Слайд 1Особенности коммуникативного поведения в киберпространстве.
Выполнила учитель информатики: Кравченко А.В.
Слайд 2ВВОД В ПРОБЛЕМУ
Проблематика прав человека интересовала лучшие умы западного полушария в
течение, по крайней мере, двух последних веков. Причем этот интерес носил в основном позитивный характер: определялся корпус прав человека, уточнялись формулировки и пр. Во второй половине ХХ века проблематика прав человека благодаря скрупулезной работе ученых, дипломатов и чиновников превратилась в глубоко проработанную концепцию прав человека, изложенную в десятках Конвенций и Деклараций ООН, ЮНЕСКО, действие которых не зависит от государственных границ и является универсальным.
Слайд 3Всеобщая декларация прав человека 1948 года стала первым документом, в котором
были закреплены основные права человека. Первоначально эта декларация являлась рекомендательным актом, но в силу ее широкого применения она стала обязательным актом для большинства стран. В ней провозглашено право человека «искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ». Это право может быть ограничено законом с целью обеспечения прав других, морали, общественного прядка и общего благосостояния.
Слайд 4 Ограничение этого права было дополнено в Международном пакте о гражданских
и политических правах 1966 г. целями «охраны государственной безопасности и здоровья и нравственности населения» .
Вокруг этих ограничений и разворачиваются споры сторонников теории свободного потока информации и сторонников цензуры и фильтрования информации.
Слайд 5Ситуация изменилась с появлением в ХХ веке глобальных компьютерных сетей, которые
видоизменили совместную деятельность и общение между людьми. Мировая информационная паутина стала рассматриваться не просто как техническое расширение информационных возможностей человечества, а как некое принципиально новое пространство, в котором отменяются принципы, правила и законы, действующие в обычном мире.
Слайд 6Для обозначения этой новой реальности стали использовать разные наименования: «виртуальная реальность»,
«киберпространство» и т.п. Множество светлых умов обратились в эту сферу, дабы исследовать открывающиеся здесь возможности для проблематики прав человека. Было показано, что появление киберпространства как особой среды обитания человека, уже привело к изменению сложившихся в социуме архетипов, ритмов функционирования, эстетических образов, моделей экономической деятельности и форм социальных взаимодействий. Появились и новые формы девиантного поведения, которые характерны преимущественно для молодых пользователей компьютерных сетей.
Слайд 7«КИБЕРПРОСТРАНСТВО» – ОТ МЕТАФОРЫ К ПОНЯТИЮ
До настоящего времени понятие «киберпространство» используется
как интуитивно ясное, не требующее точных дефиниций. Вот какое определение киберпространства дал Верховный суд США: «Уникальный носитель, известный его пользователям как киберпространство, не находящийся на определенной территории, но доступный каждому в любой точке мира через Интернет»
Между тем, без риска ошибиться, можно сделать вывод о том, что данное понятие употребляется в своем общем смысле скорее как метафора, чем как строгий научный термин. Более определенное и точное содержание имеют лишь его частные смыслы, опирающиеся на конкретные модельные представления, которые еще не упорядочены в общую систему.
В содержании данной метафоры можно выделить несколько различных смыслопорождающих моментов.
Слайд 8Первый подход задается пониманием слова «пространство» как обычного метрического пространства, что
позволяет включить его в геополитический дискурс. В рамках данного подхода у любого пространства есть два главных признака: быть вместилищем чего-то и иметь границы . В геополитическом понимании пространство осваивается, завоевывается, колонизируется. Поэтому сторонники этого подхода считают очень важным точно определять границы киберпространства и защищать их от посягательства враждебных сил.
Слайд 9Второй подход задается метафорическим пониманием киберпространства как пространства определенных информационных взаимодействий.
При таком подходе понятие «киберпространство» используется как синоним понятия «информационное пространство»; «информационное поле» и т.д.
Слайд 10Третий подход – социальный, в рамках которого киберпространство рассматривается как совокупность
определенных структур (индивидов, их групп и организаций), соединенных информационными отношениями, то есть отношениями сбора, производства, распространения и потребления информации с помощью глобальных компьютерных сетей. Для анализа так понимаемого киберпространства может быть использован мощный аппарат современных социологических и социально-психологических концепций.
Слайд 11Направления
Первое направление – рассмотрение киберпространства как совокупности специфических ресурсов, владение которыми
позволяет реализовывать различные внеинформационные цели: коммерческие, политические и др.
Слайд 12Так, например, информация в интересующем нас контексте может быть осмыслена в
качестве некоего социального ресурса, конвертируемого в другие виды ресурсов. Соответственно, информационные процессы могут и должны быть описаны как процессы получения, распределения, перераспределения и потребления специфических ресурсов в пространстве человеческих отношений. Наиболее интересным вопросом в этом контексте является вопрос доступности информации. Очевидно, что именно объем и качество получаемой информации, то есть доступ к информационным источникам является наиболее ясным критерием, на основании которого можно дифференцировать субъектов информационных отношений. Именно доступ к информации является наиболее отчетливым индикатором информационного статуса и всегда означает некое преимущество над кем-то; обладание информацией и даже просто обладание возможностью получения информации предполагает наличие субъектов, лишенных этой возможности.
Слайд 13Второе направление – рассмотрение отношений в киберпространстве в координатах производство–потребление специфических
товаров и услуг. Например, киберпространство можно рассматривать – с учетом идей французского социолога П.Бурдье – как распределение различного вида благ и услуг, а также агентов и их групп.
Слайд 14Третье направление дает возможность увидеть киберпространство как систему отношений субъектов, занимающих
разные позиции и стремящихся к разным целям. В таком случае для описания этих взаимоотношений можно использовать понятия «статусы», «ранги», «роли», «амплуа».
Одним из наиболее интересных аспектов этой проблематики является вопрос об информационных элитах и информационных массах. Ни для кого не секрет, что в киберпространстве есть некие зоны, области, в которых концентрируются основные источники качественной информации, и есть части, где концентрация качественной информации очень низка. Элита там, откуда слышны голоса, к которым прислушиваются, которым доверяют.