Презентация, доклад на тему Методическая разработка по дисциплине Информатика для специальности 09.02.04 Информационные системы по теме: Информация и информационные системы

Содержание

ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

Слайд 1ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ ЗАНЯТИЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИНФОРМАТИКА», 1 КУРС, СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 09.02.04

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ

Автор: Минкова Екатерина Викторовна,
преподаватель специальных дисциплин

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Технологический колледж» № 24 г. Москвы

ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ  ЗАНЯТИЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ  «ИНФОРМАТИКА», 1 КУРС, СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 09.02.04  ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫАвтор:

Слайд 2 ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

Слайд 3ИНФОРМАЦИЯ
Аналоговая – непрерывная
(воспринимается человеком)
Дискретная – скачкообразная
(воспринимается вычислительной техникой)

визуальная
аудильная
тактильная
обонятельная
вкусовая

ИНФОРМАЦИЯАналоговая – непрерывная(воспринимается человеком)Дискретная – скачкообразная(воспринимается вычислительной техникой)визуальнаяаудильнаятактильнаяобонятельнаявкусовая

Слайд 4ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Код – это система условных знаков для преобразования информации.
Кодирование –

это операция преобразования символов или группы символов одного кода в символы или группы символов другого кода.
Язык – это знаковая форма представления информации.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯКод – это система условных знаков для преобразования информации.Кодирование – это операция преобразования символов или группы

Слайд 6Измерение информации. Содержательный подход

Объемный подход к измерению информации используется для определения

количества информации, заключенного в тексте, записанном с помощью некоторого алфавита. При этом содержательная сторона текста в учет не берется.

I = K × i

2 i = N

N

i

I

K


МОЩНОСТЬ АЛФАВИТА
число символов в алфавите (его размер)

N

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ВЕС СИМВОЛА
количество информации в одном символе

i


ЧИСЛО СИМВОЛОВ В СООБЩЕНИИ

K

КОЛИЧЕСТВО ИНФОРМАЦИИ В СООБЩЕНИИ

I

Измерение информации. Содержательный подходОбъемный подход к измерению информации используется для определения количества информации, заключенного в тексте, записанном

Слайд 7
Другой подход к измерению информации называют содержательным подходом. В этом случае

количество информации связывается с содержанием (смыслом) полученного человеком сообщения. Вспомним, что с «человеческой» точки зрения информация — это знания, которые мы получаем из внешнего мира. Количество информации, заключенное в сообщении, должно быть тем больше, чем больше оно пополняет наши знания.
Как же с этой точки зрения определяется единица измерения информации? Вы уже знаете, что эта единица называется битом. Проблема измерения информации исследована в теории информации, основатель которой — Клод Шеннон. В теории информации для бита дается следующее определение:

Неопределенность знания и количество информации


Другой подход к измерению информации называют содержательным подходом. В этом случае количество информации связывается с содержанием (смыслом)

Слайд 8СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД К ИЗМЕРЕНИЮ ИНФОРМАЦИИ

Сообщение о том,

что произошло одно событие из двух равновероятных (неопределенность знания уменьшилась в два раза), несет 1 бит информации



8 цветных шаров в корзине – 8 равновероятных событий

Неопределенность знания о том, что из корзины может быть извлечен шар красного цвета, равна 8.

Более строгое определение равновероятности: если увеличивать количество бросаний монеты (100, 1000, 10000 и т. д.), то число выпадений орла и число выпадений решки будут все ближе к половине количества бросаний монеты.
Следовательно, можно сказать так:
Неопределенность знания о результате некоторого события (бросание монеты или игрального кубика, вытаскивание жребия и др.) — это количество возможных результатов.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД К ИЗМЕРЕНИЮ ИНФОРМАЦИИ    Сообщение о том, что произошло одно событие из двух

Слайд 9

МЕТОД БИНАРНОГО ПОИСКА
Требуется угадать задуманное число из диапазона чисел от 1

до 8

8 вариантов возможных событий → 3 вопроса → 3 бита информации

А какую оценку получил Ваш друг на экзамене? Четыре равновероятных события.

МЕТОД БИНАРНОГО ПОИСКАТребуется угадать задуманное число из диапазона чисел от 1 до 88 вариантов возможных событий →

Слайд 10А сейчас попробуем получить формулу, по которой вычисляется количество информации, содержащейся

в сообщении о том, что имел место один из множества равновероятных результатов некоторого события.
Обозначим буквой N количество возможных результатов события, или, как мы это еще называли, — неопределенность знания. Буквой i будем обозначать количество информации в сообщении об одном из N результатов.
В примере с монетой: N = 2, i = 1 бит.
В примере с оценками: N = 4, i = 2 бита.
В примере со стеллажом: N = 8, i = 3 бита.
Нетрудно заметить, что связь между этими величинами выражается следующей формулой:
2i = N.

Действительно: 21 = 2 ; 22 = 4 ; 23 = 8.
А сейчас попробуем получить формулу, по которой вычисляется количество информации, содержащейся в сообщении о том, что имел

Слайд 11С полученной формулой мы уже знакомы из базового курса информатики, и

еще не однажды мы с ней встретимся. Значение этой формулы столь велико, что мы назвали ее главной формулой информатики.
Если величина N известна, a i неизвестно, то данная формула становится уравнением для определения i. В математике оно называется показательным уравнением. Пусть на стеллаже не 8, а 16 полок. Чтобы ответить на вопрос, сколько информации содержится в сообщении о месте нахождения книги, нужно решить уравнение:
2i = N
С полученной формулой мы уже знакомы из базового курса информатики, и еще не однажды мы с ней

Слайд 12Поскольку 16 = 2 , то i = 4 бита.
Количество информации

(i), содержащееся в сообщении об одном из N равновероятных результатов некоторого событий, определяется из решения показательного уравнения: 2i = N.

Если значение N равно целой степени двойки (4, 8, 16, 32, 64 и т. д.), то показательное уравнение легко решить в уме, поскольку i будет целым числом.

А чему, например, равно количество информации в сообщении о результате бросания игральной кости, у которой имеется шесть граней и, следовательно, N = 6?
Можно догадаться, что решение уравнения 2i = 6.
будет дробным числом, лежащим между 2 и 3, поскольку 22 = 4 < 6, а 2 = 8 > 6. А как точнее узнать это число?
Поскольку 16 = 2 , то i = 4 бита.Количество информации (i), содержащееся в сообщении об одном

Слайд 13
ПОКАЗАТЕЛЬНОЕ УРАВНЕНИЕ
N
i
Определение количества информации, содержащейся в сообщении о том,

что произошло одно из N равновероятных событий

N

i

Определение количества равновероятных событий N, если известно, сколько информации человек получил в сообщении о том, что произошло одно из этих событий.

2 i = N

ПОКАЗАТЕЛЬНОЕ УРАВНЕНИЕNi  Определение количества информации, содержащейся в сообщении о том, что произошло одно из N равновероятных

Слайд 14
КОЛИЧЕСТВО ИНФОРМАЦИИ В СООБЩЕНИИ

Задача 1. При угадывании

целого числа в диапазоне от 1 до N
было получено 6 бит информации . Чему равно N ?
Решение задачи 1. Значение N определяется из формулы N = 2 i .
После подстановки значения i = 6 получаем: N = 2 6 = 64.

Задача 2. В корзине лежат 16 шаров разного цвета . Сколько информации несет сообщение о том , что из корзины достали красный шар ?
Решение задачи 2: Вытаскивание из корзины любого из 16 шаров – события равновероятные. Поэтому для решения задачи применима формула 2 i = N. Здесь N = 16 – число шаров. Решая уравнение 2 I =16 получаем ответ: i = 4 бита

2 i = N

N

i

Количество равновероятных возможных событий

Количество информации в сообщении о том, что произошло одно из N равновероятных событий.

КОЛИЧЕСТВО ИНФОРМАЦИИ В СООБЩЕНИИ   Задача 1.  При угадывании  целого числа в диапазоне от

Слайд 15ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ
это действия (последовательность операций), совершаемые над информацией
Поиск информации;
Отбор информации;
Хранение

информации;
Передача информации;
Кодирование информации;
Обработка информации;
Защита информации.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ это действия (последовательность операций), совершаемые над информациейПоиск информации;Отбор информации;Хранение информации;Передача информации;Кодирование информации;Обработка информации;Защита информации.

