Слайд 1 МКОУ “Староникольская СОШ”
Исследовательская работа
Тайна мела
Выполнили: Дзензерская Анастасия, Князева Оксана
Руководитель: Грибанова Елена Тиховна
Содержание
Введение.
1.Что такое мел.
2.История возникновения мела.
3.Состав природного и школьного мела.
4.Использование мела человеком.
5.Влияние школьного мела на здоровье человека.
6.Изучение состава и свойства мела на здоровье человека.
7.Анкитирование учащихся с целью изучения их знаний о школьном меле
8.Результат исследования.
Слайд 3Цель : изучить строение школьного мела и доказать, что у него
есть полезные и необычные свойства, которые человек использует в быту.
Задачи:
1.Найти ответ о том, как возник мел в с.Староникольском .
2.Изучить свойства мела.
3.Выяснить как мел влияет на здоровье человека.
4.Изучить строение и свойства мела.
Объект исследовании:
Использование мела
Предмет исследовании : свойства мела, которыми можно воспользоваться в быту.
Гипотеза:
1.Мел очень полезен для здоровья человека.
2.Мел может быть опасен для человека.
Методы исследования
1.Изучение и анализ изучения познавания литературы.
2.Изучение морфоструктуры и морфоскульптуры в Воронежской области
3.Проведение экспертизы
4.Наблюдение
5.Анкетрование
6.Анализ полученных результатов
История возникновения мела.
Мы прочитали лекции по геологи профессора ВГПИ Кузнецова Николая Петровича, который изучал морфоструктуру и морфоскульптуру, возраст горных пород Воронежской области. По его научным выкладкам в протерозойскую эру большая часть планеты и, в частности, наше село, было дном моря Тетис, теплым . В море мелкие одноклеточные организмы жили в большом количестве. Свое тело они строили из кальция и кремния. Умирая они падали на дно и образовывали накопления мела.
.
Слайд 6Состав природного и школьного мела
Мел – это известняк , состоящий из
кальция и водорослей т.е. мел – это осадочная порода – полузатвердевший ил, в котором встречаются раковины, моллюски , улитки.
В природе , это химическое вещество встречается в разных формах – из него состоят раковины моллюсков , кораллов, жемчуг и яичная скорлупа, школьный мел и мрамор, известняк и прозрачные кристаллы исландского шпата
Слайд 7Для приготовления школьного мела его специально готовят.
1.Сначало мел разбивают на куски.
2.Сортируют,
убирают примеси.
3.Растирают на жерновах, с водой смешимают.
4.Потом вся масса отстаивается.
5.Много раз раствор переливают.
6.Долю отстаивают в чанах.
7.Всю массу затем сушат и режут на куски.
8.В заключении добавляют резины красители
Вот вам и цветные мелки
Слайд 8Используется мел двух типов: пиленый и прессованный , о прессованном меле
и о его получении я рассказала. Пиленый мел - острый,видны в нём отдельные углы, Из него состоят глыбы мела .Его можно есть , он не вреден, в крайнем случае бесполезен
Эксперимент №1
1.Рассмотрим мел под микроскопом.
2.Возьмем кусочек мела, поместим в ступку, и измельчим.
3.Перемешаем мел с водой.
4.Полученную кашицу положить на стекло.
5.Посмотрим его под микроскопом.
Эксперимент №2
1.В стакан налили уксус.
2.Положили туда мел.
3.Уксус сильно забурлил, затем от мела стали отщепляться кусочки . Мел состоит из известняка, который взимается с кислотой и при этом выделяется углекислый газ, что мы и увидим при проведение опыта.
Вывод: Мел состоит из известняка(калия), кальций разрушается кислотой. Ещё мы узнали, что жемчуг ,мрамор, яичная скорлупа и зубы тоже состоят из кальция , значит их необходимо уберегать от воздействия мела. Например: соки нужно пить через трубочку . Мраморные скульптуры в парке нужно укрывать от дождя. Накипь в чайнике можно удалить с помощью лимонной кислоты.
Эксперимент № 3
Мы возьмём мелки капнем на них йод по капле. Оказывается крахмал может изменить цвет йода. Окраска пятнышка йода стали сине-фиолетовой . Значит на остальной части мелков окраска не изменится .Значит в мелки добавленный крахмал вот поэтому пятнышко йода стали сине-фиолетовым.
Вывод: В мелках круглой формы есть крахмал.
Слайд 12а
Анкетирование учителей нашей школы
Учителям нашей школы задали вопрос «Влияет
ли мел на здоровье человека»
Большинство учителей ответили что мел негативно влияет на кожу рук.
1.Сохнет кожа рук 7 чел.
2.Вызывает аллергию – 1 чел.
3.Проблемы с дыханием – 1 чел.
4.Приступы кашля – 1 чел.
5.Учителя ответили , что из-за трещин на коже рук постоянно пользуются кремом.
Нас это заинтересовало и мы проделали следующий эксперимент .
Эксперимент №4
Взаимодействие с водой и маслом.
Из курса анатомии мы знаем , что у человека под кожей находиться потовые железы. Если после использования мела кожа становиться сухой значит мел , впитывает в себя влагу и жир.
Мы провели опыт.
Взяли две тарелки , в первую налили воду, во вторую – растительное масло. В каждую положили по кусочку мела. Воду мел впитал быстро, масло помедленнее.
Но тарелка тоже оказалась почти сухой.
Вывод: мел сушить кожу рук, потому что он хорошо впитывает воду и растительное масло.
Анкетирование обучающихся 8-9 класса
Вопросы: Ответы:
Из чего состоит мел? Из известняка – 10 чел
Из кальция – 8 чел
Не знаю – 6 чел
Влияет ли мел на здоровье? Да – 12 чел
Нет – 14 чел.
Затрудняюсь в ответе – 16 чел
Что общего у мела и жемчуга? Ничего – 3 чел
Не знаю – 7 чел
Оба состоят из кальция - 100%
учителей
Выводы:
Мы убедились, что учителя о свойствах мела знают много, а вот учащиеся мало. Поэтому мы считаем, что им будет полезно узнать о свойствах мела.
Где применяется мел?
Область применения мела очень широка: в повседневной жизни, например, для побелки помещений. В медицине для производства лекарств.. В сельском хозяйстве для известкования почв и их осушения. Мел-тысячу лет незаменим на уроках. Мел – основа для красок . Но несмотря на пользу мел может быть опасен для здоровья человека и обращаться надо с ним осторожно.
Заключение.
1.Наша работа закончилась. В ходе ее мы выяснили , что когда-то территория Хохольского района была морским дном. Море было теплым и в нем жили радиолярии и фораминиферы. Умирая они образовывали мел. Мел – осадочная порода.
Мы изучили свойства мела. Узнали. Что он легко впитывает воду легко растворяется. Поэтому формы рельефа в с. Староникольском , т. Е. морфоскульптура представлена пустотами, карстовыми воронками, осыпями в меловых отложениях и так во многих местах Воронежской области .
2. Выяснили как мел влияет на здоровье человека.
3. Собрали сведения о применении мела в быту.
4. Собрали сведения о знаниях учащихся о таком важном меле.
5. Многим рассказали о тайнах мела, раскрыв ее.