Слайд 1
Информация и знания.
Информационные процессы.
Слайд 2Классификация знаний
Декларативные
Знания об определенных явлениях, событиях, свойствах объектов, зависимостях.
Процедурные
Определяют действие для
достижения какой-либо
цели.
Слайд 3Информативность сообщения
Сообщение, принимаемое человеком, содержит для него информацию, если заключенные в
сообщении сведения являются для этого человека новыми и понятными.
Слайд 5Основные информационные процессы
Хранение
информации
Передача
информации
Обработка
информации
Слайд 6Хранение информации
Человек хранит информацию с помощью средств хранения информации –
в собственной памяти (внутренняя память, оперативная информация) и
на внешних носителях: бумаге, магнитной ленте, дисках.
Слайд 7Передача информации
Передача информации – двусторонний
процесс
Источник
Приемник
Канал передачи информации
Слайд 8Обработка информации
Вычисление
Логические
рассуждения
Кодирование
Сортировка
Слайд 9 Вопросы для самостоятельной работы
1. Что такое «информация» для каждого из
нас?
2. Какие виды информации вы знаете? Приведите примеры.
3. Назовите 3 основных вида информационных процессов.
4. Приведите примеры процесса обработки информации.
Определите, по каким правилам она производится в каждом примере
Слайд 10Домашняя работа
1. Попробуйте перечислить источники, из которых за сегодняшний день вы
получали информацию.
2. Попробуйте привести примеры декларативных и процедурных знаний, которыми вы обладаете.
3. В каком случае сообщение содержит информацию для конкретного человека, в каком-нет? Приведите примеры обоих случаев.
4. Приведите примеры ситуаций, в которых вы являетесь источником информации, приемником информации. Какую роль за сегодняшний день вам чаще приходилось выполнять?
Слайд 11Тест:
Вопрос 1.
Информация – это…
а) новые, неизвестные мне раньше факты;
б) любые факты;
в)
всё то, что я вижу, слышу, осязаю, чувствую;
г) то, что хранится в памяти компьютера.
Вопрос 2.
Информацию, важную в настоящий момент,
называют …
а) полезной;
б) актуальной;
в) достоверной;
г) полной.
Слайд 12Вопрос 3.
Примером текстовой информации
может служить …
а) таблица умножения;
б) иллюстрация в
книге;
в) правило в учебнике русского языка;
г) фотография;
д) запись музыкального произведения.
Вопрос 4.
Под носителем информации понимают:
а) линию связи; в) дисковод;
б) компьютер; г) флеш-диск.
Слайд 13Вопрос 5.
Информация по способу ее восприятия человеком подразделяется на:
а) текстовую, числовую, графическую, музыкальную, комбинированную;
б) обыденную, общественно-политическую, эстетическую;
в) социальную, техническую, биологическую, генетическую;
г) научную, производственную, техническую, управленческую;
д) зрительную, слуховую, тактильную, обонятельную, вкусовую, мышечную, вестибулярную.
Вопрос 6.
Лектор читает лекцию о вреде курения. Он излагает Вам
ведения;
а) сведения; в) знания;
б) информацию; г) сообщения;
д) сведения и знания.
Слайд 14Измерение информации.
Содержательный подход.
Слайд 15Содержательный подход к измерению информации
Информативность сообщения
Новизна
Сообщение информативно для конкретного человека, если
оно пополняет его знания
Понятность
Информация превращается в знания, если есть логическая связь новых сведений с имеющимися знаниями
Сообщение несет информацию для человека, если заключенные в нем сведения являются для него новыми и понятными
Слайд 16Единица измерения количества информации называется бит
Сообщение, уменьшающее неопределенность знаний в 2
раза, несет 1 бит информации
Слайд 17Вычисление количества информации
2i=N
где N – количество равновероятных событий
i – количество информации
в сообщении о том, что произошло одно из N равновероятных событий.
Слайд 18Пример решения задач
При угадывании целого числа в диапазоне от 1 до
N было получено 6 бит информации. Чему равно N?
Решение: значение N определяется из формулы N=2i. После подстановки i=6, получаем N=2^6=64
Слайд 19Пример решения задач
В корзине лежат 16 шаров разного
цвета.
Сколько информации несет сообщение о том, что из корзины достали красный шар?
Решение: вытаскивание любого из 16 шаров – события равновероятные.
Поэтому для решения задачи применима формула 2i=N.
Здесь N=16 – число шаров.
Решая уравнение 2i=16, получаем ответ: i = 4 бита.
Слайд 20 Вопросы для самостоятельной работы
1. Сообщение содержит информацию для человека, если...?
2.
Как называется единица измерения количества информации?
3. Формула вычисления количества информации?
4. Что такое неопределенность знания о некотором событии?
Слайд 21Домашняя работа
1. При угадывании целого числа в диапазоне от 1 до
N было получено 7 бит информации. Чему равно N?
2. Какое количество информации несет сообщение: «Встреча назначена на сентябрь»?
3. В барабане для розыгрыша лотереи находится 32 шара. Сколько информации содержит сообщение о том, что выпал номер 15?
Слайд 22Тест:
Вопрос 1.
Обычный телефон для человека – это …
а) источник информации;
б) приёмник
информации;
в) средство обработки информации;
г) средство связи;
д) средство хранения информации.
Вопрос 2.
За единицу измерения информации принят...
а) 1 бод; в)1 байт
б) 1 бит; г)1 Кбайт
Слайд 23Вопрос 3.
В мешке лежат 256 красных яблок. Сколько информации сдержит сообщение,
что достали красное яблоко?
а) 0 бит;
б) 1 бит;
в) 2 бита;
г) 8 бит.
Вопрос 4.
При игре в кости используется кубик с 6 гранями. Сколько бит информации получит игрк при каждом бросании кубика?
а) 6 бит; в) 2,1 бита;
б) 3 бита; г) 2,58 бита.
Слайд 24Вопрос 5.
Какое количество информации получит первый игрок после первого хода второго
игрока в игре «крестики — нолики» на поле 484?
а) 4 бита;
б) 16 бит;
в) 8 бит;
г) 2 бита.
Вопрос 6.
Сколько вопросов следует задать, чтобы узнать с какого из 16 путей отправляется ваш поезд?
а) 16;
б) 8;
в) 4.