Слайд 1Новые информационные и телекоммуникационные технологии в образовании
Слайд 2План урока
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) и новая педагогическая реальность
Общая характеристика новой образовательной
парадигмы
Современные педагогические и информационно-коммуникационные технологии
ИКТ и новая модель образования
Слайд 3ИКТ
Образование
Участники
учебного процесса
Средства обучения
Модели обучения
Информационно-образовательная
среда жизни
(ИНФОСФЕРА)
Слайд 4Специфика новой педагогической реальности
новая концепция образования - непрерывное обучение на протяжении
всей жизни как условие успешной жизнедеятельности;
изменение образовательной парадигмы;
изменение отношения учащихся к работе с информацией;
формирование нового направления философии образования – КОННЕКТИВИЗМА (Коннективизм (Siemens)- это теория о том, как происходит обучение в эпоху цифровых технологий);
информационно-дидактическое пространство учебного процесса,
новый тип учащегося – ИКТ грамотный пользователь образовательных услуг («цифровое поколение» = digital natives) (Mark Prensky),
изменение требований к «профессиограмме» преподавателя РКИ («цифровые иммигранты» = digital immigrants)
Слайд 6Современная парадигма образования
педагогические
технологии
информационно-
коммуникационные
технологии
Интеграция очной и
дистанционной форм обучения
Конструктивизм,
Слайд 7Педагогические технологии
обучение в сотрудничестве
«мозговая атака»
ситуационнный анализ (case-study)
метод проектов
«портфель ученика»
«тандем-метод»
сетевые лекции
сетевые семинары
сетевые
дискуссии
тьюториалы
сетевые практические занятия
сетевые практикумы
сетевые дискуссии
сетевые консультации
телетестинг
сетевые игры образовательной направленности
виртуальные экскурсии
Слайд 8Информационно-коммуникационные технологии
Компьютерные технологии на базе CD-ROM:
текстовые редакторы,
гипертекстовые редакторы,
редакторы мультимедийных презентаций
технология
виртуальных миров (3-D)
2. Технологии Веб 1.0 (технологии интернета первого поколения):
электронная почта,
форум,
аудиовидео чат,
средства IP-телефонии,
программы-оболочки (платформы) для создания сетевых курсов (CMS) и организации дистанционного обучения (LMS).
3. Технологии Веб 2.0 (технологии интернета второго поколения):
блоги,
ВИКИ (= технология коллективного гипертекста),
сервисы социальных закладок,
сервисы для хранения и создания Power Point презентаций,
микроблоги (сервисы для профессионального общения),
социальные медиахранилища (фотосервисы, видеосервисы, подкасты),
контактные сервисы
социально-поисковые системы.
4. Технологии Веб 3.0 (Мобильные технологии):
Smart-технологии,
распределенный компьютинг,
mashup (позволяет создавать контент),
Web-Sуndication (RSS-Really Simple Syndication),
сервисы для создания виртуальных миров (Second Life – сервис для создания трехмерного виртуального мира)
«Облачные» технологии (Cloud computing),
Telepresence-технологии, и др.
технология виртуальных миров (7-D)
Слайд 9Smart - умный, сообразительный, технологичный
Smart Education - принципиально новая образовательная среда; объединение усилий
преподавателей, специалистов и студентов для использования всемирных знаний и перехода от пассивного контента к активному
Smart-образование - осуществление образовательной деятельности в интернете на базе общих стандартов, технологий и соглашений, установленных между сетью учебных заведений и профессорско-преподавательским составом
Smart-технологии - это технологии, ранее основывающиеся на информации и знаниях, которые трансформируются в процедуры, базирующиеся на взаимодействии и обмене опытом
Smart-учебный процесс организован на использовании инноваций и интернета; дает возможность приобретения профессиональных компетенций на основе системного многомерного видения и изучения дисциплин, с учетом их многоаспектности и непрерывного обновления
Слайд 11Мashup — это веб-приложение — это веб-приложение, объединяющее данные из нескольких источников в один интегрированный
инструмент; например, при объединении картографических — это веб-приложение, объединяющее данные из нескольких источников в один интегрированный инструмент; например, при объединении картографических данных Google Maps — это веб-приложение, объединяющее данные из нескольких источников в один интегрированный инструмент; например, при объединении картографических данных Google Maps с данными недвижимости с Craigslist получается новый уникальный веб-сервис, изначально не предлагаемый ни одним из источников данных.
