Слайд 1Создание и реализация
здоровьесберегающих условий в процессе
обучения химии
работа Уткина А.И.
Слайд 2«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От здоровья и
жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»
В.А. Сухомлинский
Слайд 3
В наше время особенно высокими темпами увеличивается распространенность
школьно-обусловленных нарушений здоровья:
нервно-психических
и вегетативных расстройств, нарушений опорно-двигательного аппарата, зрения,
функциональных отклонений
и хронических заболеваний желудочно-кишечного тракта.
Слайд 4Данная проблема актуальна в процессе модернизации образования: воспитание здорового человека, формирование
знаний о здоровом образе жизни, реализация социального заказа, формирование образовательных компетенций, введение новых стандартов образования
Слайд 5
Проблема исследования была сформулирована следующим образом: какова специфика ЗСУ в процессе
обучения школьному курсу химии как одного из факторов развития и самореализации учащихся.
Цель исследования: научно обосновать и практически осуществить ЗСУ в процессе обучения химии.
Слайд 6
Задачи исследования:
Изучить литературу по теме исследования и сформулировать теоретические основания
ЗСУ в процессе обучения химии;
выявить особенности здоровьесберегающих условий в процессе обучения химии учащихся;
создать условия для принятия детьми здорового образа жизни; искать и разрабатывать такие формы обучения и воспитания, которые были бы приняты современными детьми и отвечали их потребностям;
разработать методические материалы по обновлению содержания химического образования на основе здоровьесберегающих технологий;
провести мониторинг эффективности здоровьесберегающей организации учебного процесса обучения химии.
Слайд 7
Предмет исследования: процесс обучения химии, обеспечивающий создание ЗСУ.
Объект исследования: образовательный процесс
в МОУ «Пролетарская средняя общеобразовательная школа».
Гипотеза: в процессе обучения химии условия являются здоровьесберегающими для учащихся, если:
проанализированы социально-педагогические предпосылки необходимости создания ЗСУ в процессе обучения школьников;
разработаны теоретические основания ЗСУ в процессе обучения химии;
осуществляется поэтапное обновление всех направлений деятельности в УВП на основе здоровьесберегающих технологий;
каждый участник учебно-воспитательного процесса включен в программу по практической реализации ЗСУ;
разработаны и используются диагностические методы, позволяющие видеть конечный результат работы.
Слайд 8Проблему здоровья и формирования навыка здорового образа жизни пытались решить:
Дж. Локк
А.Смит
Л.С.Выготский
Н.М.Амосов
И.И.Бехтерев
С.В.Попов
В.Д.Колесов
и другие
Слайд 9Факторы образовательной среды, значимые для сбережения и сохранения здоровья школьников
организацию процесса
воспитания и образования (длительность уроков, занятий, перемен и перерывов);
методы и формы обучения, активизирующие познавательную активность;
психологический фон занятий (доброжелательность, мудрость педагога);
социально-гигиенические условия (проветривание помещений, температурный режим, чистота и т.д.);
двигательный режим детей;
рациональное питание;
медицинское обеспечение и оздоровительные процедуры.
Слайд 10Основные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий:
формирование ЗУН культуры здоровья и ЗОЖ;
организация здоровьесберегающего
учебного процесса;
обеспечение комфортного, эмоционально - психического состояния учащихся и учителя.
Слайд 11Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования культуры здоровья школьников на уроках химии
Компьютеризация
кабинета химии.
Моделирование химического эксперимента.
Электронные учебники.
Демонстрационные опыты, лабораторные и практические работы.
Слайд 12Интеграция химических
и валеологических знаний в системе школьного химического образования
Основополагающие идеи:
Изучение химии способствует формированию знаний о молекулярных основах здоровья.
Химические знания позволяют оценить влияние веществ на окружающую среду и здоровье человека.
Умение решать химические задачи позволяет определить содержание биологически активных веществ как в организме человека, так и в продуктах питания.
Посредством химического эксперимента возможно формирование навыков валеологического мониторинга.
Слайд 13ШКОЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ: безопасно, доступно, наглядно
Слайд 14Неорганические вещества, связанные с использованием в биологии, медицине
Фтор содержится в зубах,
костях.
Хлор в составе NаСI — один из основных компонентов плазмы крови. Раствор используют для инъекций.
Раствор хлороводородной кислоты применяют при лечении заболеваний желудочно-кишечного тракта (гастрит, панкреатит). Соляная кислота выполняет пищеварительную и бактерицидные функции в желудке.
Бромид натрия и бромид калия используют для приема внутрь с целью восстановления сбалансированного соотношения процессов возбуждения и торможения в головном мозге.
Иод применяют в медицине в виде превосходного антисептического и кровоостанавливающего средства. Иод участвует в образовании гормона щитовидной железы, влияющего на обмен веществ в организме, деятельность нервной системы.
Иодид натрия и иод калия применяют для профилактики и лечения эндемического зоба, для профилактики атеросклероза.
Кислород широко используют в медицинской практике при лечении легочных и сердечных заболеваний, для поддержания жизни больных с затрудненным дыханием.
Озон — сильный окислитель, проявляющий дезинфицирующее и бактерицидные свойства.
Слайд 15Неорганические вещества, связанные с использованием в быту
Слайд 16 ЗАДАНИЕ
Жилец из квартиры №26 решил помочь освободиться жильцу
из квартиры №29 из его хлорида, но при этом сам попал в западню. Почему?
Лабораторный опыт. Техника безопасности!
Ответ найдем, проведя опыт. Опустим железную скрепку (на нитке) в пробирку с раствором хлорида меди (II).Что наблюдаете? Напишите уравнение данной химической реакции.
Fe + CuCl2 = FeCl2 + Cu
Слайд 17Творческие задания
Задание 1. Кислотность выше нормы могут иметь различные виды атмосферных
осадков (дождь, снег, туман, роса). Главными кислотообразующими выбросами в атмосферу являются диоксид серы и оксиды азота. Назовите еще два вида кислотообразующих выбросов, их основные источники. Предложите способ обнаружения в воздухе вредных выбросов.
Слайд 18SO2+H2O=H2SO3
ОБРАЗОВАНИЕ КИСЛОТНЫХ ДОЖДЕЙ В ПРИРОДЕ
Слайд 19Из опыта работы школы
оптимизация санитарно-гигиенических условий обучения;
рациональное организация урока;
использование здоровьесберегающих образовательных
технологий;
интеграция в УВП оздоровительных мероприятий;
обеспечение семейного консультирования на укрепление и улучшение социальной адаптации ребенка;
организация работы по укреплению здоровья учителя;
обучение педагогических кадров по вопросам охраны здоровья детей;
проведение мониторинга здоровья.
Слайд 20На сегодняшний день ребенка можно считать здоровым, если он:
в физическом плане
— умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет ему действовать в оптимальном режиме;
в интеллектуальном плане — проявляет хорошие умственные способности, любознателен, имеет развитое воображение, способен и стремится к самообучению;
в эмоциональном плане — уравновешен, способен удивляться и восхищаться, эмоционально гибок;
в нравственном плане — честен, самокритичен;
в социальном плане — коммуникабелен, понимает юмор и сам умеет шутить, адаптивен.
Слайд 21Общий вывод таков:
хорошая система здоровьесбережения не может базироваться на каком-то одном
инструментальном комплексе. Для разных компонентов содержания образования и разных групп целей образовательного процесса следует применять разные средства и способы здоровьесбережения.
Слайд 22Ну вот и всё на сегодня…
Чтобы умным и здоровым быть
Непременно нужно
химию учить!
Не расстраивайтесь сильно,
Если что-то не получится.
Просто каждая наука
Заставляет нас помучиться!
Все параграфы учите,
Но ни капли не зубрите.
Чтоб её не просто знать,
А ещё и ПОНИМАТЬ!!!
Слайд 23Структура заболеваемости детей
в возрасте до 14 лет
по данным углубленных
профилактических осмотров