Слайд 1Интеграция предметов естественно-научного образование в формировании школьников 12 летнего образования.
Подготовили
Валеева З.С.
Белошапкина
Т.Ю.
Слайд 2Современная система образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с
целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину.
Слайд 3Предметная разобщённость становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы, в
то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции.
Слайд 4Интеграция - общий и многогранный процесс установления связей между информацией, знаниями,
науками, а также обеспечение их целостности и единой структуры, охватывающей
все компоненты в диалектическом
единстве.
Слайд 5Интеграция учебных предметов способствует росту вариативности, личностной ориентации, формированию целостности знаний
учащихся о мире и профилизации обучения на уровне общего среднего образования школы непосредственно или через дифференциацию образования.
Слайд 6В данное время выдвинута гипотеза о новой образовательной парадигме: существующее образование
предметоцентрично, т.е. все учебные предметы функционируют как автономные образовательные системы и не в достаточной степени удовлетворяют требованиям времени, что введение интеграции предметов в систему образования позволит решить задачи, поставленные в настоящее время перед школой и обществом в целом. Интегрированные уроки будут способствовать формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом.
Слайд 7Профильное обучение осуществляется на основе глубокой дифференциации и интеграции содержания образования.
В зарубежной и отечественно педагогической практике накоплен богатый опыт осуществления интеграции содержания образования на уровне межпредметных связей и преподавания интегрированных курсов, например «Естествознание», «Обществоведение», «Мировая художественная культура»
Слайд 8«Интеграция предметов, межпредметные связи способствуют формированию представления об единстве природных явлений,
взаимосвязи между различными отраслями познания, всесторонне-интеллектуальному, эстетическому развитию школьников. Урок - это часть жизни ребенка и проживание этой жизни должно совершиться на уровне высокой общественной культуры. Сорокаминутный момент жизни - это продолжение домашней, уличной жизни, это «кусок истории личностной судьбы ребенка». Предметные программы, к сожалению, составлены так, что знания ребенка остаются разрозненными, искусственно расчлененными по предметному признаку. Потребность преодолеть эти противоречия привела к попытке разработать систему интегрированных уроков. Интеграция на разных уровнях обучения имеет свои особенности. Интегрированные уроки в школе призваны научить ребенка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Интегрированные уроки целесообразно строить на объединении достаточно близких областей знаний. Содержание естественнонаучного образования в наибольшей степени отражает интеграцию смежных наук. . Продолжая содержание предмета «Окружающий мир» начальной школы, интегрированный курс «Естествознание» включает основы знаний по физике, химии, биологии, географии, астрономии, экологии.
Слайд 9Математика содержит геометрический, алгебраический и арифметический материалы. Физика
содержит математический, астрономический, биологический.
Информатика содержит математический, физический, астрономический, географический материалы. На интегрированных уроках дети работают легко и с интересом усваивают обширный по объему материал. Важно и то, что приобретаемые знания и навыки применяются школьниками в их практической деятельности не только в стандартных учебных ситуациях, но и дают выход для проявления творчества, для проявления интеллектуальных способностей. Из школьной практики известно, что вопросы, требующие рассмотрения чего-либо с непривычной стороны, нередко ставят детей в тупик. И это понятно: ведь их этому не учили. Разумеется, увидеть что-то по новому, и не так, как ты видел раньше, очень непростая задача. Но этому можно научить, если направить процесс обучения на развитие творческих способностей учащихся. Введение интеграционной системы может в большей степени, чем традиционное предметное обучение, способствовать воспитанию широко эрудированного чело века, обладающего целостным мировоззрением, способностью самостоятельно систематизировать имеющееся у него знания и нетрадиционно подходить к решению различных проблем.
Слайд 10Интеграция предметов в современной школе - одно из направлений активных поисков
новых педагогических решений, способствующих улучшению дел в ней, развитию творческих потенциалов педагогических коллективов и отдельных учителей с целью более эффективного воздействия на учащихся. Таким образом, интеграция между учебными предметами не отрицает предметной системы. Она является возможным путем ее совершенствования, преодоление недостатков и направлена на углубление взаимосвязей и взаимозависимостей между предметами. Интеграция в современной школе идёт по нескольким направлениям и на разных уровнях.
Слайд 11Интеграция как цель должна дать ученику те же знания, которые отражают
связанность отдельных частей мира как системы, научить ребёнка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Реализация этой цели должна начаться уже в начальной школе. Интеграция также - средство
получения новых представлений на стыке традиционных предметных знаний. В первую очередь они призвана дополнить незнание на стыке уже имеющихся дифференцированных знаний, установить существующие связи между ними. Она направлена на развитие эрудиции обучающихся, на обновление существующей узкой специализации в обучении. Интеграция не должна заменить обучение классическим учебным предметам, она должна лишь соединить получаемые знания в единую систему. «В конечном счёте, интеграция должна способствовать воссоединению целостности мировосприятия – единства мира и человека, живущего в нём и его познающего, единство земли и космоса, природы и человека. Здесь имеет место общегуманистическая основа процесса - постановка в центр
современного человека, с его местом и ролью в природной и
социальной среде.
Слайд 12. Для интеграции в обучении и воспитании существуют как благоприятные, так
и неблагоприятные факторы.
Эти факторы во многом определяют тактику интеграции. К позитивным факторам следует, прежде всего отнести наличие больших потенциальных возможностей в развитии интеллекта ребёнка, которые в традиционном обучении используются недостаточно.
Слайд 13Факторы
Первый же негативный фактор ограниченное число учебных предметов - можно
компенсировать тем, что содержание небольшого объёма усваиваемых знаний должно отражать действительную картину мира, взаимосвязь её частей.
И второй негативный фактор трудность изложения интегрированного курса так, чтобы детали
данного возраста были понятны и интересны. Как видно, проблема интегрированного содержания образования имеет свои трудности.
Слайд 14Условия
-объекты исследования должны совпадать либо быть достаточно близкими;
-в интегрированных учебных
предметах используются одинаковые или близкие методы исследования;
- интегрируемые учебные предметы строятся на общих закономерностях, общих теоретических концепциях.
Слайд 15Основной формой организации процесса интеграции предметов в школе является интегрированный урок,
особенностью которого выступает то, что его могут вести два или три, а может быть и больше педагогов. С психолого-педагогической точки зрения интегрированный урок способствует активизации познавательной деятельности школьников, стимулирует их познавательную активность, является условием успешного усвоения учебного материала.
Но важно отметить тот факт, что злоупотребление интеграцией может привести к нежелательным результатам. Поэтому необходимо знать, что интеграция возможна только при ряде условий: родстве наук, соответствующих интегрируемым учебным предметам; совпадении или близости объекта изучения; наличии общих методов и теоретических концепций построения.
Интеграция предметов в современной школе - реальная потребность времени, необходима всем тем, кто заинтересован в формировании всесторонне развитой личности, а также всем, кто занимается вопросами базового педагогического образования.