Слайд 2Составные части персонального компьютера
Корпус;
Материнская плата;
Процессор;
Постоянная память (ПЗУ, Постоянная память (ПЗУ, ROM)Постоянная
память (ПЗУ, ROM);
Оперативная память (Оперативная память (RAMОперативная память (RAM);
Видеокарта;
Звуковая карта;
Сетевая карта;
Устройства для хранения данных;
Устройства ввода;
Устройства вывода;
Модем.
Слайд 3Корпус
Систе́мный блок — корпус, в котором находятся основные функциональные компоненты персонального
компьютера. Корпуса обычно созданы из деталей на основе стали, алюминия и пластика, также иногда используются такие материалы как дерево или органическое стекло.
В системном блоке расположены:
материнская плата с установленным на ней процессором, ОЗУ, картами расширения (видеоадаптер, звуковая карта).
отсеки для накопителей — жёстких дисков,
дисководов CD-ROM и т. д.;
блок питания.
Типы;
Функции;
Блок питания.
Слайд 4Основные типы корпусов
Корпус типа Slimline. По своей конструкции отличается компактностью, это
и является главным его достоинством. Типичный Slimline имеет высоту 7 см, ширину 35 см и длину 45 см;
Корпус типа Desktop. Ширина и длина около 45 см, высота около 20 см. В корпусе Desktop используется блок питания мощностью от 200 до 250 Вт. Такой мощности обычно хватает для питания всех элементов компьютера;
Корпус типа Mini-Tower. Ширина около 20 см, длина 40-45 см и высота около 35 см (рис.5). Мощность блока питания, устанавливаемого в корпус Mini-Tower такая же как и у корпусов типа Desktop.
Слайд 8Функции корпуса персонального компьютера :
Он является несущей частью при сборке системного
блока компьютера из комплектующих;
Его неотъемлемой частью является блок питания, который преобразует переменное напряжение электрической сети в набор постоянных напряжений, обеспечивающих функционирование всех узлов компьютера, находящихся в его корпусе;
Он защищает комплектующие от попадания на них пыли и влаги, а кроме того, от нежелательных механических воздействий;
На лицевой панели корпуса располагаются различные индикаторы, переключатели и кнопки.
Слайд 9Компьютерный блок питания
Блок питания, предназначенный для снабжения узлов компьютера электрической энергией.
В его задачу входит преобразование сетевого напряжения до заданных значений, их стабилизация и защита от незначительных помех питающего напряжения. Также, будучи снабжён вентилятором, он участвует в охлаждении системного блока;
Основным параметром компьютерного блока питания является максимальная мощность, потребляемая из сети. В настоящее время существуют блоки питания с заявленной производителем мощностью от 200 до 1600 Вт;
Компьютерный блок питания для платформы PC обеспечивает выходные напряжения ±5 ±12 +3,3В Вольт.
Слайд 10Материнская плата
Матери́нская пла́та — это сложная многослойная печатная плата на которой
устанавливаются основные компоненты персонального компьютера :
центральный процессор;
контроллер ОЗУ и собственно ОЗУ;
загрузочное ПЗУ;
контроллеры базовых интерфейсов ввода-вывода.
Материнская плата содержит разъёмы (слоты) для подключения дополнительных контроллеров, для подключения которых обычно используются шины USB, PCI и PCI-Express.
Основные компоненты, установленные на материнской плате:
ЦПУ;
набор микросхем, они строятся на базе двух СБИС: северного и южного моста;
ОЗУ;
загрузочное ПЗУ — хранит ПО, которое, исполняется сразу после включения питания.
Слайд 11Северный мост
(англ. Northbridge), системный контроллер, обеспечивает подключение ЦПУ к узлам, использующим
высокопроизводительные шины: ОЗУ, графический контроллер.
Слайд 12Южный мост
(англ. Southbridge), периферийный контроллер, содержит контроллеры периферийных устройств (контроллер НЖМД,
контроллер Ethernet, аудио-контроллер), контроллеры шин для подключения периферийных устройств (шины PCI, PCI-Express и USB), а также контроллеры шин, к которым подключаются устройства, не требующие высокой пропускной способности (шина LPC используется для подключения загрузочного ПЗУ; также шина LPC используется для подключения мультиконтроллера (англ. Super I/O) — СБИС, обеспечивающей поддержку «устаревших» низкопроизводительных интерфейсов передачи данных: последовательного и параллельного интерфейсов, контроллера клавиатуры и мыши).
Слайд 13Процессор
Центра́льный проце́ссор (ЦП; CPU — англ. céntral prócessing únit, дословно —
центральное вычислительное устройство) — процессор машинных инструкций, часть аппаратного обеспечения компьютера или программируемого логического контроллера, отвечающая за выполнение арифметических операций, заданных программами операционной системы и координирующий работу всех устройств компьютера.
Современные ЦПУ, выполняемые в виде отдельных микросхем (чипов), реализующих все особенности, присущие данного рода устройствам, называют микропроцессорами.
С середины 1980-х последние практически вытеснили прочие виды ЦПУ, вследствие чего термин стал всё чаще и чаще восприниматься как обыкновенный синоним слова «микропроцессор». Тем не менее, это не так: центральные процессорные устройства некоторых суперкомпьютеров даже сегодня представляют собой сложные комплексы больших (БИС) и сверхбольших (СБИС) интегральных схем.
Слайд 14Этапы цикла выполнения:
Процессор выставляет число, хранящееся в регистре счётчика команд, на
шину адреса, и отдаёт памяти команду чтения;
Выставленное число является для памяти адресом; память, получив адрес и команду чтения, выставляет содержимое, хранящееся по этому адресу, на шину данных, и сообщает о готовности;
Процессор получает число с шины данных, интерпретирует его как команду (машинную инструкцию) из своей системы команд и исполняет её;
Если последняя команда не является командой перехода, процессор увеличивает на единицу (в предположении, что длина каждой команды равна единице) число, хранящееся в счётчике команд; в результате там образуется адрес следующей команды;
Снова выполняется п. 1.
Слайд 15
Во время процесса процессор считывает последовательность команд, содержащихся в памяти, и
исполняет их. Такая последовательность команд называется программой и представляет алгоритм полезной работы процессора. Очерёдность считывания команд изменяется в случае, если процессор считывает команду перехода — тогда адрес следующей команды может оказаться другим. Другим примером изменения процесса может служить случай получения команды останова или переключение в режим обработки аппаратного прерывания.
Слайд 16
CISC-процессоры
Complex Instruction Set Computing — вычисления со сложным набором команд. Процессорная
архитектура, основанная на усложнённом наборе команд. Типичными представителями CISC является семейство микропроцессоров Intel x86 (хотя уже много лет эти процессоры являются CISC только по внешней системе команд)
RISC-процессоры
Reduced Instruction Set Computing (technology) — вычисления с сокращённым набором команд. Архитектура процессоров, построенная на основе сокращённого набора команд. Характеризуется наличием команд фиксированной длины, большого количества регистров, операций типа регистр-регистр, а также отсутствием косвенной адресации. Концепция RISC разработана Джоном Коком (John Cocke) из IBM Research, название придумано Дэвидом Паттерсоном (David Patterson).
MISC-процессоры
Minimum Instruction Set Computing — вычисления с минимальным набором команд. Дальнейшее развитие идей команды Чака Мура, который полагает, что принцип простоты, изначальный для RISC процессоров, слишком быстро отошёл на задний план. В пылу борьбы за максимальное быстродействие, RISC догнал и перегнал многие CISC процессоры по сложности. Архитектура MISC строится на стековой вычислительной модели с ограниченным числом команд (примерно 20-30 команд).
Слайд 17Многоядерные процессоры
Содержат несколько процессорных ядер в одном корпусе (на одном или
нескольких кристаллах).
Процессоры, предназначенные для работы одной копии операционной системы на нескольких ядрах представляют собой высокоинтегрированную реализацию системы «Мультипроцессор».
На данный момент массово доступны процессоры с двумя ядрами, в частности Intel Core 2 Duo на ядре Conroe и Athlon64X2 на базе микроархитектуры K8. В ноябре 2006 года вышел первый четырёхъядерный процессор Intel Core 2 Quad на ядре Kentsfield, представляющий собой сборку из двух кристаллов Conroe в одном корпусе.
10 сентября 2007 года были выпущены в продажу нативные (в виде одного кристалла) четырёхьядерные процессоры для серверов AMD Quad-Core Opteron, имевшие в процессе разработки кодовое название AMD Opteron Barсelona. 19 ноября 2007 вышел в продажу четырёхьядерный процессор для домашних компьютеров AMD Quad-Core Phenom. Эти процесоры реализуют новую микроархитектуру K8L (K10).
27 сентября 2006 года Intel продемонстрировала прототип 80-ядерного процессора. Предполагается, что массовое производство подобных процессоров станет возможно не раньше перехода на 32-нанометровый техпроцесс, а это в свою очередь ожидается к 2010 году.
Слайд 18Кэширование
Кэширование — это использование дополнительной быстродействующей памяти (кэш-памяти) для хранения копий
блоков информации из основной (оперативной) памяти, вероятность обращения к которым в ближайшее время велика.
Различают кэши 1-, 2- и 3-го уровней. Кэш 1-го уровня имеет наименьшую латентность (время доступа) но малый размер, кроме того кэши первого уровня часто делаются многопортовыми. Так процессоры AMD K8 умели производить 64 бит запись+64 бит чтение либо два 64-бит чтения за такт, процессоры Intel Core могут производить 128 бит запись+128 бит чтение за такт. Кэш 2-го уровня обычно имеет значительно большие латентности доступа, но его можно сделать значительно больше по размеру. Кэш 3-го уровня самый большой по объёму и довольно медленный, но всё же он гораздо быстрее, чем оперативная память.