Слайд 16СБОР ИНФОРМАЦИИ – ЭТО ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫЙ ПРОЦЕСС, КОТОРЫЙ СВОДИТСЯ К ПОИСКУ, ОТБОРУ,

ПОЛУЧЕНИЮ И НАКОПЛЕНИЮ НУЖНОЙ ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИИ

Методы поиска информации:

Наблюдение;
Общение со специалистами по интересующему вопросу;
Чтение соответствующей литературы;
Просмотр теле- и видеопрограмм;
Прослушивание аудиозаписей и радиопередач;
Работа в библиотеках и архивах;
Запрос к информационным системам, банкам и базам данных;
И пр. методы.

СБОР ИНФОРМАЦИИ –  ЭТО ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫЙ ПРОЦЕСС, КОТОРЫЙ СВОДИТСЯ К ПОИСКУ, ОТБОРУ, ПОЛУЧЕНИЮ И НАКОПЛЕНИЮ НУЖНОЙ ДЛЯ

Слайд 17ХРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ – ЭТО ПРОЦЕСС ПОМЕЩЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ В ОПРЕДЕЛЕННОЕ ХРАНИЛИЩЕ С

ЦЕЛЬЮ ИЗВЛЕЧЕНИЯ ЕЕ ОТТУДА ЧЕРЕЗ НЕКОТОРОЕ ВРЕМЯ ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Различная информация требует разного времени хранения
Хранилище информации зависит от ее носителя

ХРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ – ЭТО ПРОЦЕСС ПОМЕЩЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ В ОПРЕДЕЛЕННОЕ ХРАНИЛИЩЕ С ЦЕЛЬЮ ИЗВЛЕЧЕНИЯ ЕЕ ОТТУДА ЧЕРЕЗ НЕКОТОРОЕ

Слайд 18Носитель информации – материальный объект, предназначенный для хранения и передачи информации

Носитель информации – материальный объект, предназначенный для хранения и передачи информации

Слайд 19ПЕРЕДАЧА ИНФОРМАЦИИ – ЭТО ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫЙ ПРОЦЕСС, В РЕЗУЛЬТАТЕ КОТОРОГО ИНФОРМАЦИЯ ПЕРЕДАЕТСЯ

ОТ ОДНОГО ОБЪЕКТА К ДРУГОМУ.
ПЕРЕДАЧА ИНФОРМАЦИИ – ЭТО ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫЙ ПРОЦЕСС, В РЕЗУЛЬТАТЕ КОТОРОГО ИНФОРМАЦИЯ ПЕРЕДАЕТСЯ ОТ ОДНОГО ОБЪЕКТА К ДРУГОМУ.

Слайд 20ОБРАБОТКА (ПРЕОБРАЗОВАНИЕ) ИНФОРМАЦИИ – ПРОЦЕСС ИЗМЕНЕНИЯ ВИДА (ФОРМЫ), СМЫСЛА (СОДЕРЖАНИЯ), ОБЪЕМА

(КОЛИЧЕСТВА) ИНФОРМАЦИИ.
ОБРАБОТКА (ПРЕОБРАЗОВАНИЕ) ИНФОРМАЦИИ – ПРОЦЕСС ИЗМЕНЕНИЯ ВИДА (ФОРМЫ), СМЫСЛА (СОДЕРЖАНИЯ), ОБЪЕМА (КОЛИЧЕСТВА) ИНФОРМАЦИИ.

Слайд 21Информатика и ИКТ, 10 класс, Базовый и профильный уровни, Гейн А.Г.,

Ливчак А.Б., 2012
Информатика и ИКТ, Базовый уровень, 10-11 класс, Семакин И.Г., Хеннер Е.К., 2012
Информатика, 10-11 класс, Углублённый уровень, Часть 1, Поляков К.Ю., Еремин Е.А., 2013

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Информатика и ИКТ, 10 класс, Базовый и профильный уровни, Гейн А.Г., Ливчак А.Б., 2012Информатика и ИКТ, Базовый

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть