Слайд 1Системно-деятельностный подход в обучении
Слайд 2
Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а
тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения.
Слайд 3Три подхода к разработке стандартов:
Традиционный подход – «ЗУНовский» : знания, умения
и навыки. Все предшествующие поколения стандартов основаны на ЗУНовском подходе.
Компетентностный – использование знаний в действии.
Системно-деятельностный - единство системного, разработанного учеными нашей отечественной науки (Б.Г.Ананьевым, Б.Ф.Ломовым и др.) и деятельностного (Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и др.)
Слайд 4
Традиционное Инновационное
Принцип
доступности
Учащийся – объект
Усвоение определенной суммы знаний
Учащиеся усваивают частные способы
Зона ближайшего развития
Учащийся - субъект собственной УД
Усвоение способов познания как конечной цели учения
Слайд 5Системный подход
это подход, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных
элементов. Умение увидеть задачу с разных сторон, проанализировать множество решений, из единого целого выделить составляющие, или из разрозненных фактов собрать целостную картину, будет помогать не только на уроках, но и в обычной жизни.
Слайд 6Деятельностный подход
это метод обучения, при котором ребенок не
получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности
Слайд 7Притча
не надо давать рыбу, надо научить ловить ее.
Слайд 8Человек XXI века
Предприимчивость
Самостоятельность
Ответственность
Коммуникабельность
Способность видеть и решать проблемы автономно
Способность постоянно учиться
Самостоятельно находить
и применять нужную информацию
Работать в команде
Слайд 9
Принципы построения обучения в СДП
1) Принцип деятельности - заключается в
том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
Слайд 104) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику
возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Слайд 11Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода
1. Урок «открытия» нового знания.
Деятельностная
цель: работает на метапредметный результат.Формирование способности учащихся к новому способу действия.(познавательные, регулятивные, коммуникативные).
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
2. Урок рефлексии.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).Формирование регулятивных УУД.
Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.
Слайд 12
3. Урок общеметодологической направленности.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу
действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.
Уроки этой группы учат систематизировать и наращивать знания, видеть какие знания есть у ребёнка, а каких ещё не хватает.
4. Урок развивающего контроля.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.
Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:
написание учащимися варианта контрольной работы;
сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы;
оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.
Слайд 13Критерии результативности урока
Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя
к ученику.
Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)
Слайд 14В системно-деятельностном обучении ребёнку отводится роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей
средой. Это взаимодействие включает все этапы деятельности:
Целеполагание
Планирование
Организация
Реализация целей
Анализ результатов деятельности
Слайд 16Последовательная реализация системно - деятельностного подхода повышает эффективность образования, об этом
свидетельствует:
более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися,
возможность их самостоятельного движения в изучаемой области,
существенное повышение мотивации и интереса к учению у обучаемых,
возможность дифференцировать обучение без ущерба для усвоения единой структуры теоретических знаний,
значительно сокращается время обучения,
наблюдается прирост общекультурного и личностного потенциала обучающихся