Слайд 1«Химический эрудикон»
Антонова С. А.
учитель химии
Слайд 2Цель:
развивать познавательный и позитивный интерес к предмету химии, а также определить
уровень и глубину знаний по предмету.
Слайд 3Задачи:
- образовательные:
закрепление знаний и умений учащихся, полученные на уроках химии в
8 классе;
расширение общего кругозора;
- воспитательные:
формирование навыков коллективной работы, потребности взаимопомощи.
- развивающие:
развитие логического мышления, внимания, памяти;
развитие потребности в самостоятельном приобретении новых знаний, активизировав познавательную деятельность;
развитие стойкого позитивного интереса к предмету.
Слайд 4Место и время проведения:
в период проведения предметной недели -
(Химии)
игра проводится во внеурочное время.
рассчитана на 30-40 минут.
Слайд 5Оборудование и материалы:
Маршрутные листы, раздаточный материал (рис. «Перегонной установки», кроссворд,
занимательные вопросы по химии) , компьютер.
Слайд 6Аннотация игры:
Игра проходит в форме игры вертушки. Команды получают маршрутные листы.
Восьмиклассники должны принять участие на четырёх станциях: 1) Великие химики, 2) Химическая лаборатория, 3) Химический сканворд, 4) Эрудицион,
Слайд 7Станция «Великие химики»
1. Этот российский ученый родился 8(19) ноября в д.Денисовка
в семье помора. В 19 лет ушел учиться. С 1731 года учился в Славяно-греко-латинской академии в Москве, с 1735 в Академическом университете в Санкт-Петербурге, в 1736-41 в Германии.
Слайд 8Станция «Великие химики»
2. Он родился 8 февраля в городе Тобольске в
семье директора местной гимназии и был семнадцатым ребенком в семье.
Слайд 9Станция «Великие химики»
3. Он родился 6 сентября 1828 года в городе
Чистополе Казанской губернии и, рано лишившись матери, воспитывался в семье бабушки и дедушки.
Слайд 10
Станция «Химическая лаборатория»
На этой станции ребятам предложен рисунок «Лабораторной перегонной установки»
(Приложение 1), на котором надо указать названия химической посуды, самой установки и цель ёё применения.
Слайд 11Станция «Химическая лаборатория»
1.-градусник,
2.-штатив,
3.-колба Вюрца,
4.- спиртовка,
5.-холодильник,
6.-аллонж,
7.-
плоскодонная колба; Название установки – «Лабораторная перегонная установка»; Значение – разделение веществ из однородных растворов).
Слайд 13Станция «Эрудицион»
1- вопрос:
Бронзовый век – исторический период, характеризующийся развитием металлургии бронзы
– сплава очень хорошо известного металла с оловом – и распространением бронзовых орудий труда и оружия. Древние римляне назвали этот металл в честь острова Кипр. О каком металле идёт речь?
Ответ:
Слайд 14Станция «Эрудицион»
2- вопрос:
Известно, что с изобретением фотоаппаратов широко использовалась магниевая
вспышка для освещения, фотографируемого объекта. Магний, ярко сгорая, излучает ослепительный свет, а при этом получается белый порошок, образующий дым при вспышке. Белый порошок – это оксид магния. (Напишите уравнение реакции, происходящей при вспышке магния, укажите тип реакции)
Ответ:
Слайд 15Станция «Эрудицион»
3- Вопрос: Решите ребус и узнайте название химического элемента
Слайд 16Станция «Эрудицион»
4- Вопрос:
В головоломке затаились названия четырёх простых веществ. Читать
названия можно только по вертикали и горизонтали или сверху вниз и снизу вверх, или слева направо и справа налево. Найдите эти названия.
Слайд 17Станция «Эрудицион»
5 – Вопрос:
Предложите простейший способ выделения в чистом виде
компонентов смеси, состоящей из железных опилок, порошка цинка, сахарного песка.
Ответ:
Слайд 18Станция «Эрудицион»
6 – Вопрос:
Во время похода Александра Македонcкого в Индию
офицеры реже болели желудочно-кишечными заболеваниями, чем солдаты. Почему?
Ответ:
Слайд 19Станция «Эрудицион»
7 – Вопрос: Отгадайте загадку:
Адрес точный, если спросят: 32,16,8.
Ответ:
Слайд 20Станция «Эрудицион»
8 – Вопрос: Самый крупный из найденных алмазов получил имя
«Куллиан». Он был обнаружен в 1905 году около г. Претории в Южной Африке. Масса «Кулиана» составляла 3106 каратов или 621г, и стоил он 9 млн. фунтов стерлингов. Какая существует связь между алмазами и грифелем простого карандаша?
Ответ:
Слайд 21Станция «Эрудицион»
9 – Вопрос: В 1870 – 1875 гг. в
Петербургской академии наук обсуждалась возможность использования для названий химических соединений сочетание слов, подобных русским именам и отчествам. Например, для воды предлагалось название «водород кислородович», для вещества KCl – «калий хлорович», Al4C3 – «глиноземий углеродович». Дайте название веществам по современной номенклатуре.
Ответ:
Слайд 22Станция «Эрудицион»
10 – Вопрос:
Переведите с химического языка на общепринятый следующие выражения:
А) Куй феррум, пока горячо.
Б) Слово - аргентум, а молчание - аурум.
В) Стойкий станнумный солдатик.
Ответ:
Слайд 23Станция «Эрудицион»
10 – Вопрос:
Определите тип происходящих химических реакций.
(NH4)2Cr2O7 t
Cr2O3 + N2 + 4 Н2О
Ответ:
Слайд 24Станция «Эрудицион»
11 – Вопрос:
Без этого вещества человек не может долго обходиться
(суточная норма – 8 г). В старину оно нередко заменяло деньги (в средние века им иногда расплачивались с крестоносцами). В древности просыпать данное вещество означало навлечь на себя гнев богов или просто неприятности.
Ответ:
Слайд 25Станция «Эрудицион»
12 – Вопрос:
Верная любовь ни в огне не горит,
ни в H2O не тонет.
Ответ:
Слайд 26Подведение итогов и награждение победителей.