Понятие mashup изначально относится к популярной музыке изначально относится к популярной музыке (чаще хип-хопу) и означает производство новой песни, смешивающей две или больше части других песен
Слайд 12RSS – аббревиатура английских слов Really Simple Syndication. В русском переводе
звучит, как очень простая синдикация (синдикация – приобретение информации). Это технология, при помощи которой можно получать любую информацию с других сайтов в автоматическом режиме.
RSS позволяет экономить время, связанное с поиском новой информации и обновлений. Достаточно подключить RSS-каналы. В случае появления новой информации на интересующем пользователя ресурсе система автоматически поставит его в известность.
RSS имеет две составляющие: канал и статью.
Канал является заголовком RSS-ленты. Канал предоставляет пользователю следующую информацию: источник информации, название, дату последнего обновления и т.д.
Статья состоит из заголовка и описания. Заголовок позволяет понять, о чем рассказывает статья, а описание представляет собой или краткое содержимое статьи, или статью целиком. В соответствии со спецификацией RSS необходимым является или то, или другое, хотя могут использоваться и оба сразу.
Слайд 13Second Life — это трёхмерный — это трёхмерный виртуальный мир — это трёхмерный виртуальный мир с элементами социальной сети — это трёхмерный виртуальный мир с
элементами социальной сети, который насчитывает свыше 1 млн активных пользователей — это трёхмерный виртуальный мир с элементами социальной сети, который насчитывает свыше 1 млн активных пользователей. Проект был разработан и запущен в 2003 году — это трёхмерный виртуальный мир с элементами социальной сети, который насчитывает свыше 1 млн активных пользователей. Проект был разработан и запущен в 2003 году компанией Linden Lab — это трёхмерный виртуальный мир с элементами социальной сети, который насчитывает свыше 1 млн активных пользователей. Проект был разработан и запущен в 2003 году компанией Linden Lab, расположенной в Сан-Франциско — это трёхмерный виртуальный мир с элементами социальной сети, который насчитывает свыше 1 млн активных пользователей. Проект был разработан и запущен в 2003 году компанией Linden Lab, расположенной в Сан-Франциско и основанной Филиппом Росдэйлом — это трёхмерный виртуальный мир с элементами социальной сети, который насчитывает свыше 1 млн активных пользователей. Проект был разработан и запущен в 2003 году компанией Linden Lab, расположенной в Сан-Франциско и основанной Филиппом Росдэйлом, бывшим CTO — это трёхмерный виртуальный мир с элементами социальной сети, который насчитывает свыше 1 млн активных пользователей. Проект был разработан и запущен в 2003 году компанией Linden Lab, расположенной в Сан-Франциско и основанной Филиппом Росдэйлом, бывшим CTO RealNetworks. Многие университеты и компании используют
Second Life для обучения, включая Гарвардский и Оксфордский университеты . В 2007 году Second Life используется как место для обучения иностранным языкам[4]. И преподаватели в Second Life и реальные преподаватели используют виртуальный мир для обучения языкам. Английский (как второй язык) сейчас изучают в нескольких школах, включая Британский Совет. И преподаватели в Second Life и реальные преподаватели используют виртуальный мир для обучения языкам. Английский (как второй язык) сейчас изучают в нескольких школах, включая Британский Совет, который сфокусировался на интерактивных молодёжных образовательных сетях (Teen Grid. И преподаватели в Second Life и реальные преподаватели используют виртуальный мир для обучения языкам. Английский (как второй язык) сейчас изучают в нескольких школах, включая Британский Совет, который сфокусировался на интерактивных молодёжных образовательных сетях (Teen Grid). Институт испанского языка и культуры «Instituto Cervantes. И преподаватели в Second Life и реальные преподаватели используют виртуальный мир для обучения языкам. Английский (как второй язык) сейчас изучают в нескольких школах, включая Британский Совет, который сфокусировался на интерактивных молодёжных образовательных сетях (Teen Grid). Институт испанского языка и культуры «Instituto Cervantes» и Goethe-Institut[5] имеют свои острова в Second Life. Список образовательных проектов (включающий несколько языковых школ) в Second Life можно найти на сайте SimTeach
Слайд 15Облачные технологии (вычисления) – Облачные технологии - это электронное хранилище ваших
данных в сети интернет, которое позволяет хранить, редактировать, а также делиться интересными файлами и документами с вашими друзьями и коллегами.
Слайд 16Телеприсутствие — набор технологий — набор технологий, позволяющий пользователю, например с помощьюспециальных устройств (телеуправляемых роботов),
получить впечатление того, что он находится и/или воздействует на место, отличное от его физического местоположения.
