Слайд 1Математическое моделирование
Слайд 2Задачи урока:
Ввести понятия «модель задачи», «математическая модель», «вычислительный эксперимент»;
Рассмотреть этапы решения
задач на компьютере;
Составить алгоритм решения задачи;
Провести вычислительный эксперимент
Слайд 3План урока:
Организационный момент
Актуализация опорных знаний
Объяснение нового материала
Закрепление полученных знаний
Подведение итогов урока
Домашнее
задание
Слайд 4Тестирование
1. Модель – это …
а) визуальный объект;
б) свойство процесса или
явления;
в) упрощенное представление о реальном объекте, процессе или явлении;
г) материальный объект
2. Моделирование, при котором реальному объекту ставится в соответствие его увеличенная или уменьшенная копия, называется …
а) идеальным;
б) формальным;
в) материальным;
г) математическим
Слайд 53. Моделирование, при котором исследование объекта осуществляется посредством модели, сформированной на
языке математики, называется …
а) арифметическим;
б) аналоговым;
в) математическим;
г) знаковым
4. Моделирование, основанное на мысленной аналогии, называется …
а) мысленным;
б) идеальным;
в) знаковым
г) физическим
Слайд 65. Какая из моделей не является знаковой?
а) схема;
б) музыкальная тема;
в) график;
г)
рисунок
6. Детская игрушка – это …
а) знаковая модель;
б) вербальная модель;
в) материальная модель;
г) компьютерная модель
Слайд 77. Динамическая модель – это …
а) одномоментный срез объекта;
б) изменение объекта
во времени;
в) интегральная схема;
г) детская игрушка
8. Компьютерная модель – это …
а) информационная модель, выраженная специальными знаками;
б) комбинация нулей и единиц;
в) модель, реализованная средствами программной среды;
г) физическая модель
Слайд 89. Вербальная модель – это …
а) компьютерная модель;
б) информационная модель в
мысленной или разговорной форме;
в) информационная модель, выраженная специальными знаками;
г) материальная модель
10. Что является моделью объекта яблоко?
а) муляж;
б) фрукт;
в) варенье;
г) компот
Слайд 9Предположения, которые позволяют в «море» информации об изучаемом явлении или объекте
выделить исходные данные, определить, что будет служить результатом и какова связь между исходными данными и результатом, называют моделью задачи
Слайд 10Два различных пути моделирования :
1) модель может быть копией объекта, выполненной
из другого материала, в другом масштабе, с отсутствием ряда деталей;
2) модель может отображать реальность в абстрактной форме
Слайд 11модель представленная в виде копии объекта, выполненная из другого материала, в
другом масштабе, с отсутствием ряда деталей и т.д. называется натурной моделью
Слайд 12Математическая модель выражает существенные черты объекта или процесса языком уравнений и
других математических средств
Слайд 13 Под математической моделью понимают систему математических соотношений – формул, уравнений,
неравенств и т.д., отражающих существенные свойства объекта или процесса
Слайд 14Этапы решения задач
на компьютере
1. Постановка задачи
2. Построение математической
модели
3. Разработка алгоритма
4. Запись алгоритма на языке программирования
5. Отладка и тестирование программы на компьютере
6. Анализ полученных результатов
Слайд 15Задача 1.
На научный семинар собрались ученые и обменялись друг
с другом визитными карточками. Всего было роздано 210 визитных карточек. Сколько ученых приехало на семинар, если известно, что их было не более 20?
Слайд 16Решение:
Постановка задачи.
Пусть x – количество ученых, приехавших на
семинар. Так как в процессе обмена каждый раздает по одной карточке всем, кроме себя, то он раздаст (x-1) карточку. Следовательно, всего будет роздано n = x*(x-1) карточек. Математическая модель.
Слайд 17Компьютерный эксперимент.
Начнем эксперимент, последовательно вводя в ячейку В1
числа 2, 3, 4 и т.д.
В результате проведенного эксперимента получаем ответ: 15 человек.
Анализ полученных результатов.
Проверим результат, решив уравнение
Удовлетворяющий условию задачи корень уравнения x=15.
Ответ: 15 человек.
Слайд 18Задача 2.
Знаменатель правильной дроби на 2 больше числителя. Если числитель
увеличить в 5 раз, а к знаменателю прибавить 5 и сократить дробь, то в результате получится 3/2. Найти исходную дробь.
Слайд 19Задача 3.
(для самостоятельного решения)
Участники шахматного турнира после окончания
очередной партии обменялись друг с другом рукопожатиями. Всего сыграно 210 партий, значит, 210 раз противники пожали друг другу руки. Сколь человек принимали участие в турнире, если каждый сыграл по одному разу со всеми остальными и известно, что участников было не более 30?
Слайд 20Домашнее задание.
1. Выучить конспект.
2. Ответьте на вопросы:
а) что
такое математическое моделирование?
б) что называется математической моделью?
в) перечислите этапы решения задачи на компьютере.
3. Задача 1. Расстояние между Дашей и Машей 4,8 км. Они одновременно вышли навстречу друг другу и встретились через 32 мин, причем Даша шла в 1,5 раза быстрее Маши. Какова путь прошла каждая из девочек?
Задача 2. Расстояние между поселками 126. За первый час автобус проехал 4/9 этого пути. Сколько километров осталось проехать автобусу?
Задача 3. (на повторение) По указу Управления культуры была изготовлена бронзовая статуя девушки с веслом. Определите те свойства статуи, которые существенны для решения каждой из следующих задач:
а) перевести статую из мастерской в городской парк;
б) установить статую на площади парка;
в) увеличить посещаемость городского парка;
г) продать статую с аукциона;
д) переплавить статую.