Слайд 19История развития процессоров
Первым общедоступным микропроцессором был 4-разрядный Intel 4004. Его сменили
8-разрядный Intel 8080 и 16-разрядный 8086, заложившие основы архитектуры всех современных настольных процессоров. Но из-за распространённости 8-разрядных модулей памяти был выпущен 8088, клон 8086 с 8-разрядной шиной памяти. Затем проследовала его модификация 80186. В процессоре 80286 появился защищённый режим с 24-битной адресацией, позволявший использовать до 16 МБ памяти. Процессор Intel 80386 появился в 1985 году и привнёс улучшенный защищённый режим, 32-битную адресацию, позволившую использовать до 4 ГБ оперативной памяти и поддержку механизма виртуальной памяти. Эта линейка процессоров построена на регистровой вычислительной модели. Паралелльно развиваются микропроцессоры, взявшие за основу стековую вычислительную модель.
Слайд 20Постоянная память (ПЗУ, ROM)
Постоянная память (ПЗУ, англ. ROM, Read Only Memory
— память только для чтения) — энергонезависимая память, используется для хранения данных, которые никогда не потребуют изменения. Содержание памяти специальным образом “зашивается” в устройстве при его изготовлении для постоянного хранения. Из ПЗУ можно только читать.
Перепрограммируемая постоянная память (Flash Memory) — энергонезависимая память, допускающая многократную перезапись своего содержимого с дискеты.
Слайд 21
BIOS (Basic Input/Output System — базовая система ввода-вывода) — совокупность программ,
предназначенных для:
автоматического тестирования устройств после включения питания компьютера;
загрузки операционной системы в оперативную память.
CMOS RAM — это память с невысоким быстродействием и минимальным энергопотреблением от батарейки. Используется для хранения информации о конфигурации и составе оборудования компьютера, а также о режимах его работы
Слайд 22Оперативная память (RAM)
Оперативная память (ОЗУ, англ. RAM, Random Access Memory —
память с произвольным доступом) — это быстрое запоминающее устройство не очень большого объёма, непосредственно связанное с процессором и предназначенное для записи, считывания и хранения выполняемых программ и данных, обрабатываемых этими программами.
Слайд 23
Оперативная память используется только для временного хранения данных и программ, так
как, когда машина выключается, все, что находилось в ОЗУ, пропадает. Доступ к элементам оперативной памяти прямой — это означает, что каждый байт памяти имеет свой индивидуальный адрес.
Объем ОЗУ обычно составляет от 32 Мбайт и более, а для эффективной работы современного программного обеспечения желательно иметь не менее 64 Мбайт ОЗУ. Обычно ОЗУ исполняется из интегральных микросхем памяти DRAM (Dynamic RAM — динамическое ОЗУ). Микросхемы DRAM работают медленнее, чем другие разновидности памяти, но стоят дешевле.
Каждый информационный бит в DRAM запоминается в виде электрического заряда крохотного конденсатора, образованного в структуре полупроводникового кристалла. Из-за токов утечки такие конденсаторы быстро разряжаются, и их периодически (примерно каждые 2 миллисекунды) подзаряжают специальные устройства. Этот процесс называется регенерацией памяти (Refresh Memory).
Важная характеристика модулей памяти — время доступа к данным, которое обычно составляет 60 – 80 наносекунд.
Слайд 24Видеокарта
Видеокарта - устройство, позволяющее выводить картинку на монитор. Почему в виде
отдельной платы (или контроллера)? Потому что основной процессор занимается лишь обработкой информации. На обработку изображений у него нет времени.
Слайд 25Видеокарта
Видеокарта (или видеоадаптер) – это специальное устройство, позволяющее выводить изображение на
экран монитора. Видеокарта состоит из следующих частей: видеопамять, цифро-аналоговый преобразователь и видеопроцессор. В видеопамять пишут и считывают данные центральный процессор компьютера и видеопроцессор. Цифро-аналоговый преобразователь преобразует цифровую информацию для вывода на аналоговый монитор, а видеопроцессор управляет всеми устройствами видеокарты.
Видеокарта является основным элементом видеоподсистемы любого более или менее производительного компьютера (за исключением самых дешевых офисных систем с интегрированным в чипсет видео).
Слайд 26Звуковая карта
Звуковая плата (также называемая как звуковая карта, музыкальная плата) (англ.
sound card) — позволяет работать со звуком на компьютере. В настоящее время звуковые карты бывают как встроенными в материнскую плату, так и отдельными платами расширения или как внешними устройствами.
Слайд 27История
В 1988 году фирма Creative Labs выпустила устройство Creative Music
System (С/MS, позднее также продавалась под названием Game Blaster) на основе двух микросхем звукогенератора Philips SAA 1099, каждая из которых могла воспроизводить по 6 голосов одновременно. Примерно в это же время, AdLib выпустила свою карту, одноимённую с названием фирмы, на основе микросхемы YM3812 фирмы Yamaha. Данный синтезатор для генерации звука использовал принцип частотной модуляции (FM, frequency modulation). Данный принцип позволял получить более естественное звучание инструментов, чем у Game Blaster.
