Слайд 2
«Кто думает, что он знает
что – нибудь, тот ничего еще
не знает так, как должен знать»
первое высказывание
апостола Павла
Слайд 3Сообщения — знания — информация
К слову «информация» люди привыкли очень давно. Если
спросить
вас, что такое информация, то, наверное, прежде
всего, вы вспомните газеты, радио, телевидение, т. е. все то,
что называют средствами массовой информации. Именно
здесь чаще всего употребляются такие выражения,
как «информационное сообщение» или «оперативная
информация».
Цель таких сообщений — довести до читателей или
слушателей сведения о каких-то событиях. До получения
сообщения мы не знали о данном событии, а в результате
стали знать.
Слайд 4Всё, что мы с вами знаем, мы когда-то узнали от родителей,
учителей, из книг, из личного практического опыта и сохранили в своей памяти. В свою очередь все, что написано в книгах, журналах, газетах, отражает знания авторов этих текстов, а потому это тоже информация.
Учеба — это целенаправленный процесс получения знаний, а значит, получения информации. Чем больше вы учитесь, тем больше информации содержит ваша память.
А теперь давайте подумаем, что же представляют собой наши знания.
Слайд 5Например, может получиться вот такой перечень:
Я знаю, что Земля вращается вокруг
Солнца.
Я знаю, что Байкал — самое глубокое в мире пресное озеро.
Я знаю, как собрать радиоприемник.
Я знаю, что Пушкин родился в 1799 году.
Я знаю, как перемножить две простые дроби.
Я знаю, как выращивать помидоры.
Слайд 6Сообщения
Знания
Информация
Классификация знаний
Декларативные
( от слова «декларация»,
что значит «утверждение,
«сообщение»)
Я знаю,
что Земля вращается вокруг Солнца.
Я знаю, что Байкал – самое глубокое в мире озеро.
Я знаю, что Пушкин великий поэт.
Знания
Процедурные
(они определяют действия для достижения какой – либо цели)
Я знаю, как перемножить простые дроби.
Я знаю, как собрать будильник.
Я знаю, как закрывать помидоры.
Слайд 7Информативность сообщений
Уже говорилось о том, что информацию мы получаем
в
форме некоторых сообщений: устной речи, текста,
прочитанного в книге или в газете, кадров хроники,
показанных в телевизионных новостях, и т. п.
Сообщение, которое пополняет наши знания, назовем
информативным.
Но всякое ли сообщение несет для нас информацию?
Слайд 8Например, слушая речь человека, говорящего на китайском языке, вы не пополните
своих знаний (если, конечно, не знаете китайский язык). Такие сообщения, которые не пополняют знаний принимающего их человека, назовем неинформативными сообщениями.
Слайд 9Быть понятным — значит быть связанным с уже имеющимися знаниями человека.
Для того чтобы понять китайский текст, надо знать китайский язык; для того чтобы понять, что такое определенный интеграл, нужно закончить изучение элементарной математики и знать начала высшей математики.
Отсюда можно сделать вывод: сообщение информативно, если оно понятно принимающему его человеку. Однако этого для информативности недостаточно. Вот пример понятных для вас сообщений:
• Москва — столица России;
• Дважды два — четыре.
Слайд 10Пополняют эти сообщения ваши знания? Конечно, нет!
Данные факты вам давно
известны. Следовательно, если сообщение
содержит уже известные человеку сведения, то для такого человека
оно тоже будет неинформативным.
Сообщение «2 · 2 = 4» информативно для первоклассника и
неинформативно для семиклассника. Чтобы быть
информативным, сообщение должно содержать новые
сведения для принимающего его человека. Теперь можно
сделать окончательный вывод:
Сообщение, принимаемое человеком, содержит для него информацию, если заключенные в сообщении сведения являются для этого человека новыми и понятными.
Получение любых знаний должно идти от известного к неизвестному, от простого к сложному. И тогда каждое новое сообщение будет понятным, а значит, будет нести информацию для человека. На этом должно быть основано всякое обучение.