Слайд 1Задание 1. Ознакомьтесь с содержанием гл. 2 учебника М.С. Пак «Теория и
методика обучения химии» и составьте электронную презентацию на тему «Вклад Ломоносова М. В. в дидактику химии»
Дидактика химии – это педагогическая наука о методологии, теории и практике химического образования. Это интегративная наука об образовании (решающая триединые задачи обучении, воспитании и развитии) в процессе изучения химии в средней и высшей школе
М.С. Пак «Теория и методика обучения химии»
Слайд 3«Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстью сей
души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник»
А.С. Пушкин
Мы в этой работе попытаемся рассмотреть вклад М.В. Ломоносова в дидактику химии, опираясь на историческую литературу, через призму его педагогической деятельности.
Слайд 4В 1745 г. Высочайшим указом Елизаветы Петровны Ломоносов был назначен профессором
химии, и стал действительным членом Российской Академии наук.
Михаил Васильевич Ломоносов считал химию
одной из главных областей своего научного творчества.
Ломоносов не раз говорил, что химия – его «главная профессия»
Слайд 5”Истинный химик должен быть теоретиком и практиком”
М.В.Ломоносов
”Широко распростирает химия руки свои
в дела человеческие...” М.В.Ломоносов
«В земное недро ты, химия,
Проникни взора остротой,
И что содержит в нём Россия,
Драги сокровища открой»
М.В. Ломоносов
Слайд 6 «Химия - наука об изменениях, происходящих в смешанном теле»
В этой формулировке предмета химии Ломоносов впервые представляет её в виде науки, а не искусства
Слайд 7Лаборатория Ломоносова стала первым в истории России исследовательским учреждением, прообразом будущих
научно-исследовательских институтов
г
Слайд 8Сохранились собственноручные записи
М. В. Ломоносова в лабораторном журнале-дневнике
Этот замечательный лабораторный дневник “Химические и оптические записи”, состоящий из 169 записей разнообразного содержания, главным образом с планами различных опытов или приборов, раскрывает огромную экспериментальную работу учёного, охватывающую самые разнообразные научные, инструментальные и технические задачи.
Слайд 9 Научные интересы Ломоносова касались самых неожиданных сфер и привели
его даже в область изящных искусств. В начале пятидесятых Ломоносов проявляет особый интерес к мозаике, стеклянным и бисерным заводам. Именно Михаилу Ломоносову мы обязаны рождением русской мозаики и истинного шедевра — знаменитого панно, выполненного на Ломоносовском заводе и посвященного битве под Полтавой.
Слайд 10▼ Ученый высказал предположения об органическом происхождении янтаря, каменного угля, нефти,
торфа.
▼ Им описаны процессы получения многих веществ:
железного купороса, меди из медного купороса, серы из руд, серной, азотной и соляной кислот.
▼ В 1750 году Ломоносов впервые наблюдает пассивацию металлов в концентрированной азотной кислоте. Он разрабатывает точные методы взвешивания, развивает применение объемных методов анализа.
▼Здесь же в 1756 году он проводит ставшие классическими опыты по прокаливанию металлов в запаянных сосудах, опровергнув положения Бойля.
Еще одна революционная идея. Никто раньше и предположить не мог, что воздух может вступать в реакции. Он считался инертным, неспособным к взаимодействию. Только в 1775 году Лавуазье установит сложный состав воздуха и откроет кислород. А пока Ломоносов только заявляет и доказывает, что корпускулы воздуха вступают в реакции.
▼Ломоносов - основоположник новой науки физической химии.
Определение ей он дал в 1752 году.
В 1754 году выходит в свет его книга ”Курс физической химии”. Этот курс он читает и в академическом университете.
Говоря о вкладе ученого в развитие химической науки,
Слайд 11Физические и химические опыты, которые проводил Михаил Ломоносов в своей лаборатории,
отличались высокой точностью.
Ломоносов сказал: «Изучение химии имеет двоякую цель: одна – усовершенствование естественных наук. Другая – умножение жизненных благ».
