Слайд 1Техника безопасности в школьной химической лаборатории
Слайд 2 Техника безопасности строится на учёте многолетнего опыта, она, в сущности представляет
собой каталог неприятностей, случившихся в разное время в разных лабораториях.
Слайд 4Почему нужен х/б халат?
Сотрудница одного из институтов после работы устроила
в лаборатории химическую чистку детской одежды петролейным эфиром. От синтетики проскочила искра, вызвавшая взрыв паров, а затем пожар. Окна в лаборатории были выбиты, от ожогов сотрудница скончалась.
Слайд 5Вес имеет значение
При попытке оттянуть на стеклодувной горелке горлышко колбы,
содержащей 120 г оксалата серебра Ag2C2O4 произошёл взрыв, который привёл к разрыву барабанной перепонки у химика, производившего работу.
Слайд 6 27 мая 1920 года в университете города Мюнстера произошёл страшный взрыв
во время демонстрации опытов при высокой температуре. Пользовались горелкой, работающей на смеси тетранитрометана с толуолом. Десять студентов было убито, свыше 20 – ранено. Причина: при переписывании рецепта количества тетранитрометана и толуола были по ошибке проставлены в граммах, а не в миллилитрах. При значительной разнице в плотности обоих веществ вместо смеси, спокойно горящей очень жарким пламенем, получилась мощная бризантная взрывчатка.
Слайд 7Гляди в оба!
Сосуд, заполненный кислородом, был оставлен без присмотра, отводная
резиновая трубка нагрелась посторонней горелкой и за счёт крекинга дала горючие газы, попавшие в кислород. При внесении тлеющей лучины произошёл взрыв. Экзаменатор погиб.
Слайд 8Еда без вреда
В лаборатории нельзя брать реактивы руками и употреблять продукты
питания (даже если очень хочется).
Хлебный мякиш, благодаря своей способности вбирать загрязнения с рук, послужил причиной отравления у химика, вздумавшего съесть бутерброд не отрываясь от работы. Классический случай. В 1825 году французский исследователь Л. Тенар читал лекцию о соединениях ртути. На кафедре перед ним стояли два похожих сосуда: один с сахарной водой для питья, другой – с концентрированным раствором сулемы для опытов. По рассеянности он сделал большой глоток из второго. Незамедлительно несколько раз были приняты внутрь сырые яйца, разболтанные с водой. Это прекрасное противоядие при отравлении солями ртути. Началась рвота, но других последствий отравления удалось избежать.
Слайд 9Только без паники
Реакционную смесь содержащую пирофорное железо, разбавляли ацетоном из большой
бутыли. Внезапно смесь вспыхнула, и огонь перекинулся на ёмкость с ацетоном, которая тут же лопнула. Аспирантка, проводившая работу, оказалась облита горящим ацетоном. Она выбежала из лаборатории, пытаясь погасить пламя, которое от этого только усилилось. В коридоре она была сбита с ног опытной лаборанткой. Пострадавшая тут же была накрыта пожарным одеялом и поэтому отделалась сравнительно нетяжелыми ожогами.
Слайд 10 Студент перегонял большое количество бензола. По неизвестной причине в перегонной колбе
образовалось отверстие, бензол пролился на его одежду и загорелся. В лаборатории, где работали ещё пять студентов, поднялась паника. Загоревшийся бросился к присутствующим, которые, перепугавшись, отталкивали его от себя. Наконец самый решительный сорвал с пострадавшего горящую одежду. Подошли другие с пожарным пледом и водой. Студент был отправлен в больницу, где много дней находился в критическом состоянии. С тех пор его лицо, шея и руки покрыты рубцами.
Слайд 11Предания старины
Один и в каше утонет. Никогда не работайте в химической
лаборатории в одиночестве. Рядом обязательно должен быть человек, который при необходимости сможет оказать вам помощь.
Семь раз примерь, один отрежь. Не приступайте к выполнению опыта, не уяснив, что и как нужно делать и к каким последствиям это может привести.
Не всякое зелье горстью: иное щепотью. Берите для опытов реактивы не больше того количества, которое указано в рекомендациях к опыту. Не следует излишки взятых веществ высыпать (выливать) обратно в банки с реактивами.
Жидкие вещества приливаются для опытов понемногу, 1-2 мл. Склянка с жидкостью берётся таким образом, чтобы рука была сверху этикетки. Перемешивается жидкость с помощью стеклянной палочки.
Слайд 12Чистую посуду легко и полоскать. Для опытов используйте только чистую посуду.
Обращайте внимание, не имеет ли посуда трещин. Такую посуду использовать не следует.
После окончания опыта уберите рабочее место и вымойте посуду. Реактивы после опыта нельзя сливать в канализацию или выбрасывать в урну для мусора.
Не играй, кошка, углём; лапу обожжёшь. Не берите нагреваемую посуду руками. Для этой цели используйте тигельные щипцы или пробиркодержатель.
Не топора бойся, а огня. Осторожно обращайтесь с огнём. Если произошло возгорание, то следует позвать учителя. Вспыхнувшие реактивы засыпаются песком или накрываются влажным полотенцем. Вспыхнувшая одежда тушится с помощью одеяла, которое имеется в любой химической лаборатории.
Слайд 14Правила выживания в химической лаборатории
Если вы откупорили что-либо – закупорьте!
Если
в руках у вас жидкое – не разлейте, порошок – не рассыпьте, газообразное – не выпустите наружу!
Если включили – выключите!
Если открыли – закройте!
Если разобрали – соберите!
Если не можете собрать – позовите на помощь!
Если не разбирали – то и не вздумайте собирать!
Если не знаете как это действует, ради Бога, не трогайте!
Если не можете понять что-либо - почешите в затылке!
Если вы всё же не поймёте – то и не пытайтесь!
Если что-либо взорвалось, проверьте: остались ли вы живы!
Если вы не усвоили этих правил, не входите в лабораторию!
Слайд 15Используемая литература
Научно-популярный журнал «Химия и жизнь» №2, 1990
Научно-популярный журнал «Химия и
жизнь» №3, 1990
Научно-популярный журнал «Химия и жизнь» №4, 1990
Научно-популярный журнал «Химия и жизнь» №5, 1990
Г. Л. Маршанова «Техника безопасности в школьной химической лаборатории
Е. Е. Минченков научно-методический журнал «Химия» №8, 2003