Презентация, доклад на тему Вклад М.В.Ломоносова в дидактику химии

«Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и

Слайд 1Задание 1. Ознакомьтесь с содержанием  гл. 2 учебника М.С. Пак «Теория и

методика обучения химии» и составьте электронную презентацию на  тему «Вклад Ломоносова М. В. в дидактику химии»

Дидактика химии – это педагогическая наука о методологии, теории и практике химического образования. Это интегративная наука об образовании (решающая триединые задачи обучении, воспитании и развитии) в процессе изучения химии в средней и высшей школе

М.С. Пак «Теория и методика обучения химии»

Задание 1. Ознакомьтесь с содержанием  гл. 2 учебника М.С. Пак «Теория и методика обучения химии» и составьте электронную

Слайд 3«Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстью сей

души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник»
А.С. Пушкин

Мы в этой работе попытаемся рассмотреть вклад М.В. Ломоносова в дидактику химии, опираясь на историческую литературу, через призму его педагогической деятельности.

Слайд 4В 1745 г. Высочайшим указом Елизаветы Петровны Ломоносов был назначен профессором

химии, и стал действительным членом Российской Академии наук.

Михаил Васильевич Ломоносов считал химию
одной из главных областей своего научного творчества.

Ломоносов не раз говорил, что химия – его «главная профессия»

В 1745 г. Высочайшим указом Елизаветы Петровны Ломоносов был назначен профессором химии, и стал действительным членом Российской

Слайд 5”Истинный химик должен быть теоретиком и практиком”
М.В.Ломоносов
”Широко распростирает химия руки свои

в дела человеческие...” М.В.Ломоносов

«В земное недро ты, химия,
Проникни взора остротой,
И что содержит в нём Россия,
Драги сокровища открой»
М.В. Ломоносов

”Истинный химик должен быть теоретиком и практиком”М.В.Ломоносов”Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие...”

Слайд 6 «Химия - наука об изменениях, происходящих в смешанном теле»

В этой формулировке предмета химии Ломоносов впервые представляет её в виде науки, а не искусства
«Химия - наука об изменениях, происходящих в смешанном теле» В этой формулировке предмета химии Ломоносов

Слайд 7Лаборатория Ломоносова стала первым в истории России исследовательским учреждением, прообразом будущих

научно-исследовательских институтов

г

Лаборатория Ломоносова стала первым в истории России исследовательским учреждением, прообразом будущих научно-исследовательских институтовг

Слайд 8Сохранились собственноручные записи М. В. Ломоносова в лабораторном журнале-дневнике

Этот замечательный лабораторный дневник “Химические и оптические записи”, состоящий из 169 записей разнообразного содержания, главным образом с планами различных опытов или приборов, раскрывает огромную экспериментальную работу учёного, охватывающую самые разнообразные научные, инструментальные и технические задачи.

Сохранились собственноручные записи  М. В. Ломоносова в лабораторном журнале-дневнике

Слайд 9 Научные интересы Ломоносова касались самых неожиданных сфер и привели

его даже в область изящных искусств. В начале пятидесятых Ломоносов проявляет особый интерес к мозаике, стеклянным и бисерным заводам. Именно Михаилу Ломоносову мы обязаны рождением русской мозаики и истинного шедевра — знаменитого панно, выполненного на Ломоносовском заводе и посвященного битве под Полтавой.
Научные интересы Ломоносова касались самых неожиданных сфер и привели его даже в область изящных искусств.

Слайд 10▼ Ученый высказал предположения об органическом происхождении янтаря, каменного угля, нефти,

торфа.   ▼ Им описаны процессы получения многих веществ: железного купороса, меди из медного купороса, серы из руд, серной, азотной и соляной кислот.   ▼ В 1750 году Ломоносов впервые наблюдает пассивацию металлов в концентрированной азотной кислоте. Он разрабатывает точные методы взвешивания, развивает применение объемных методов анализа.   ▼Здесь же в 1756 году он проводит ставшие классическими опыты по прокаливанию металлов в запаянных сосудах, опровергнув положения Бойля. Еще одна революционная идея. Никто раньше и предположить не мог, что воздух может вступать в реакции. Он считался инертным, неспособным к взаимодействию. Только в 1775 году Лавуазье установит сложный состав воздуха и откроет кислород. А пока Ломоносов только заявляет и доказывает, что корпускулы воздуха вступают в реакции.   ▼Ломоносов - основоположник новой науки физической химии. Определение ей он дал в 1752 году. В 1754 году выходит в свет его книга ”Курс физической химии”. Этот курс он читает и в академическом университете. Говоря о вкладе ученого в развитие химической науки,
▼ Ученый высказал предположения об органическом происхождении янтаря, каменного угля, нефти, торфа.   ▼ Им описаны процессы

Слайд 11Физические и химические опыты, которые проводил Михаил Ломоносов в своей лаборатории,