Слайд 12М.В. Ломоносов стал создателем многих химических производств (неорганических пигментов, глазурей,
стекла, фарфора):
разработал технологию и рецептуру цветных стекол прозрачных и смальт, которые употреблял для создания мозаичных картин;
изобрел фарфоровую массу;
учёный занимался анализом руд, солей и других продуктов;
в труде “Первые основания металлургии, или рудных дел”он рассмотрел свойства различных металлов, дал их классификацию и описал способы получения.
Слайд 13 Ломоносов высказал предположения об органическом происхождении янтаря, каменного угля, нефти,
торфа.
Им описаны процессы получения многих веществ:
железного купороса, меди из медного купороса, серы из руд, серной, азотной и соляной кислот.
В 1750 году Ломоносов впервые наблюдает пассивацию металлов в концентрированной азотной кислоте.
Он разрабатывает точные методы взвешивания, развивает применение объемных методов анализа.
В 1756 году он проводит ставшие классическими опыты по прокаливанию металлов в запаянных сосудах, опровергнув положения Бойля.
Никто раньше и предположить не мог, что воздух может вступать в реакции. Он считался инертным, неспособным к взаимодействию. Только в 1775 году Лавуазье установит сложный состав воздуха и откроет кислород. А пока Ломоносов только заявляет и доказывает, что корпускулы воздуха вступают в реакции.
Слайд 14Он издал «Первые основания металлургии или рудных дел» только в 1764
году.
В своей книге Ломоносов дал описание руд и минералов по их внешним признакам, рассказал о залегании руд, указал, как по кусочкам руды, найденным в ручье или речке, можно добраться до жилы. Он обращал внимание рудоискателей на значение окраски горных пород. Михаил Васильевич Ломоносов правильно объяснял, что минералы окрашиваются от присутствия окислов железа, меди, свинца и других металлов Очень ценно было указание ученого о «спутниках» руд.
Слайд 15 Приведя программу для химических исследований, изложенную Ломоносовым в «Слове
о пользе химии», профессор Курилов замечает: «Эти золотые слова, сказанные 160 лет тому назад, сохраняют свою силу свежесть и для данного момента: они должны служить руководством при составлении учебных планов факультетского преподавания химии; их следует иметь пред собой каждому, кто готовит себя к работам по химической специальности».
Слайд 16Михаил Ломоносов описал строение Земли, объяснил происхождение многих полезных ископаемых и минералов.
Опубликовал руководство по металлургии. Но главные его открытия касаются химии, физики и астрономии. Они на десятилетия опередили работы западноевропейских ученых. Отдавая должное заслугам Ломоносова, Эйлер отмечал его «счастливое умение расширять пределы истинного познания природы...».
Слайд 18Намеченная Ломоносовым широкая программа физико-химических опытов, потребовали также создания целой серии
новых приборов:
прибор для исследования твёрдости разных камней и стёкол;
для исследования вязкости жидких материй Ломоносов изобретает особый универсальный прибор – вискозиметр;
-для измерений температуры Ломоносов сконструировал собственный термометр, наиболее рациональный из всех существовавших.
Слайд 19Закон о сохранении материи, точнее – веса и движения
В работе “Об
отношении количества материи и веса” (1758) и в “Рассуждении о твердости и жидкости тел” (1760) открытый Ломоносовым “всеобщий естественный закон” получил полное обоснование.
Обе работы были опубликованы на латинском языке, следовательно, были известны и за пределами России.
Но осознать значение сделанного Ломоносовым многие ученые тех лет так и не смогли
Слайд 20Закон сохранения массы
«Масса веществ, вступивших в реакцию, равна массе веществ, образовавшихся
в результате реакции»
«Моя химия – физическая»
писал М.В. Ломоносов
Слайд 21М.В. Ломоносов был автором первого в мире
“Курса истинной физической химии” (1752-1754 г)
“Физическая химия есть наука, объясняющая на основании положений и опытов физики то, что происходит в смешанных телах при химических операциях”
Он верно понял, насколько важно использовать физические знания и методы при изучении химии.
Слайд 22 Ломоносов разработал корпускулярную теорию строения вещества
Атомы он называл элементами, а
молекулы – корпускулами.
«Корпускулы разнородны, – считал Ломоносов, – когда элементы их различны и соединены различным образом или в различном числе: от этого зависит бесконечное разнообразие тел».
1748 г - М. В. Ломоносов выпускает работу "Опыт теории упругости воздуха", где объясняет упругость газов движением их частиц, таким образом вплотную подойдя к теории атомического строения вещества.
Слайд 23 Михаил Васильевич Ломоносов, как
педагог и ученый, призывал творчески
относиться к труду. Основным видом
труда молодых людей он считал учение, постижение наук, поэтому, прежде
всего, советовал не «терять золотое младых лет время без приобретения той
пользы, которая зрелым и престарелым летам большую приятность и веселие
принести может чрез науки, нежели в юношестве игры и праздность».
Слайд 24 Ломоносов поставил проблему методов воспитания и обучения. Он был
сторонником
использования словесных и практических методов, высоко ценил
самостоятельный поиск, самостоятельное изучение источников учениками и
студентами. Ломоносов опубликовал важные методические советы по
преподаванию некоторых предметов, в том числе русского языка, иностранных и
древних языков, химии.
Слайд 25 М.В. Ломоносов знакомил учащихся
и студентов не только с теоретическими
вопросами, но и с их практическим
обоснованием и воплощением. Включение молодежи в непосредственный
производственный процесс, совместный научный поиск, обучение будущих ученых
методике исследования были характерными для Ломоносова-педагога.
Слайд 27 Перед университетом Ломоносов поставил несколько целей, объединенных
идеей служения
на «пользу и славу Отечества»:
1) развитие науки (особенно в области философии, истории, русской грамматики, права, медицины);
2)популяризация научных знаний (через печать, библиотеку, лекции,
диспуты);
3) решение педагогических задач (подготовка образованного молодого
поколения через университет и гимназии).
Слайд 28 М.В. Ломоносов полагал, что умственное развитие может быть
результативным тогда,
когда в процессе обучения педагог будет использовать
определенные дидактические правила или принципы. Он добивался соблюдения
принципа доступности обучения. Ломоносов, учитывая особенности детского
познания, советовал идти в обучении от простого к сложному: «Заблуждались
бы математики, если бы, отбросив самые простые понятия, стали исследовать
трудные».
Слайд 30Большая золотая медаль имени М.В. Ломоносова
это -высшая награда Российской
академии наук, учреждённая в 1956г. Ежегодно присуждаются две Большие золотые медали имени М. В. Ломоносова — одна российскому другая иностранному учёным за выдающиеся достижения в области естественных и гуманитарных наук.
Дата присуждения медали – 19 ноября в день рождения М.В. Ломоносова
Слайд 31В честь М.В.Ломоносова были названы
Московский Государственный университет им. Ломоносова;
Поморский Государственный университет
им. Ломоносова;
Город Ломоносов в составе Петродворцовского района Санкт-Петербурга;
Станция метро Ломоносовская в Санкт-Петербурге;
Фарфоровый завод им. Ломоносова в Санкт-Петербурге;
Архангельский театр драмы им. Ломоносова;
Ломоносовский проспект в Москве;
Улицы Ломоносова в Бийске, Воронеже, Екатеринбурге, Ижевске, Киеве, Краснодаре, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Смоленске, Северодвинске, С-Петербурге, Саратове, Риге, Раменском, Харькове, Череповце;
Площадь им. Ломоносова в Санкт-Петербурге в Северодвинске;
Гимназия № 1530 «Школа Ломоносова» в Москве;
Хребет Ломоносова,
Минералы ломоносовит и беталомоносовит;
И ещё многое другое…