Вскоре Creative выпустили карту на той же микросхеме, полностью совместимую с AdLib, но превосходящую её по качеству звучания. Эта плата стала основой стандарта Sound Blaster, который в 1991 году Microsoft включила в стандарт Multimedia PC (MPC). Однако эти карты имели ряд недостатков: искусственное звучание инструментов и большие объёмы файлов, одна минута качества AUDIO-CD занимала порядка 10 Мегабайт.
Одним из методов сокращения объёмов, занимаемых музыкой, является MIDI (Musical Instrument Digital Interface) — способ записи команд, посылаемых инструментам. MIDI-файл (обычно это файл с расширением mid) содержит ссылки на ноты. Когда MIDI-совместимая звуковая карта получает эту ссылку, она ищет необходимый звук в таблице (Wave Table). Стандарт General MIDI описывает около 200 звуков. Карты, поддерживающие этот стандарт обычно имеют память, в которой хранятся звуки, либо используют для этого память компьютера. Одной из первых wavetables-карт была Gravis Ultrasound, получившая в России прозвище «Гусь» (от сокращённого названия GUS). Creative, стремясь упрочить своё положение на рынке выпустила собственный аудиопроцессор EMU8000 (EMU8K), и музыкальную плату на его основе Sound Blaster AWE32, которая была несомненно лучшей картой того времени. «32» — это количество голосов MIDI-синтезатора в карточке.
С возрастанием мощности процессоров, постепенно стала отмирать шина ISA, на которой работали все предыдущие звуковые карты, многие производители переключились на выпуск карты для шины PCI. В 1998 году компания Creative вновь делает широкий шаг в развитии звука и выпуском карты Sound Blaster Live! на аудиопроцессоре EMU10K, который поддерживал технологию EAX, устанавливает новый стандарт для IBM PC, который остаётся, в усовершенствованном виде, и по сей день.
Слайд 28Сетевая карта
Сетевая плата (также известная как сетевая карта, сетевой адаптер, Ethernet-адаптер,
NIC (англ. network interface card)) — периферийное устройство, позволяющее компьютеру взаимодействовать с другими устройствами сети.
Слайд 29Типы
По физической реализации сетевые платы делятся на:
- внутренние
— отдельные платы, вставляющиеся в PCI, ISA или PCI-E слот
- внешние, подключающиеся через USB или PCMCIA интерфейс, преимущественно использовавшиеся в ноутбуках
- встроенные в материнскую плату
На 10-мегабитных сетевых платах для подключения к локальной сети используются 3 типа разъёмов:
- 8P8C для витой пары
- BNC-коннектор для тонкого коаксиального кабеля
- 15-контактный разъём трансивера для толстого коаксиального кабеля
Эти разъёмы могут присутствовать в разных комбинациях, иногда даже все три сразу, но в любой данный момент работает только один из них.
На 100-мегабитных платах устанавливают только разъём для витой пары (8P8C, ошибочно называемый RJ-45).
Рядом с разъёмом для витой пары устанавливают один или несколько информационных светодиодов, сообщающих о наличии подключения и передаче информации.
Одной из первых массовых сетевых карт стала серия NE1000/NE2000 фирмы Novell.
Слайд 30Параметры сетевого адаптера
При конфигурировании карты сетевого адаптера могут быть доступны
следующие параметры:
- номер линии запроса на аппаратное прерывание IRQ;
- номер канала прямого доступа к памяти DMA (если поддерживается) ;
- базовый адрес ввода/вывода ;
- базовый адрес памяти ОЗУ (если используется);
- поддержка стандартов автосогласования дуплекса/полудуплекса, скорости;
- поддержка теггрированных пакетов VLAN (801.q) с возможностью фильтрации пакетов заданного VLAN ID;
- параметры WON (Wakeup on LAN).
В зависимости от мощности и сложности сетевой карты она может реализовывать вычислительные функции (преимущественно подсчёт и генерацию контрольных сумм кадров) аппаратно либо программно (драйвером сетевой карты с использованием центрального процессора).
Серверные сетевые карты могут поставляться с двумя (и более) сетевыми разъёмами. Некоторые сетевые карты (встроенные на материнскую плату) также обеспечивают функции межсетевого экрана (например, nforce).
Слайд 31Устройства для хранения данных
Жесткий диск;
CD (R / RW) CD
(R / RW);
DVD (R / RV) DVD (R / RV);
USB – USB – носитель;
Дискета;
Флеш – память.
Слайд 32Жесткий диск
Накопитель на жёстких магнитных ди́сках, НЖМД, жёсткий диск, хард, харддиск,
HDD, HMDD или винче́стер, (англ. Hard (Magnetic) Disk Drive, HDD, HMDD) — энергонезависимое, перезаписываемое компьютерное запоминающее устройство. Является основным накопителем данных практически во всех современных компьютерах.
Слайд 33История
1956 — жесткий диск IBM 350 в составе первого серийного компьютера
IBM 305 RAMAC. Накопитель занимал ящик размером с большой холодильник, а общий объем памяти 50 вращавшихся в нем покрытых чистым железом тонких дисков диаметром с большую пиццу (610 мм) составлял около 4,4 мегабайт (5 миллионов 6-битных байт)
1980 — первый 5,25-дюймовый Winchester, Shugart ST-506, 5 Мб
1986 — Стандарт SCSI
1991 — Максимальная ёмкость 100 Мб
1995 — Максимальная ёмкость 2 Гб
1997 — Максимальная ёмкость 10 Гб
1998 — Стандарты UDMA/33 и ATAPI
1999 — IBM выпускает Microdrive ёмкостью 170 и 340 Мб
2002 — Взят барьер адресного пространства выше 137 Гб (проблема 48-bit LBA)
2003 — Появление SATA
2005 — Максимальная ёмкость 500 Гб
2005 — Стандарт Serial ATA 3G
2005 — Появление SAS (Serial Attached SCSI)
2006 — Применение перпендикулярного метода записи в коммерческих накопителях
2006 — Появление первых «гибридных» жёстких дисков, содержащих блок флэш-памяти
2007 — Hitachi представляет первый коммерческий накопитель ёмкостью 1 Тб
2008 — Seagate Technology LLC представляет накопитель емкостью 1,5 Тб
Слайд 34CD (R / RW)
CD-R (Compact Disc-Recordable, Записываемый Компакт-Диск) — разновидность компакт-диска
(CD), разработанная компаниями Philips и Sony для однократной записи информации. CD-R поддерживает все возможности стандарта «Red Book» и плюс к этому позволяет записать данные.
CD-RW (англ. Compact Disc-Rewritable, Перезаписываемый компакт-диск) — разновидность компакт-диска (CD), разработанный в 1997 году для многократной записи информации.
Слайд 35DVD (R / RW)
DVD (ди-ви-ди́, англ. Digital Versatile Disc — цифровой
многоцелевой диск) — носитель информации в виде диска, внешне схожий с компакт-диском, однако имеющий возможность хранить бо́льший объём информации за счёт использования лазера с меньшей длиной волны, чем для обычных компакт дисков.
HD DVD-RW — High Density DVD Rewritable — перезаписываемый диск HD DVD. Объём однослойного диска может достигать 15 Гб, двухслойного 30 Гб. Цикл перезаписи превышает 1000 раз.
Слайд 36USB – носитель
USB-носитель — носитель данных для компьютера, подключаемый с помощью
интерфейса шины USB. К USB-носителям относятся:
USB-накопители, или флеш-диски — компактные устройства, включающие в своей конструкции флеш-память и адаптер;
кард-ридеры для чтения флеш-карт различных типов;
жёсткие диски, подключаемые через специальный адаптер. Наиболее популярны у потребителей жёсткие диски для ноутбуков, которые, будучи помещены в компактный адаптер, легко умещаются в карман одежды;
устройства для чтения CD/DVD дисков, подключаемые по USB. Ввиду высокой стоимости, больших габаритов, невысокой скорости работы и менее удобному доступу к данным, имеют очень малое распространение по сравнению с флеш-устройствами и даже портативными жёсткими дисками;
USB-дисководы для дискет. Ввиду малого объёма и других недостатков дискет, к 2008 г. практически вышли из употребления;
любые другие устройства с энергонезависимой памятью, подключаемые по интерфейсу USB. Например, в качестве USB-носителя можно использовать большинство моделей современных сотовых телефонов.
Слайд 37Дискета
Диске́та — портативный магнитный носитель информации, используемый для многократной записи и
хранения данных сравнительно небольшого объема. Этот вид носителя был особенно распространён в 1970-х — начале 2000-х годов. Вместо термина «дискета» иногда используется аббревиатура ГМД — «гибкий магнитный диск» (соответственно, устройство для работы с дискетами называется НГМД — «накопитель на гибких магнитных дисках», жаргонный вариант — флоповод, флопик, флопарь от английского floppy-disk).
Обычно дискета представляет собой гибкую пластиковую пластинку, покрытую ферромагнитным слоем, отсюда английское название «floppy disk» («гибкий диск»). Эта пластинка помещается в пластмассовый корпус, защищающий магнитный слой от физических повреждений. Оболочка бывает гибкой или прочной. Запись и считывание дискет осуществляется с помощью специального устройства — дисковода (флоппи-дисковода).
Дискеты обычно имеют функцию защиты от записи, посредством которой можно предоставить доступ к данным только в режиме чтения
Слайд 38История
1971 — Первая дискета диаметром в 200 мм (8″) с
соответствующим дисководом была представлена фирмой IBM. Обычно само изобретение приписывается Алану Шугарту, работавшему в конце 1960-х годов в IBM.
1973 — Алан Шугерт основывает собственную фирму Shugart Associates.
1976 — Алан Шугерт разработал дискету диаметром 5,25″.
1978 — фирма TEAC представляет первый в мире дисковод для чтения 5,25″-дискет.
1981 — Sony выводит на рынок дискету диаметром 3,5″ (90 мм). В первой версии объём составляет 720 килобайт (9 секторов). Поздняя версия имеет объём 1440 килобайт или 1,40 мегабайт (18 секторов). Именно этот тип дискеты становится стандартом (после того, как IBM использует его в своём IBM PC).
Слайд 39Флеш – память
Флеш-память (англ. Flash-Memory) — разновидность твердотельной полупроводниковой энергозависимой перезаписываемой
памяти.
Она может быть прочитана сколько угодно раз, но писать в такую память можно лишь ограниченное число раз (обычно около 10 тысяч раз). Несмотря на то, что такое ограничение есть, 10 тысяч циклов перезаписи — это намного больше, чем способна выдержать дискета или CD-RW.
Слайд 40
Не содержит подвижных частей, так что, в отличие от жёстких дисков,
более надёжна и компактна.
Недостатком, по сравнению с жёсткими дисками, является большая цена при меньшем объёме. Так, для самых больших флеш-карт объём составляет около 64 Гб. Работа по устранению этого недостатка уже ведётся: компания Apple выпустила флеш-носители ёмкостью до 160 Гб. А в конце 2007 года компания Toshiba объявила о начале выпуска флеш-носителей объёмом до 256 Гб.
Слайд 41Устройства ввода
Устройства ввода — приборы для занесения (ввода) данных в компьютер
во время его работы:
Клавиатура;
Мышь;
Сканер;
Графический планшет.
Слайд 42Клавиатура
Клавиату́ра — устройство, представляющее собой набор кнопок (клавиш), предназначенных для управления
каким-либо устройством или для ввода информации. Как правило, кнопки нажимаются пальцами рук.
Слайд 43Мышь
«Мышь» (в обиходе просто «мышь» или «мышка») — одно из указательных
устройств ввода (англ. pointing device), обеспечивающих интерфейс пользователя с компьютером.
Мышь воспринимает своё перемещение в рабочей плоскости (обычно — на участке поверхности стола) и передаёт эту информацию компьютеру. Программа, работающая на компьютере, в ответ на перемещение мыши производит на экране действие, отвечающее направлению и расстоянию этого перемещения.
Компьютерные "грызуны« делятся по следующим критериям:
- устройству (механические, оптические);
- дизайну (обычные, эргономичные);
- способу подключения (через PS/2 - порт или USB);
- способу связи (проводная, радио, инфракрасная).
Слайд 44Достоинства и недостатки
Мышь стала основным координатным устройством ввода из-за таких особенностей:
Очень
низкая цена (по сравнению с остальными устройствами наподобие сенсорных экранов).
Высокая точность позиционирования курсора. Мышью (за исключением разве что самых дешёвых) легко попасть в нужный пиксель экрана.
Мышь позволяет множество разных манипуляций — двойные и тройные щелчки, перетаскивания, жесты, нажатие одной кнопки во время перетаскивания другой…
В одной руке можно сконцентрировать большое количество органов управления. Многокнопочные мыши позволяют управлять, например, браузером вообще без привлечения клиатуры.
Недостатками мыши являются:
Опасность туннельного синдрома.
Для работы требуется ровная гладкая поверхность достаточных размеров (если таковой нет, приходится применять суррогаты мыши наподобие миноджойстиков и тачпадов).
Ножки мыши накапливают грязь и служат недолго (по этой причине мышь практически не применяется в военных устройствах).
Рисование мышью практически невозможно из-за особой реакции ОС на движения мыши. Если пользователь не снижает скорость, ОС предполагает, что он хочет далеко отвести мышь и ускоряет движение курсора. Проблема частично решается высокоточной геймерской мышью вкупе с отключенным ускорением; полностью — графическим планшетом.
Слайд 45Сканер
Ска́нер (англ. scanner) — устройство, которое анализируя какой-либо объект (обычно изображение,
текст), создаёт цифровую копию изображения объекта. Процесс получения этой копии называется сканированием.
Слайд 46История
В 1857 году флорентийский аббат Джованни Казелли (Giovanni Caselli) изобрёл прибор
для передачи изображения на расстояние, названный впоследствии пантелеграф. Передаваемая картинка наносилась на барабан токопроводящими чернилами и считывалась с помощью иглы.
В 1902 году, немецким физиком Артуром Корном (Arthur Korn) была запатентована технология фотоэлектрического сканирования, получившая впоследствии название телефакс. Передаваемое изображение закреплялось на прозрачном вращающемся барабане, луч света от лампы, перемещающейся вдоль оси барабана, проходил сквозь оригинал и через расположенные на оси барабана призму и объектив попадал на селеновый фотоприёмник. Эта технология до сих пор применяется в барабанных сканерах.
В дальнейшем, с развитием полупроводников, усовершенствовался фотоприёмник, был изобретён планшетный способ сканирования, но сам принцип оцифровки изображения остается почти неизменным.
Слайд 47Виды сканеров
Планшетные — наиболее распространённый вид сканеров, поскольку обеспечивает максимальное
удобство для пользователя — высокое качество и приемлемую скорость сканирования. Представляет собой планшет, внутри которого под прозрачным стеклом расположен механизм сканирования.
Ручные — в них отсутствует двигатель, следовательно, объект приходится сканировать пользователю вручную, единственным его плюсом является дешевизна и мобильность, при этом он имеет массу недостатков — низкое разрешение, малую скорость работы, узкая полоса сканирования, возможны перекосы изображения, поскольку пользователю будет трудно перемещать сканер с постоянной скоростью.
Листопротяжные — лист бумаги вставляется в щель и протягивается по направляющим роликам внутри сканера мимо лампы.
Планетарные сканеры — применяются для сканирования книг или легко повреждающихся документов. При сканировании нет контакта со сканируемым объектом (как в планшетных сканерах).
Книжные сканеры - предназначены для сканирования брошюрованных документов.
Барабанные сканеры — применяются в полиграфии, имеют большое разрешение (около 10 тысяч точек на дюйм). Оригинал располагается на внутренней или внешней стенке прозрачного цилиндра (барабана).
Слайд-сканеры — как ясно из названия, служат для сканирования плёночных слайдов, выпускаются как самостоятельные устройства, так и в виде дополнительных модулей к обычным сканерам.
Сканеры штрих-кода — небольшие, компактные модели для сканирования штрих-кодов товара в магазинах.
Слайд 48Графический планшет
Графи́ческий планше́т (или дигитайзер, диджитайзер, от англ. digitizer) — это
устройство для ввода рисунков от руки непосредственно в компьютер. Состоит из пера и плоского планшета, чувствительного к нажатию или близости пера. Также может прилагаться специальная мышь.
Слайд 49Устройства вывода
Устройства вывода — используются для извлечения результатов работы компьютера:
Монитор;
Принтер;
Наушники;
Акустическая система;
Плоттер.
Слайд 50Монитор
Монито́р, диспле́й — интерфейс системы «человек — аппаратура — человек». Преобразует
цифровую и (или) аналоговую информацию в видеоизображение.
Слайд 51Классификация мониторов
По виду выводимой информации:
- алфавитно-цифровые:
дисплеи, способные
отображать только алфавитно-цифровую информацию ;
дисплеи, способные отображать псевдографические символы;
интеллектуальные дисплеи, обладающие редакторскими возможностями и осуществляющие предварительную обработку данных ;
- графические:
векторные;
Растровые;
По строению:
- ЭЛТ — на основе электронно-лучевой трубки (англ. CRT — cathode ray tube);
- ЖК — жидкокристаллические мониторы (англ. LCD — liquid crystal display);
- Плазменный — на основе плазменной панели;
- Проекционный — видеопроектор и экран размещённые отдельно или объединённые в одном корпусе (как вариант через зеркало или систему зеркал);
- OLED-монитор - Монитор, основанный на технологии OLED - Organic Light-Emitting Diode или Органический Светоизлучающий Диод;
Слайд 52Классификация мониторов
По типу видеоадаптера:
- HGC;
- CGA;
- EGA;
- VGA, SVGA;
По типу интерфейсного кабеля:
- композитный;
- раздельный;
- D-SUB;
- DVI;
- USB;
- HDMI;
По типу устройства использования:
- в телевизорах;
- в компьютерах;
- в телефонах;
- в калькуляторах;
- в инфокиосках.
Слайд 53Принтер
Компьютерный принтер (англ. printer — печатник) — устройство печати цифровой информации
на твёрдый носитель, обычно на бумагу. Относится к терминальным устройствам компьютера.
Процесс печати называется вывод на печать, а получившийся документ — распечатка или твёрдая копия.
Принтеры имеют преобразователь цифровой информации (текст, фото, графика), хранящейся в запоминающих устройствах компьютера, фотоаппарата и цифровой памяти, в специальный машинный язык.
Слайд 54Принтеры бывают
струйные;
лазерные;
матричные;
сублимационные.
По цвету печати:
Многоцветные;
монохромные.
Слайд 55Наушники
Головные телефоны (в обиходной речи повсеместно — нау́шники) — устройство для персонального прослушивания
речи, музыки или иных звуковых сигналов.
Слайд 56Классификация наушников
по способу передачи звука:
Проводные — служат в основном для
прослушивания со стационарных звуковых систем, обладают наивысшим качеством звука и, соответственно, имеют профессиональную направленность;
Беспроводные — мобильны, но имеют привязанность к базе (радио-) или ограниченный радиус действия (инфракрасные). В случае аналогового источника сигнала, обладают более низким качеством звука по сравнению с проводными, в силу модуляции и кодирования, используемых при передаче сигнала от базы к самим звукоизлучателям.
по типу конструкции (виду):
Вставные (обиходное название — «вкладыши») — вставляются в ушную раковину;
Внутриканальные или вакуумные (обиходное название — «затычки») — вставляются в ушной канал;
Накладные — накладываются на ухо;
Мониторные — полностью обхватывают ухо.
Арматурные — вставляются в ушной канал
по типу крепления:
Оголовье — наушники с вертикальной дужкой, которая соединяет две чашечки наушников;
Затылочная дужка — соединяет две части наушников, но располагается на затылке. Основная механическая нагрузка направлена на уши;
Крепления на ушах — обычно наушники такого типа закрепляются на ушах с помощью заушины или клипсов;
Без креплений — они держатся только за счет амбушюров, которые находятся в ушном проходе.