отличались высокой точностью.
Ломоносов сказал: «Изучение химии имеет двоякую цель: одна – усовершенствование естественных наук. Другая – умножение жизненных благ».
Физические и химические опыты, которые проводил Михаил Ломоносов в своей лаборатории, отличались высокой точностью.Ломоносов сказал: «Изучение химии

Слайд 12М.В. Ломоносов стал создателем многих химических производств (неорганических пигментов, глазурей,

стекла, фарфора):
разработал технологию и рецептуру цветных стекол прозрачных и смальт, которые употреблял для создания мозаичных картин;
изобрел фарфоровую массу;
учёный занимался анализом руд, солей и других продуктов;
в труде “Первые основания металлургии, или рудных дел”он рассмотрел свойства различных металлов, дал их классификацию и описал способы получения.
М.В. Ломоносов стал создателем многих химических производств  (неорганических пигментов, глазурей, стекла, фарфора): разработал технологию и рецептуру

Слайд 13 Ломоносов высказал предположения об органическом происхождении янтаря, каменного угля, нефти,

торфа.
В 1756 году он проводит ставшие классическими опыты по прокаливанию металлов в запаянных сосудах, опровергнув положения Бойля. Никто раньше и предположить не мог, что воздух может вступать в реакции. Он считался инертным, неспособным к взаимодействию. Только в 1775 году Лавуазье установит сложный состав воздуха и откроет кислород. А пока Ломоносов только заявляет и доказывает, что корпускулы воздуха вступают в реакции.
Ломоносов высказал предположения об органическом происхождении янтаря, каменного угля, нефти, торфа. Им описаны процессы получения многих

Слайд 14Он издал «Первые основания металлургии или рудных дел» только в 1764

году.
В своей книге Ломоносов дал описание руд и минералов по их внешним признакам, рассказал о залегании руд, указал, как по кусочкам руды, найденным в ручье или речке, можно добраться до жилы. Он обращал внимание рудоискателей на значение окраски горных пород. Михаил Васильевич Ломоносов правильно объяснял, что минералы окрашиваются от присутствия окислов железа, меди, свинца и других металлов Очень ценно было указание ученого о «спутниках» руд.

Он издал «Первые основания металлургии или рудных дел» только в 1764 году.В своей книге Ломоносов дал описание

Слайд 15 Приведя программу для химических исследований, изложенную Ломоносовым в «Слове

о пользе химии», профессор Курилов замечает: «Эти золотые слова, сказанные 160 лет тому назад, сохраняют свою силу свежесть и для данного момента: они должны служить руководством при составлении учебных планов факультетского преподавания химии; их следует иметь пред собой каждому, кто готовит себя к работам по химической специальности».
Приведя программу для химических исследований, изложенную Ломоносовым в «Слове о пользе химии», профессор Курилов замечает:

Слайд 16Михаил Ломоносов описал строение Земли, объяснил происхождение многих полезных ископаемых и минералов.

Опубликовал руководство по металлургии. Но главные его открытия касаются химии, физики и астрономии. Они на десятилетия опередили работы западноевропейских ученых. Отдавая должное заслугам Ломоносова, Эйлер отмечал его «счастливое умение расширять пределы истинного познания природы...».
Михаил Ломоносов описал строение Земли, объяснил происхождение многих полезных ископаемых и минералов. Опубликовал руководство по металлургии. Но главные

Слайд 18Намеченная Ломоносовым широкая программа физико-химических опытов, потребовали также создания целой серии

новых приборов:
прибор для исследования твёрдости разных камней и стёкол;
для исследования вязкости жидких материй Ломоносов изобретает особый универсальный прибор – вискозиметр;
-для измерений температуры Ломоносов сконструировал собственный термометр, наиболее рациональный из всех существовавших.
Намеченная Ломоносовым широкая программа физико-химических опытов, потребовали также создания целой серии новых приборов: прибор для исследования твёрдости

Слайд 19Закон о сохранении материи, точнее – веса и движения
В работе “Об

отношении количества материи и веса” (1758) и в “Рассуждении о твердости и жидкости тел” (1760) открытый Ломоносовым “всеобщий естественный закон” получил полное обоснование.
Обе работы были опубликованы на латинском языке, следовательно, были известны и за пределами России.
Но осознать значение сделанного Ломоносовым многие ученые тех лет так и не смогли
Закон о сохранении материи, точнее – веса и движенияВ работе “Об отношении количества материи и веса” (1758)

Слайд 20Закон сохранения массы
«Масса веществ, вступивших в реакцию, равна массе веществ, образовавшихся

в результате реакции»

«Моя химия – физическая»
писал М.В. Ломоносов

Закон сохранения массы«Масса веществ, вступивших в реакцию, равна массе веществ, образовавшихся в результате

Слайд 21М.В. Ломоносов был автором первого в мире

“Курса истинной физической химии” (1752-1754 г)

“Физическая химия есть наука, объясняющая на основании положений и опытов физики то, что происходит в смешанных телах при химических операциях”

Он верно понял, насколько важно использовать физические знания и методы при изучении химии.
М.В. Ломоносов был автором первого в мире

Слайд 22 Ломоносов разработал корпускулярную теорию строения вещества
Атомы он называл элементами, а

молекулы – корпускулами.
«Корпускулы разнородны, – считал Ломоносов, – когда элементы их различны и соединены различным образом или в различном числе: от этого зависит бесконечное разнообразие тел».
1748 г - М. В. Ломоносов выпускает работу "Опыт теории упругости воздуха", где объясняет упругость газов движением их частиц, таким образом вплотную подойдя к теории атомического строения вещества.

Ломоносов разработал корпускулярную теорию строения веществаАтомы он называл элементами, а молекулы – корпускулами. «Корпускулы разнородны, –

Слайд 23 Михаил Васильевич Ломоносов, как педагог и ученый, призывал творчески

относиться к труду. Основным видом труда молодых людей он считал учение, постижение наук, поэтому, прежде всего, советовал не «терять золотое младых лет время без приобретения той пользы, которая зрелым и престарелым летам большую приятность и веселие принести может чрез науки, нежели в юношестве игры и праздность».
Михаил Васильевич Ломоносов, как педагог и ученый, призывал творчески относиться к труду. Основным видом

Слайд 24 Ломоносов поставил проблему методов воспитания и обучения. Он был сторонником

использования словесных и практических методов, высоко ценил самостоятельный поиск, самостоятельное изучение источников учениками и студентами. Ломоносов опубликовал важные методические советы по преподаванию некоторых предметов, в том числе русского языка, иностранных и древних языков, химии.
Ломоносов поставил проблему методов воспитания и обучения. Он был сторонником использования словесных и практических методов,

Слайд 25 М.В. Ломоносов знакомил учащихся и студентов не только с теоретическими

вопросами, но и с их практическим обоснованием и воплощением. Включение молодежи в непосредственный производственный процесс, совместный научный поиск, обучение будущих ученых методике исследования были характерными для Ломоносова-педагога.
М.В. Ломоносов знакомил учащихся и студентов не только с теоретическими вопросами, но и с их

Слайд 27 Перед университетом Ломоносов поставил несколько целей, объединенных идеей служения

на «пользу и славу Отечества»: 1) развитие науки (особенно в области философии, истории, русской грамматики, права, медицины); 2)популяризация научных знаний (через печать, библиотеку, лекции, диспуты); 3) решение педагогических задач (подготовка образованного молодого поколения через университет и гимназии).
Перед университетом Ломоносов поставил несколько целей, объединенных  идеей служения на «пользу и славу Отечества»:

Слайд 28 М.В. Ломоносов полагал, что умственное развитие может быть результативным тогда,

когда в процессе обучения педагог будет использовать определенные дидактические правила или принципы. Он добивался соблюдения принципа доступности обучения. Ломоносов, учитывая особенности детского познания, советовал идти в обучении от простого к сложному: «Заблуждались бы математики, если бы, отбросив самые простые понятия, стали исследовать трудные».
М.В. Ломоносов полагал, что умственное развитие может быть результативным тогда, когда в процессе обучения педагог

Слайд 30Большая золотая медаль имени М.В. Ломоносова
  это -высшая награда Российской

академии наук, учреждённая в 1956г. Ежегодно присуждаются две Большие золотые медали имени М. В. Ломоносова — одна российскому другая иностранному учёным за выдающиеся достижения в области естественных и гуманитарных наук.
Дата присуждения медали – 19 ноября в день рождения М.В. Ломоносова
Большая золотая медаль имени М.В. Ломоносова   это -высшая награда Российской академии наук, учреждённая в 1956г.

Слайд 31В честь М.В.Ломоносова были названы
Московский Государственный университет им. Ломоносова;
Поморский Государственный университет

им. Ломоносова;
Город Ломоносов в составе Петродворцовского района Санкт-Петербурга;
Станция метро Ломоносовская в Санкт-Петербурге;
Фарфоровый завод им. Ломоносова в Санкт-Петербурге;
Архангельский театр драмы им. Ломоносова;
Ломоносовский проспект в Москве;
Улицы Ломоносова в Бийске, Воронеже, Екатеринбурге, Ижевске, Киеве, Краснодаре, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Смоленске, Северодвинске, С-Петербурге, Саратове, Риге, Раменском, Харькове, Череповце;
Площадь им. Ломоносова в Санкт-Петербурге в Северодвинске;
Гимназия № 1530 «Школа Ломоносова» в Москве;
Хребет Ломоносова,
Минералы ломоносовит и беталомоносовит;
И ещё многое другое…