEXT (следующий) – конец цикла
a – начальное значение переменной
b – конечное значение переменной
c – шаг, с которым изменяется значение переменной (любое число: целое, дробное положительное или отрицательное)
При выполнении оператора NEXT к значению переменной добавляется шаг c и полученное число сравнивается со значением b. До тех пор , пока значение переменной не станет равно b, будут повторяться строки программы между FOR и NEXT.
Если шаг не указан, то он считается равным единице
Слайд 29Задача 1
Напечатать на экране монитора 20 раз слово Привет.
Программа:
CLS
FOR N=l TO
20 STEP 1
PRINT «Привет»
NEXT N
Слайд 30Задача 2
Составь программу для вывода на экран чисел 1, 2, 3,
... , 10.
CLS
FOR N=_______TO ____STEP _____
PRINT N
NEXT N
Обратите внимание, что N выступает в роли:
счетчика чисел;
самих чисел.
Внесите изменения в программу так, чтобы:
1) выводились на экран все четные числа от 0 до 10
FOR N=… TO… STEP…
2) выводились все числа, кратные 5, в диапазоне от 0 до 100
FOR N=… TO… STEP…
Слайд 31Каким будет результат выполнения программы:
1) CLS
FOR N=1 TO 7
PRINT N; N+1
NEXT N
2) CLS
FOR P=1 TO 6
PRINT P; “x12=”; P*12
NEXT P
Ответ:
2
3
4
6
7
7 8
Ответ:
1x12=12
2x12=24
3x12=36
4x12=48
5x12=60
6x12=72
Слайд 32Задача 3
а) Вычислить сумму первых десяти чисел: 1, 2,3,…10.
CLS
S=…
FOR A=1
TO … STEP…
S=
NEXT …
PRINT …
б) Вычислить сумму первых десяти чисел: 1, 2,3,…10, задаваемых с клавиатуры.
Слайд 33Задача 4
Составьте программу вывода на экран таблицы умножения на число,
заданное с клавиатуры.
Организуйте повторение выполнения программы с помощью вывода на экран вопроса: «Вы хотите продолжить?»
CLS
10 INPUT n n – число, заданное с клавиатуры
i=1
FOR i=1 TO … i – переменная цикла
P=n*… P - произведение
PRINT n; … 2x1=2 – пример записи на экране
NEXT …
PRINT «Вы хотите продолжить?», «ДА/НЕТ»
INPUT Q$
IF Q$=«ДА» THEN GOTO 10 ELSE GOTO 20
20 PRINT «Конец программы»: END
Слайд 35Задачи для самостоятельной работы:
1) Составьте программу нахождения модуля числа, заданного
с клавиатуры.
2) Составьте программу вычисления произведения десяти чисел задаваемых с клавиатуры.
3) Составьте программу решения квадратного уравнения, организовав повторение выполнения программы, с помощью вопроса пользователю.
Слайд 36Домашнее задание
1. Составь программу для вывода на экран чисел в интервале
от 500 до 1000 с шагом С, заданным пользователем. .
CLS
INPUT "C="; С
FOR N= TO STEP С
PRINT
NEXT N
2. Вычисли произведение 10 произвольных чисел, вводимых с клавиатуры.
CLS
Р=
FOR
INPUT