Слайд 1Проектно-исследовательская деятельность
при изучении химии
Учитель МБОУ СОШ №11 и СОШ № 8
Колесникова Наталья Дмитриевна
Слайд 2
“Исследовать - значит видеть то,
что видели все, и думать так,
как не думал ни кто".
А. Сент - Дьердьи
Слайд 3
Мы знакомим учащихся с правилами и основами проектной деятельности, с требованиями,
предъявляемыми к проектам. Основные требования таковы:
Слайд 4
в проекте обязательно должна быть решена какая-либо проблема;
в процессе работы
над проектом проводится исследование, используются исследовательские методы;
исследование, как и весь проект, выполняется самостоятельно учащимися;
учитель не вмешивается в работу над проектом, он выступает в роли консультанта;
содержательная часть проекта структурирована;
результаты выполненного проекта должны иметь практическую значимость;
результаты выполненных проектов должны быть материальны, т.е. оформлены;
если проект выполняется группой учащихся, то необходимо указать роль каждого на различных этапах;
по окончании работы над проектом на этапе рефлексии необходимо проанализировать причины неудач и отметить положительные результаты и т.д.
Слайд 5
Традиционный учебный процесс в школе ориентирован большей степени на приобретение знаний,
умений, навыков по соответствующим дисциплинам. Большое количество программного материала, усваиваемого в основном на репродуктивном уровне, не оставляет времени на творческо-исследовательскую работу.
Слайд 6
Проектирование дает возможность учащимся осознать свою значимость, свою принадлежность к большой
науке и знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, любознательность, учит общению со сверстниками и единомышленниками, обеспечивает возможность участия в научных экспериментах и исследованиях.
Слайд 7
Возросший интерес к методу проектов объясняется тем, что он позволяет реализовать
основные направления модернизации общего образования.
Слайд 8
Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее адекватным поставленным целям, с
моей точки зрения, является проектное обучение.
Слайд 9
Не случайно в базисный учебный план внесена новая строчка о проектной
деятельности, а один из параметров нового качества образования - способность проектировать.
Слайд 10Цель данной работы: разработать механизм интеграции проектной деятельности в преподавании химии.
Данная
цель реализуется с помощью решения следующих задач:
- рассмотреть возможности применения метода проектов;
- показать на конкретных примерах как организуется проектная деятельность на уроках;
провести диагностику и выявить преимущества применения метода проектов в образовательном процессе;
наметить перспективы дальнейшей работы по организации проектной деятельности всех участников образовательного процесса.
Слайд 11Проективность - образовательная тенденция будущего.
Проект – прообраз предполагаемого или возможного состояния
объекта.
Проектирование – деятельность, под которой понимается «промысливание» того, что должно быть.
Метод проектов – способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершится вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Слайд 12
Учебный проект – организационная форма работы, ориентированная на изучение законченного учебного
раздела, позволяющая реализовать подход к обучению через опыт, через действие и предполагающая использование исследовательских и поисковых методов.
Телекоммуникационный проект – совместная учебно-познавательная деятельность обучающегося под руководством педагога, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленной на достижение общего результата этой деятельности, организованной на основе компьютерных технологий.
Слайд 13С помощью метода проекта возможно обучить:
Проводить их анализ;
Выявлять и формулировать
проблемы;
Находить пути их решения;
Находить необходимый источник информации, например, данные в справочной литературе или в средствах массовой информации;
Применять полученную информацию для решения поставленных задач.
Слайд 14Я использую два вида урочных занятий для формирования проектной деятельности.
Первый вид - проектный урок,
который целиком состоит из работы над проектом. Это специально выделенные учебные часы, которых не может быть много ввиду высокой затратности работы над проектом. Предполагается высокая степень самостоятельности учащихся в выполнении проекта. Актуализируемые предметные знания по химии закрепляются, углубляются, расширяются в процессе работы над проектом и освоения нового знания учащимися. Это урок по теме «Щелочные металлы».
Слайд 15
Второй вид - урок, на котором могут использоваться проекты, выполненные отдельными учащимися
или группами учащихся во внеурочное время по каким-либо темам предметного (химического) содержания, или межпредметные проекты.
На таких уроках учащиеся презентуют свой проект. Это урок по теме «Кислород», внеклассное мероприятие «Вклад ученых-химиков » и другие.
Слайд 16
Презентация - важный навык, который развивает речь, ассоциативное мышление, рефлексию. Я
приучаю учащихся к тому, что коль скоро поставил цель, распределил задачи, выполнил работу, расскажи, что получилось, сделай вывод, разрекламируй (представь аудитории, публике) свою работу.
