Презентация, доклад на тему Выступление на районном МО учителей химии на тему Системно-деятельностный подход в обучении

Содержание

Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения.

Слайд 1Системно-деятельностный подход в обучении

Системно-деятельностный подход в обучении

Слайд 2
Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а

тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения.



Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, то

Слайд 3Три подхода к разработке стандартов:

Традиционный подход – «ЗУНовский» : знания, умения

и навыки. Все предшествующие поколения стандартов основаны на ЗУНовском подходе.
Компетентностный – использование знаний в действии.

Системно-деятельностный - единство системного, разработанного учеными нашей отечественной науки (Б.Г.Ананьевым, Б.Ф.Ломовым и др.) и деятельностного (Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и др.)

Три подхода к разработке стандартов:Традиционный подход – «ЗУНовский» : знания, умения и навыки. Все предшествующие поколения стандартов

Слайд 4 Традиционное Инновационное
Принцип

доступности
Учащийся – объект
Усвоение определенной суммы знаний
Учащиеся усваивают частные способы

Зона ближайшего развития
Учащийся - субъект собственной УД
Усвоение способов познания как конечной цели учения

Традиционное      Инновационное    Принцип доступностиУчащийся

Слайд 5Системный подход
это подход, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных

элементов. Умение увидеть задачу с разных сторон, проанализировать множество решений, из единого целого выделить составляющие, или из разрозненных фактов собрать целостную картину, будет помогать не только на уроках, но и в обычной жизни.
Системный подходэто подход, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов. Умение увидеть задачу с разных

Слайд 6Деятельностный подход
это метод обучения, при котором ребенок не

получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности
Деятельностный подход  это метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает

Слайд 7Притча
не надо давать рыбу, надо научить ловить ее.

Притчане надо давать рыбу, надо научить ловить ее.

Слайд 8Человек XXI века
Предприимчивость
Самостоятельность
Ответственность
Коммуникабельность
Способность видеть и решать проблемы автономно


Способность постоянно учиться
Самостоятельно находить

и применять нужную информацию
Работать в команде
Человек XXI векаПредприимчивостьСамостоятельностьОтветственностьКоммуникабельностьСпособность видеть и решать проблемы автономноСпособность постоянно учитьсяСамостоятельно находить и применять нужную информациюРаботать в команде

Слайд 9 Принципы построения обучения в СДП
1) Принцип деятельности - заключается в

том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
Принципы построения обучения в СДП  1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая

Слайд 104) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику

возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном

Слайд 11Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода
1. Урок «открытия» нового знания.
Деятельностная

цель: работает на метапредметный результат.Формирование способности учащихся к новому способу действия.(познавательные, регулятивные, коммуникативные).
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
2. Урок рефлексии.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).Формирование регулятивных УУД.
Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.

Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода1. Урок «открытия» нового знания.Деятельностная цель: работает на метапредметный результат.Формирование способности

Слайд 12
3. Урок общеметодологической направленности.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу

действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.
Уроки этой группы учат систематизировать и наращивать знания, видеть какие знания есть у ребёнка, а каких ещё не хватает.
4. Урок развивающего контроля.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.
Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:
написание учащимися варианта контрольной работы;
сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы;
оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.

3. Урок общеметодологической направленности.Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных

Слайд 13Критерии результативности урока
Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя

к ученику.
Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

Критерии результативности урокаЦели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. Учитель систематически обучает детей

Слайд 14В системно-деятельностном обучении ребёнку отводится роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей

средой. Это взаимодействие включает все этапы деятельности:

Целеполагание
Планирование
Организация
Реализация целей
Анализ результатов деятельности
В системно-деятельностном обучении ребёнку отводится роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы

Слайд 16Последовательная реализация системно - деятельностного подхода повышает эффективность образования, об этом

свидетельствует:
более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися,
возможность их самостоятельного движения в изучаемой области,
существенное повышение мотивации и интереса к учению у обучаемых,
возможность дифференцировать обучение без ущерба для усвоения единой структуры теоретических знаний,
значительно сокращается время обучения,
наблюдается прирост общекультурного и личностного потенциала обучающихся
Последовательная реализация системно - деятельностного подхода повышает эффективность образования, об этом свидетельствует: более гибкое и прочное усвоение

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть