Слайд 1КОУ ВО «ЦЛПДО»
Развитие творческого потенциала учащихся средствами предметов химии и биологии
Выступление
на семинаре
подготовила учитель Ольховикова Г. П.
2018
Слайд 2 педагогика
о развитии творческого потенциала учащихся
Одной из тенденций современной педагогики является
активизация процесса обучения через творчество учащихся, что обусловлено объективными факторами: высокой ролью творчества в познании мира, необходимостью всестороннего развития личности ребенка и его природной активностью, реализующейся через творческую деятельность.
Слайд 3ФГОС
о творческом развитии личности обучающегося
«Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик
выпускника («портрет выпускника школы»)», в том числе:
«мотивированный на творчество и инновационную деятельность»
«Требования к результатам освоения основной образовательной программы
Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать», в частности:
«готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности»
Слайд 4 понятие «творчество»
В рассмотрении термина «творчество» нас, прежде всего, интересует
его педагогическая трактовка. С позиции Я.А.Пономарева, оно характеризуется как взаимодействие педагога и учащегося, ведущее к развитию.
А.З.Рахимов трактует творчество как постоянное усовершенствование личности, ее мышления, сознания, интеллекта, постоянную устремленность создавать нечто новое, делать больше и лучше, чем прежде. По мнению автора, в творческой деятельности учащийся развивается, приобретает специальный опыт, раскрывает свои природные дарования, способности, удовлетворяет свои интересы и потребности. В творчестве выражается доминанта, выступающая как психофизиологический механизм созидательной активности, превращающая цель в регулятор поведения и деятельности школьника.
Слайд 5понятия «творческие способности» и «творческий потенциал»
Л.С.Выготским, М.В.Ермолаевой, А.З.Рахимовым, В.Г.Рындак, В.С.Шубинским,
Е.Л.Яковлевой сделана попытка выделить качества творческой личности. К числу перцептивных особенностей личностей, обладающих большим творческим потенциалом, они относят необыкновенную напряженность внимания, огромную впечатлительность, восприимчивость; к числу интеллектуальных – интуицию, могучую фантазию, выдумку, дар предвидения, обширность знаний. Среди характерологических особенностей подчеркивают уклонение от шаблона, оригинальность, инициативность, упорство, высокую самоорганизацию, колоссальную работоспособность.
Слайд 6понятие «творческие способности»
способность переноса знаний и умений в новую ситуацию,
видение новой проблемы в знакомой и незнакомой ситуациях, способность определять новую функцию объекта
Обычно хорошая успеваемость по выбранному виду деятельности говорит о совпадении возможностей, способностей и интересов.
Слайд 7Развитие творческих способностей учащихся
Не менее важным, чем развитие активности и воображения,
является развитие способности к самовыражению в различных видах деятельности. Это является третьей задачей развития творческих способностей учащихся. Как показывают исследования А.Маслоу, К.Роджерса, Э.Фромма, потребность в самовыражении, в реализации своего потенциала является сутью существования, обучения, общени.я
Слайд 8Формы развития творческих способностей
Наиболее оптимальными для развития творческих способностей учащихся средствами
предметов химии и биологии являются следующие формы: уроки (традиционного и нетрадиционного вида), внеклассные и внешкольные мероприятия (викторины, конкурсы, выставки, проведение праздников). Следует отметить, что при этом предпочтительны активные методы обучения.
Слайд 9Методы развития творческого потенциала учащихся
К ним относятся метод проблемного обучения,
частично-поисковый метод, эвристическая беседа, учебная дискуссия, диспут, проблемно-диалогический метод, метод дедуктивного исследования, метод коллективного генерирования идей (прямая «мозговая атака», «мозговой штурм»), методы смыслового, образного, символического видения, сравнения, эвристического наблюдения и исследования, прогнозирования и ошибок, продумывания и гиперболизации, ученического целеполагания, планирования, нормотворчества, самоорганизации обучения, взаимообучения, метод проектов, игровое проектирование, имитационный тренинг, деловые игры, «директориальные игры» .
Слайд 10Методы развития творческого потенциала учащихся: Проблемный подход
С позиций педагогики творчество рассматривается
в различных аспектах, например, создаются ситуации, в которых преподаватели не предлагают готовых решений, и учащимся необходимо находить эти решения самостоятельно и нести за них ответственность. Так называемый «проблемный подход» в обучении (Т.В.Кудрявцев, М.Н.Скаткин, Т.И.Шамова), где учебная проблема определяется как задача-вопрос, вызывающая познавательное затруднение
Слайд 11Средства обучения, ведущие к развитию творческих способностей учащихся на уроках химии
и биологии
Это материальные объекты и предметы естественной природы, а также искусственно созданные человеком объекты, используемые в учебно-воспитательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и учащихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития. Данному термину соответствуют эквиваленты: «учебное оборудование», «учебно-наглядные и учебные пособия», «дидактические средства». В этой связи следует отметить, что приоритетными средствами являются те, которые обеспечивают нарастание творческого взаимодействия и активизируют творческую самореализацию учащихся в учебном процессе. Важность наглядных, вербальных, информационных средств обучения подчеркивает П.И.Пидкасистый. Он указывает, что творческий учитель часто изготавливает новые средства обучения вместе с учащимися. При этом качество знаний учащихся значительно повышается.
Слайд 12Развитие творческих способностей детей, обучающихся дистанционно в КОУ ВО «ЦЛПДО»
Дистанционное обучение
детей организовано с учетом вышеизложенного. Применяются активные методы. Обучающиеся при поддержке родителей создают домашние мини-лаборатории для проведения химического и биологического эксперимента. Ученики изучают ткани растений с применением микроскопа, создают модели учебных объектов. В рамках внеклассной работы по предметам изготавливают кроссворды, экологические листовки, изображения которых присылают учителю и выкладывают в социальные сети.
Слайд 13Изготовление моделей молекул веществ
химия 10 класс
Слайд 14Домашний эксперимент
Химия 11 класс
Приготовление эмульсии
Эмульсия растительного масла в воде
Слайд 15Домашний эксперимент
биология 5 класс
Обнаружение в пшеничной муке крахмала и клейковины
Обнаружение
жира в семенах растений
Слайд 16Работа с микроскопом
Биология 6 класс
Слайд 17Изготовление модели клетки
Биология 5 класс
Слайд 18Подготовка кроссвордов по предмету
Слайд 19Изготовление экологических листовок для виртуальной выставки
Слайд 20Использованные ресурсы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования. Опубликовано:15 июня
2012 года
2. Бенин, В.Л., Василина, Д.С. Развитие творческих способностей учащихся на уроках мировой художественной культуры. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2010. – 152с.