Презентация, доклад на тему Технология развития критического мышления

Содержание

«Жизнь в постоянно изменяющихся условиях постиндустриального (информационного) общества требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы, критического и оперативного реагирования на ситуации, связанные с переработкой информации …»Необходимость формирования иного типа мышления!Концепция федерального государственного образовательного стандарта

Слайд 1Технология развития критического мышления
ТРКМ

Технология развития критического мышленияТРКМ

Слайд 2«Жизнь в постоянно изменяющихся условиях постиндустриального (информационного) общества требует умения решать

постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы, критического и оперативного реагирования на ситуации, связанные с переработкой информации …»
Необходимость формирования иного типа мышления!

Концепция федерального государственного образовательного стандарта

«Жизнь в постоянно изменяющихся условиях постиндустриального (информационного) общества требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы, критического

Слайд 3РКМ – процесс соотнесения внешней информации с имеющимися знаниями, принятие решения

о ее присвоении, корректировке.
Отказ от собственных убеждений и взглядов, если они противоречат новому знанию.
Способность не только к внутреннему размышлению (анализу, синтезу, систематизации), но и к активному действию и взаимодействию (принятию и непринятию иной позиции, аргументации), а также проявлению чувств и эмоций.

Критическое мышление - способы активных действий, в т.ч. и социально значимые

РКМ – процесс соотнесения внешней информации с имеющимися знаниями, принятие решения о ее присвоении, корректировке. Отказ от

Слайд 4выделять причинно-следственные связи
рассматривать новые идеи и знания в контексте уже

имеющихся;
отвергать ненужную или неверную информацию;
понимать, как различные части информации связаны между собой;
выделять ошибки в рассуждениях;
делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек;
избегать категоричности в утверждениях;
быть честным в своих рассуждениях;
определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам;
- выявлять предвзятые отношение, мнение и суждение;
уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения;
- подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи;
отделять главное от существенного в тексте или в речи и уметь акцентировать на первом;
- культуре чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.

Развитие аналитического, критического мышления. Задача научить школьников: -

выделять причинно-следственные связи рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;отвергать ненужную или неверную информацию;понимать, как

Слайд 5 Особенности концептуала
Не объем знаний

или количество информации , а умение ею управлять;
Не присвоение «готового» знания, а конструирование своего;
Коммуникативно - деятельностный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, интерактивный режим занятий.

ТРКМ (Reading and Writing for Critical Thinking) XX век, США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит)

Особенности концептуала Не объем знаний или количество информации , а умение

Слайд 6Одна из надпредметных технологий работы с большими объемами информации, включающая базовую

модель обучения (вызов – осмысление содержания – рефлексия) в совокупности с набором приемов и методов.
Письмо и чтение – инструмент работы с информацией.

ТРКМ (С.И Заир-Беков,И.О. Загашев, И.В. Муштавинская)

Одна из надпредметных технологий работы с большими объемами информации, включающая базовую модель обучения (вызов – осмысление содержания

Слайд 7От поставленных целей – к результатам обучения через освоение новой информации.
«Вызов»

- вызвать на поверхность имеющиеся знания и сформулировать вопросы и предположения;
«Осмысление содержания» – найти ответы на свои вопросы при работе с новой информацией, в т.ч. и альтернативной;
«Рефлексия» - сопоставить новое знание со старым, систематизировать и оценить новую информацию

вызов – осмысление содержания – рефлексия

От поставленных целей – к результатам обучения через освоение новой информации.«Вызов» - вызвать на поверхность имеющиеся знания

Слайд 8Технологический алгоритм урока

Технологический алгоритм урока

Слайд 9Информация выслушивается, записывается, обсуждается индивидуально, в парах и группах
Составление списка известной

информации
Рассказ-предположение по ключевым словам
Систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы
Верные и неверные утверждения
Перепутанные логические цепочки

Вызов Правило: «Любое высказывание ценно»

Информация выслушивается, записывается, обсуждается индивидуально, в парах и группахСоставление списка известной информацииРассказ-предположение по ключевым словамСистематизация материала (графическая):

Слайд 10Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме)
Информационная

(вызов на поверхность имеющихся знаний по теме)
Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями)

Функция Вызова

Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме)Информационная (вызов на поверхность имеющихся знаний по

Слайд 11Непосредственный контакт с новой информацией (текст, лекция, фильм…) индивидуально, в парах

и группах.
Маркировка с использованием условных значков по мере чтения
Ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов
Поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы

Осмысление содержания Правило: «Не жалеть времени на понимание»

Непосредственный контакт с новой информацией (текст, лекция, фильм…) индивидуально, в парах и группах.Маркировка с использованием условных значков

Слайд 12Информационная (получение новой информации по теме)
Систематизационная (классификация полученной информации по категориям

знания)
Мотивационная (сохранение интереса к изучаемой теме)

Функция Осмысления содержания

Информационная (получение новой информации по теме)Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания)Мотивационная (сохранение интереса к изучаемой теме)Функция

Слайд 13Заполнение кластеров, таблиц
Установление причинно-следственных отношений между блоками информацией
Возврат к ключевым словам,

верным и неверным утверждениям
Ответы на поставленные вопросы
Организация дискуссий
Написание творческих работ (эссе,…)

Рефлексия Правило: «Выражай новое своими словами» Творческая переработка, анализ, интерпретация полученной информации

Заполнение кластеров, таблицУстановление причинно-следственных отношений между блоками информациейВозврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениямОтветы на поставленные

Слайд 14Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации)
Информационная (приобретение нового знания)
Мотивационная (побуждение к

дальнейшему расширению информационного поля)
Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса)

Функции Рефлексии

Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации)Информационная (приобретение нового знания)Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля)Оценочная (соотнесение новой

Слайд 15повышение эффективности восприятия информации
повышение интереса как к изучаемому материалу, так и

к самому процессу обучения
умение ответственно относиться к  собственному образованию
умение работать в сотрудничестве с другими
повышение качества образования
желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни. 

Что даёт ТРКМ ученику

повышение эффективности восприятия информацииповышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обученияумение ответственно относиться

Слайд 16умение создать в классе атмосферу открытости и сотрудничества
возможность использовать модель обучения

и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения
стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность
стать источником ценной профессиональной информации для других учителей. 

Что даёт ТРКМ учителю

умение создать в классе атмосферу открытости и сотрудничествавозможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют

Слайд 17Познавательные УУД
Общеучебные универсальные учебные действия:
 поиск и выделение необходимой информации 
 проявление

познавательной инициативы
 знаково-символические действия, где выделены существенные характеристики объекта 
структурирование знаний 
 постижение речевого высказывания в устной и письменной форме
смысловое чтение
контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Приёмы ТРКМ помогают формировать и развивать универсальные учебные навыки (УУД)

Познавательные УУДОбщеучебные универсальные учебные действия:  поиск и выделение необходимой информации   проявление познавательной инициативы  знаково-символические действия, где выделены

Слайд 18контроль и коррекция – внесение необходимых дополнений и коррективов в план

и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами 
оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы; 
саморегуляция как  способность к мобилизации сил и энергии к волевому усилию и преодолению препятствий. 

Регулятивные УУД

контроль и коррекция – внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения

Слайд 19планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками 
 инициативное сотрудничество в поиске и

сборе информации
управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий 
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в  владение монологической и диалогической формами речи 
применение знаний в конкретной учебной ситуации

Коммуникативные УУД

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками  инициативное сотрудничество в поиске и сборе информацииуправление поведением партнера – контроль,

Слайд 20личностное, профессиональное, жизненное самоопределение
установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и

ее мотивом   
нравственно-этическая ориентация
оценивание содержания изученного материала, исходя из социальных и личностных ценностей 
умение формулировать собственную позицию

Личностные УУД

личностное, профессиональное, жизненное самоопределениеустановление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом   нравственно-этическая ориентацияоценивание содержания изученного

Слайд 21 Три пути ведут к знанию: путь размышления – это

путь самый благородный, путь подражания – это путь самый легкий, и путь опыта – это путь самый горький.

 

Конфуций

Три пути ведут к знанию: путь размышления – это путь самый благородный, путь подражания –

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть