Слайд 1Информационные ресурсы естественнонаучной направленности в современном мире
Ситнов Кирилл Евгеньевич
Слайд 2Введение
Перед человечеством всегда стоял один очень важный вопрос: «Как накапливать и
передавать знания новому поколению?». С древних времён человечество усовершенствовало способы хранения и передачи информации, начиная с наскальных рисунков, переходя к записям на бересте и пергаменте, и дойдя в итоге до книгопечатания. В современном мире все знания приобретают цифровой вид и хранятся на компьютерах и его носителях информации.
Слайд 3Цель естественнонаучного исследовательского проекта: изучить историю развития информационных ресурсов естественнонаучного цикла.
Задачи
естественнонаучного исследовательского проекта:
- изучить историю развития источников информации (книгохранилищ, библиотек, музеев);
- найти современные источники естественнонаучной информации.
Слайд 4Глава 1. Древние информационные ресурсы
Накопление практических знаний об окружающем мире на
заре истории происходило в рамках мифологического, а затем повсеместно утвердившегося и господствовавшего религиозного миропонимания.
Выделение умственного труда первоначально осуществлялось в системе религии, и ее институты - храмы, монастыри - становились также местом хранения и накопления знаний, их фиксации в письменных источниках. История культуры свидетельствует, что древние цивилизации Египта, Месопотамии, Индии, Китая выработали большое количество математических, астрономических, медицинских и других знаний.
Слайд 5Как свидетельствуют историки, именно на жреце Древнего Египта лежала обязанность оповещать
о разливах Нила.
Медицинские рецепты, содержащиеся в книгах, написанных в тибетских монастырях, ожидают своей всесторонней научной экспертизы.
Слайд 6Библиотеки древности
Первые библиотеки появились несколько тысячелетий тому назад в Месопотамии. Сведения
об этих «книгохранилищах» сохранили для нас клинописные глиняные таблички, найденные во время археологических изысканий, а также дошедшие до наших дней царские каменные обелиски.
Слайд 7Библиотека ассирийского царя Ашшурбанапала (668—627 до н.э.), который безжалостно порабощал целые
народы, переселяя их с одного места в другое, и превращал цветущие города в пустыню
Слайд 8По распоряжению первых правителей греческой династии в 323—285 годах до н.э.
в Александрии была создана великолепная библиотека. Ее хранителем был Деметриос Фарерский, знаменитый ученый-филолог, главный воспитатель наследника престола.
(Об огромной роли Александрийской библиотеки свидетельствует традиция: должность воспитателя наследника престола всегда поручалась хранителю Библиотеки).
Слайд 9Библиотеки средневековья
К началу Средних веков большинство античных библиотек ушло в небытие:
одни гибли в пожарах, другие уничтожались во время войн. Политическая и экономическая нестабильность, равнодушие новых правителей к книгам, а также распространение христианства в первые века нашей эры не способствовали сохранению античной интеллектуальной традиции.
Слайд 10Кассиодор, секретарь остготского короля Теодориха (VI в.). В основанном им монастыре
Вивариум на юге Италии он организовал библиотеку и скрипторий — мастерскую по переписке книг, посвятив свое время религиозной и интеллектуальной деятельности.
Слайд 11В конце VIII в. наступил краткий период интеллектуального расцвета — каролингский
ренессанс [3]. Карл Великий интересовался знаниями и приглашал ко двору ученых, в частности Алкуина. Биограф императора Эйнхард писал, что тот «имел множество книг».
Он разыскивал новые книги, копировал их, одалживал, переписывался с друзьями на библиофильские темы.
Слайд 12Университеты, появившиеся в Европе в XIII в., первоначально не имели библиотек.
Они складывались из дарений и завещаний меценатов и преподавателей. В каталоге Сорбонны уже в конце XIII в. значится более 1000 томов. Для их чтения была отведена специальная комната в 40 шагов в длину и 12 в ширину, со множеством небольших окон. В галерее на одинаковом расстоянии друг от друга располагалось 28 пюпитров, за которыми читали книги, прикрепленные к стенам длинными цепями.
Слайд 13Естественнонаучные музеи
Появление первых естественнонаучных музеев относится ко временам эпохи Возрождения. В
них собираются различные образцы животного и растительного мира (забальзамированные животные, гербарий различных растений), минералы, инструменты и различные предметы представляющие этнографический интерес. Всё это связывалось на прямую со временем географических открытий.
Слайд 14В популярных дворцовых собраниях 16–18 вв. – кунсткамерах, мюнц-кабинетах, натуралиен-кабинетах –
сосредоточивались естественнонаучные, этнографические и историко-художественные редкости.
Слайд 15Глава 2 Современные информационные ресурсы
В современном мире практически все информационные перешли
в цифровой вид (начиная с электронных книг, заканчивая компьютерными моделями).
Во многих музеях появилась возможность дистанционно, через интернет, пройти интерактивную экскурсию.
Войдя в интернет, у человека появляется возможность воспользоваться всеми знаниями, которые находятся глобальной сети.
Слайд 16Классические музеи и книги никуда не пропали, просто их теперь частично
начали заменять электронные аналоги
Слайд 17Современным источником естественнонаучных знаний, является научно-популярные интернет журналы и научные интернет
форумы. Часто материалы этих сайтов дополняются ежемесячными печатными изданиями.
Во краткий список самых популярных таких научно-популярных ресурсов:
National Geographic
New Scientist
Popular Science
Sky and Telescope
Astronomy
Вокруг света
Слайд 18Заключение
Современное информационное пространство, это кладезь всевозможной информации. В современном мире не
составляет найти труда книги, формулы, труды ученых, статьи и для этого не нужно ходить в библиотеки как раньше. Интернет, журналы, телевидение заменили нам привычные библиотечные полки и являются неотъемлемой частью общества. Развитие информационного пространства дает огромный толчок к самообразованию людей и повышению уровня грамотности.