Для обеспечения полного телеприсутствия необходимо чтобы пользователь получал те же ощущения, как если бы находился в другом месте. Также пользователь может иметь возможность воздействовать на удаленное место. В этом случае перемещения, действия, голос, и т. д. пользователя должны быть считаны, переданы и воспроизведены в удаленной локации.
Слайд 17В 2011 году четыре вуза в штате Вирджиния создали объединение под названием
4-VA. В него вошли Университет имени Джорджа Мейсона, Университет имени Джеймса Мэдисона, Университет штата Вирджиния и Вирджинский политехнический институт. Эти высшие учебные заведения решили совместными усилиями сделать высшее образование более доступным, увеличить количество выдаваемых дипломов и ученых степеней, а также укрепить свои штаты.
Объединив с помощью технологии Cisco TelePresence свои ресурсы, объединение 4-VA добилось серьезных успехов в модернизации системы высшего образования штата Виргиния. Используя высококачественную видеоконференцсвязь с эффектом реального присутствия собеседников, вышеупомянутые вузы интенсифицировали сотрудничество в совместных исследованиях, получили доступ к общей образовательной инфраструктуре и теперь могут обращаться за нужной информацией к экспертам независимо от их местоположения. Обучающиеся же в этих высших учебных заведениях студенты имеют возможность в удаленном режиме заниматься повышением уровня знаний китайского языка и изучать китайскую бизнес-лексику, приобретая при этом такие же знания, как их сокурсники в учебной аудитории
Слайд 19Соотношение объема информации с развитием коммуникационных технологий
Слайд 20Типы моделей образования
родители – дети
(образование в семейном кругу)
наставник – ученик
(образование в
непосредственном социальном общении )
учитель –книга– ученик
(образование в опосредованном социальном общении )
учитель – [средства ИКТ+инф.пространство] – ученик
(образование в непосредственно-обосредованном общении)
Типы инф. революций
язык и речь
письменность
книгопечатание и печатные СМИ
средства информационной коммуникации (радио, телефон, ТВ)
компьютер
телекоммуникационные системы
Информационные революции
и модели образования
Слайд 21отбор материала для обучения из разных источников на разных носителях, создание
собственных информационных продуктов и размещение их в среде, помощь учащимся в интерпретации информации, организация индивидуальной, групповой и коллективной работы, управление процессом самостоятельной учебной деятельности учеников через партнерство, непрерывная консультативная деятельность, организация объективных и субъективных формы контроля
индивидуальная самостоятельная, коллективная или групповая работа под руководством и при содействии учителя, направленная на решение учебных и жизненноважных проблем, самоконтроль, активное участие в процессе обучения и учения, создание и размещение в среде реальных информационных продуктов, обмен достигнутыми результатами с другими участниками учебного процесса
Средства ИКТ + информационное пространство как носитель и источник знания/информации, обучение, контроль
УЧИТЕЛЬ
УЧЕНИК
УЧЕНИК
Слайд 22
Mostly READ Web
Limited number of authors
Million of users
Static info and home
pages
Owning content
HTML portals
Web forms
Directories (taxonomy)
Ex. Britannica Online
WEB 1.0
INFORMATION WEB
WEB LEARNING/ READING 1.0
WEB 2.0
SOCIAL WEB
COLLABORATIVE RMM WEB LEARNING 2.0
WEB 3.0
SEMANTIC WEB
PERSONALIZED WEB LEARNING 3.0
WEB 4.0
INTELLIGENT WEB
INTELLIGENT LEARNING 4.0
Mostly Mobile & Personal Web
Focus on individual user
Integrated on-demand dynamic content
Semantic web and content objects
Widgets, mashups, metadata, dynamic web services, ontology
User behavior
Active user engagement
Mostly READ-WRITE COMMUNICATIVE Web
Millions of authors
Billions of users
Great interactivity (blogs, wikis, etc.)
Sharing content
XML, RSS
Web applications
Tagging (“folksonomy”)
Ex. Wikipedia
Mostly SELF-LEARNING, SELF-ORGANIZING Web
Focus on individual user + Subject Domain + Level of Knowledge
Internet as a universal World Computer
Web as a universal Knowledge Base
1994-2000
2000-2010
А. Amman & T.Kiss
Web 1.0, 2.0, 3.0, 4.0
Поколения обучения
2010-2020
2020-2030