Слайд 17
2. Работа над проектами повышает активность и самостоятельность разных по уровню развития
и способностям учащихся. Наибольший эффект для развития личностных качеств она имеет у трех категорий школьников.
Слайд 18
Первая - это проблемные учащиеся, которые учатся без интереса и с
трудом. Заинтересовавшись какой-то проблемой и выполнив проект, пусть даже на вторых ролях в группе, они часто повышают самооценку, приобретают уверенность в своих силах.
Вторая группа - это те, которые чего-то добиваются за счет трудолюбия и старательного, пошагово организованного получения знаний, под руководством учителя. Выполняя проекты, ребята в группе отводят им роль «исполнителя» - сбор информации, набор текста на компьютере, оформление результатов. Но это тоже своеобразный результат их работы.
Третья группа - это одаренные, очень успешные дети, работа с которыми для педагога является совместным творчеством. Как правило, таким детям требуется помощь только в виде консультирования.
Слайд 19
Проектная деятельность на уроках химии
Слайд 21
Во внеурочной деятельности учащиеся выполняют проекты следующих видов: индивидуальные и групповые,
межпредметные, среднесрочные и долгосрочные, информационные, исследовательские, творческие, практико-ориентированные (прикладные), ролевые.
Работа над проектами включает в себя несколько этапов:
Начинание;
Планирование;
Исследование;
Защита;
Рефлексия;
Презентация.
Слайд 22Проектная деятельность во внеурочное время
Кружок «Здравствуй, химия» в 8 кл
Кружок «Химия
и экология» в 10 кл
Кружок «Пропедевтический курс химии» в 7 классе
Слайд 23МЫ ИЗУЧАЕМ ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ КУРС ХИМИИ
Слайд 24ЗНАКОМИМСЯ С ЛАБОРАТОРНЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ
Слайд 25УЖЕ УМЕЕМ СОСТАВЛЯТЬ ХИМИЧЕСКИЙ КРОССВОРД
Костенко Светлана
Могиленских Светлана
Старыгина Нина
Матвиенко Наталья
Лютенко Юлия
Кирпун Виктория
Слайд 27Исследовательская работа по теме « Чипсы: да
Слайд 28Выполнили: учащиеся 8а класса
Лютенко Юлия
Кирпун Виктория
Руководитель: учитель химии Колесникова Наталья Дмитриевна
Выполнили:
учащиеся 8а класса
Лютенко Юлия
Кирпун Виктория
Руководитель: учитель химии Колесникова Наталья Дмитриевна
Слайд 29Качественные реакции
Качественное определение жиров.
Слайд 30
Качественное определение хлорид – ионов.
Слайд 34Участие в конкурсе ПНПО в 2012 г
Мастер -класс
Слайд 36
ЦЕЛИ РАБОТЫ:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: изучить свойства углеводов.
РАЗВИВАЮЩАЯ: закрепить знания о химических и физических
свойствах углеводов.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: осторожное обращение с веществами, со спиртовкой.
ОБОРУДОВАНИЕ: NaOH, CuSO4 , глюкоза, крахмальный клейстер, раствор Йода –I2, кусочек хлеба, срез клубня картофеля, спиртовка, пробирки.
ОСОБЕННОСТИ ТБ: ТБ при обращении с NaOH, со спиртовкой.
Слайд 37ХОД РАБОТЫ
ОПЫТ 1 . ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГЛЮКОЗЫ С ГИДРОКСИДОМ МЕДИ( II)
Налейте в
пробирку 2 см3 раствора гидроксида натрия (NaOH) и прибавьте раствор сульфата меди (II)- CuSO4 . ,К свежеприготовленному ГИДРОКСИДУ МЕДИ( II) добавьте 1 см3 раствора глюкозы. Встряхните смесь. Что вы наблюдаете? Что доказывает данный опыт?
Нагрейте содержимое пробирки. Какие изменения вы наблюдаете? О чём они свидетельствуют.
Составьте уравнения реакции.
Слайд 38ОПЫТ 2. КАЧЕСТВЕННАЯ РЕАКЦИЯ НА КРАХМАЛ.
К 1 см3 крахмального клейстера в
пробирке добавьте каплю спиртового раствора йода - I2, . Что вы наблюдаете.?
Нагрейте полученную смесь крахмального клейстера с йодом. Какие изменения происходят? Восстанавливается ли прежняя окраска при охлаждении
Снова приготовьте раствор гидроксида меда( II) , для этого к раствору CuSO4 прилейте раствора гидроксида натрия (NaOH). Теперь добавьте крахмальный клейстер. Нагрейте смесь. Восстанавливается ли ГИДРОКСИД МЕДИ( II) крахмалом?
Нанесите несколько капель спиртового раствора йода - I2, . на кусочек хлеба и на срез клубня картофеля. Что вы наблюдаете? Что доказывает данный опыт.
Слайд 39
3. Наука химия - трудная для понимания
наука для большинства
учащихся школы. Гуманистический смысл проектного обучения
состоит в развитии творческого потенциала учащихся различных
уровней развития, возможностей и индивидуальных особенностей.
Это подтверждает анкетирование, проводимое как перед началом проектной деятельности, так и по результатам ее.
Так, на вопрос: «Для чего учащиеся участвуют в проектах?» были получены следующие ответы:
Слайд 40
возможность раскрыть свои способности, подняться в глазах одноклассников на более высокий
уровень - 35%;
познавательная значимость проектной деятельности, узнать что-то новое, интересное - 33%;
пообщаться со сверстниками - 18%;
- заработать высокие оценки по химии, расположить к себе учителя - 5%;
- другое - 9%.
На вопрос: «Почему учащиеся выбрали проект по химии?» получены следующие ответы:
этот предмет - один из самых трудных, но интересный - 47%;
заинтересовала тема проекта по химии - 35%;
-лучше ничего не было-6%;
захотелось преодолеть трудности - 3%;
другое - 9%.
Слайд 41Результаты:
1. Работа над проектами стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию и способствует повышению
интереса к предметам. Это подтверждается следующими фактами:
- уроки стали проходить более оживленно, учащиеся с
нетерпением ожидают как момент начала работы над проектами, так и
заключительный этап - презентацию;
- увеличилось количество учащихся, выбирающих химию, как
предмет по выбору, для проведения свободной самостоятельной
деятельности;
- прикладной характер проектной деятельности, практическая
направленность выбираемых исследований привлекают и делают
проекты лично значимыми для учащихся (как отмечают ребята,
«пригодятся в жизни»);
- у ребят появился стимул не только получить хорошую оценку,
но и получить хорошие результаты проделанной работы.
Слайд 42Результаты применения метода проектов
работа над проектами стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию и
способствует повышению интереса к химии. Это подтверждается следующими фактами:
уроки стали проходить более оживленно, учащиеся с нетерпением ожидают как момент начала работы над проектами, так и заключительный этап – презентацию;
увеличилось количество учащихся, выбирающих химию, как предмет по выбору, выбирающих экзамен по химии для итоговой аттестации;
прикладной характер проектной деятельности, практическая направленность выбираемых исследований привлекают и делают проекты лично значимыми для учащихся (как отмечают ребята, “пригодятся в жизни”);
у ребят появился стимул не только получить хорошую оценку, но и получить хорошие результаты проделанной работы;
Слайд 43
Но у каждой медали есть и обратная сторона. Есть такая сторона
и в нашей работе, есть трудности:
работа над проектом - объемная, кропотливая, особенно, если это - поиск информации, чтение научной литературы, написание рефератов, выполнение исследования. Возникает опасность перегрузки учащихся. Поэтому педагоги стараются избегать больших временных затрат, проекты на уроках проводить нечасто, ни в коем случае не «давить» на учащегося, строить отношения сотрудничества;
необходимо
помнить, что проекты должны выполняться учащимися самостоятельно.
Однако, несмотря на трудности, есть над, чем работать в перспективе.
Слайд 44Перспективы развития опыта:
усиление гуманитарной направленности обучения химии через проектную деятельность;
разработка
элективных курсов химического содержания, формой отчетности которых будет защита проектных работ;
увеличение доли проектов научно-исследовательского характера;
♦ использование возможностей современных компьютерных
технологий для создания проектов;
♦ использование возможностей мультимедийного оборудования:
компьютерная презентация-защита проектов через большой экран;
♦ руководство старшеклассников с развитыми проектными
умениями работой над проектами младших школьников;
♦ создание широкомасштабных проектов межпредметной
направленности.
Слайд 45Перспективы использования опыта:
проведение семинаров-практикумов по организации
проектной деятельности для педколлектива, обмен опытом
работы;
обучение учащихся работе над проектами, подготовка методических рекомендаций;
проведение диагностики сформированности проектных умений учащихся;
оформление результатов; обобщение опыта учителей-предметников на общешкольном уровне, участие в конкурсе инновационных проектов.
Слайд 46Применение технологии проектной деятельности позволяет:
учителю - расширить сферу
своих профессиональных знаний и умений, выстраивать индивидуальные траектории образования учащихся и собственного профессионального роста;
ученикам - почувствовать себя включенными в сообщество взрослых профессионалов.