Слайд 57Классификация наушников
по способу подключения кабеля:
Двухсторонние — провод подходит к каждому наушнику;
Односторонние — кабель подходит только к одному наушнику, а второй подключается через провод, проложенный в дужке.
по конструкции излучателя:
Динамические — используют электродинамический принцип преобразования;
Арматурный излучатель — основной деталью арматурных наушников является П-образная пластина из ферромагнитного сплава;
Электростатические — используют тончайшую мембрану, расположенную между двумя электродами.
Изодинамические - тонкая плёночная мембрана, с нанесёнными на неё металлическими токопроводящими дорожками, заключена в решетку из стержневых магнитов и колеблется между ними.
Ортодинамические - по принципу аналогичны изодинамическим, но мембрана и магниты имеют круглую форму.
по типу звукового оформления:
Открытого типа — позволяют слышать звуки внешней среды, не создают давления на внутреннее ухо;
Полуоткрытого типа (или полузакрытого типа) — среднее между наушниками закрытого типа и открытого типа;
Закрытого типа — позволяют уменьшить до минимума проникновение внешних шумов.
по сопротивлению
Низкоомные — с сопротивлением от единиц Ом до нескольких сотен Ом.
Высокоомные — с сопротивлением от единиц кОм до нескольких десятков кОм.
Слайд 58Технические характеристики
Частотная характеристика;
Чувствительность;
Сопротивление (импеданс);
Максимальная мощность;
Уровень искажений.
Слайд 59Акустическая система
Акусти́ческая систе́ма — устройство для воспроизведения звука.
Акустическая система бывает однополосной
(один широкополосный излучатель, например, динамическая головка) и многополосной (две и более головок, каждая из которых создаёт звуковое давление в своей частотной полосе).
Слайд 60Плоттер
Графопострои́тель (от греч. γράφω — пишу, рисую), пло́ттер — устройство для
автоматического вычерчивания с большой точностью рисунков, схем, сложных чертежей, карт и другой графической информации на бумаге размером до A0 или кальке.
Слайд 61Типы графопостроителей
рулонные и планшетные
перьевые, струйные и электростатические
векторные и растровые
Графопостроители можно классифицировать следующим образом:
по способу формирования чертежа — с произвольным сканированием и растровые;
по способу перемещения носителя — планшетные, барабанные и смешанные (фрикционные, с абразивной головкой).
по используемому инструменту (типу чертежной головки) — перьевые, фотопостроители, со скрайбирующей головкой, с фрезерной головкой.
Слайд 62Модем
Моде́м (аббревиатура, составленная из слов модулятор-демодулятор) — устройство, применяющееся в системах связи
и выполняющее функцию модуляции и демодуляции. Модулятор осуществляет модуляцию, то есть изменяет характеристики несущего сигнала в соответствии с изменениями входного информационного сигнала, демодулятор осуществляет обратный процесс. Частным случаем модема является широко применяемое периферийное устройство для компьютера, позволяющее ему связываться с другим компьютером, оборудованным модемом, через телефонную сеть (телефонный модем) или кабельную сеть (кабельный модем).LOL
Слайд 63Типы модемов для компьютеров
По исполнению:
внешние — подключаются к COM или USB порту,
обычно имеют внешний блок питания (существуют USB-модемы, питающиеся от USB и LPT-модемы).
внутренние — устанавливаются внутрь компьютера в слот ISA, PCI, PCMCIA, AMR, CNR
встроенные — являются внутренней частью устройства, например ноутбука или док-станции.
По принципу работы:
аппаратные — все операции преобразования сигнала, поддержка физических протоколов обмена, производятся встроенным в модем вычислителем (например с использованием DSP, контроллера). Так же в аппаратном модеме присутствует ПЗУ, в котором записана микропрограмма, управляющая модемом.
винмодемы — аппаратные модемы, лишённые ПЗУ с микропрограммой. Микропрограмма такого модема хранится в памяти компьютера, к которому подключён модем. Работоспособен только при наличии драйверов, которые обычно писались исключительно под операционные системы семейства MS Windows.
полупрограммные (Controller based soft-modem) — модемы, в которых часть функций модема выполняет компьютер, к которому подключён модем.
программные (Host based soft-modem) — все операции по кодированию сигнала, проверке на ошибки и управление протоколами реализованы программно и производятся центральным процессором компьютера. При этом в модеме находится аналоговая схема и преобразователи: АЦП, ЦАП, контроллер интерфейса (например USB).
Слайд 64Типы модемов для компьютеров
По типу:
Аналоговые — наиболее распространённый тип модемов для обычных
коммутируемых телефонных линий
ISDN — модемы для цифровых коммутируемых телефонных линий
DSL — используются для организации выделенных (некоммутируемых) линий используя обычную телефонную сеть. Отличаются от коммутируемых модемов кодированием сигналов. Обычно позволяют одновременно с обменом данными осуществлять использование телефонной линии в обычном порядке.
Кабельные — используются для обмена данными по специализированным кабелям — к примеру, через кабель коллективного телевидения по протоколу DOCSIS.
Радио
Спутниковые
PLC — используют технологию передачи данных по проводам бытовой электрической сети.