Слайд 1Научно – практическая работа
на тему:
« Шоколад»
Подготовила : Кунафина Ляйсан
Ученица 10
класса
Научный руководитель: Семёнова И. К
Учитель химии
Слайд 2Актуальность исследовательской работы
Шоколад – продукт во всех отношениях уникальный, удивительно вкусный,
необыкновенно питательный и, безусловно, полезный.
Главное заключается в том, что польза не должна приносить вред здоровью человека
«Нет шоколада – нет завтрака!»
Чарльз Диккенс,
«Записки Пиквикского клуба»
Слайд 3Объект исследования: шоколад
Предмет исследования:
1.шоколад темный «Российский»
2.шоколад молочный «Alpen Gold»
3.шоколад
белый «Воздушный»
Цель: изучить полезное и вредное влияние шоколада на организм человека.
Слайд 4Задачи:
1. знакомство с литературными источниками, Интернет-сайтами по данной проблеме;
2. изучение методики
проведения экспериментальных исследований;
3. обнаружение углеводов, кофеина, масла какао, непредельных жиров в шоколаде;
4. провести социологический опрос в МБОУ Татарская гимназия № 65;
Слайд 5Методы исследования:
1. Работа с источниками информации
2. Химический эксперимент
3. Социологический опрос
Слайд 6Благодаря активным веществам-алкалоидам – теобромину и кофеину – шоколад прекрасно снимает
усталость; даёт бодрость, возвращает силы, поднимает настроение благодаря магнию – настоящему источнику радости.
Слайд 7Становится понятным, почему шоколад – обязательная часть сухого пайка путешественников, подводников,
солдат.
Слайд 8Первыми познакомились с шоколадом испанцы, которые привезли из Мексики рецепт приготовления
шоколадного напитка
Слайд 10Шоколадная кондитерская
Фердинанда фор Эйнема
Слайд 12История шоколада началась более 3000 лет назад на побережье Мексики. Цивилизация
индейцев – ольмеков, жившая там около 1500 лет до н.э., оставила о себе очень мало свидетельств, и одно из них – слово «какао»
Слайд 13В Европе первые какао-бобы появились благодаря Христофору Колумбу, который представил их
к столу испанского короля, вернувшись из экспедиции к берегам Нового Света.
Слайд 22Антиоксиданты, содержащиеся в какао-бобах, а значит, и в шоколаде, помогают сохранить
здоровье сердца и сосудов. Считается, что темный шоколад содержит больше антиоксидантов, чем молочный.
Слайд 23Шоколад стимулирует выброс так называемых гормонов счастья - эндорфинов. Воздействуя на
центр удовольствия, они улучшают настроение человека. Вот почему многие дамы так любят заедать плохое настроение шоколадкой!
Слайд 25Шоколад Российский (тёмный).
Состав: сахар, какао тёртое, какао масло, стабилизатор (молочный тир), спирт,
соль, эмульгаторы (соевый лецитин, Е 476), ароматизатор, идентичный натуральному (ром).Может содержать незначительное количество арахиса и орехов.Тёмный шоколад содержит большее количество какао продуктов по сравнению с молочным и белым шоколадом.
Слайд 26Молочный шоколад Alpen Gold
Состав: сахар, молоко сухое цельное и обезжиренное, какао
масло, какао тертое, масло топлёное, эмульгаторы (соевый лецитин, Е 476), ароматизатор, идентичный натуральному (ванилин). Продукт может содержать незначительное количество арахиса и орехов.
Слайд 27Воздушный шоколад (белый пористый)
Состав: сахар, какао-масло, молоко сухое цельное, сыворотка сухая молочная,
жир молочный, эмульгаторы (лецитин соевый, Е 476), ароматизатор ванильный идентичный натуральному. Может содержать следы фундука, миндаля, арахиса, пшеничного белка. Содержание какао-продуктов в шоколадной массе не менее 25%.
Слайд 291. Обнаружение в шоколаде непредельных жиров.
Кусочек шоколада оборачиваем фильтровальной бумагой и
надавливаем на него, чтобы на бумаге появились жировые пятна. Помещаем на пятно каплю раствора перманганата калия KMnO4. Образуется бурый оксид марганца (II) MnO2 вследствие протекания окислительно-восстановительной реакции
Слайд 31Результат: Во всех трех образцах шоколада обнаружены непредельные жиры.
Слайд 322. Обнаружение в шоколаде углеводов.
Насыпаем в пробирку тёртый шоколад (примерно 1см
по высоте) и приливаем 2 мл дистиллированной воды. Встряхиваем содержимое пробирки несколько раз и фильтруем. Добавляем к фильтрату 1 мл раствора едкого натра NaOH и 2-3 капли раствора сульфата меди(II) CuSO4. Встряхиваем пробирку. Появляется ярко-синее окрашивание. Такую реакцию даёт сахароза, представляющая собой многоатомный спирт.
Слайд 36Результат: По интенсивности окраски я определила, что больше сахара содержится в
белом шоколаде тм «Воздушный».
Слайд 373. Моделирование сахарного поседения шоколада.
Опрыскиваем несколько кубиков шоколада водой, заворачиваем в
фольгу и помещаем на 1-2 недели в холодильник (не в морозильное отделение). В результате на поверхности шоколада появился налёт. Это выступили кристаллики сахарозы. Смываем налёт 3-5 мл дистиллированной воды, добавляем к смыву 1 мл раствора щёлочи и 1-2 капли раствора сульфата меди (II) CuSO4. Появляется характерное ярко-синее окрашивание.
Слайд 40
Результат: В результате проведенного опыта на молочном шоколаде тм «Alpen Gold»
появился характерный налет белого цвета. После смыва образца шоколада тм «Alpen Gold» окрашивание более интенсивное.
Слайд 414. Ксантопротеиновая реакция.
Насыпаем в пробирку тёртый шоколад (примерно 1см по высоте)
и приливаем 2-3 мл дистиллированной воды. Встряхиваем содержимое пробирки несколько раз и фильтруем. Приливаем к 1 мл фильтрата, соблюдая осторожность, 0,5 мл концентрированной азотной кислоты HNO3. Нагреваем полученную смесь. Наблюдаем жёлтое окрашивание, переходящее в оранжево-жёлтое при добавлении 25%-ного раствора аммиака. Такую реакцию дают остатки ароматических аминокислот, входящие в состав белков шоколада.
Слайд 45
Результат: Во всех трех образцах присутствует белок, но более выраженное окрашивание
наблюдалось у темного шоколада тм « Российский».
Слайд 46
5.Обнаружение кофеина и выделение масла какао.
Помещаем на часовое стекло (или в
фарфоровую чашку) смесь чёрного шоколада и оксида магния в соотношении 2,5 : 1 (по массе). Накрываем его стеклянной пластиной и ставим на электроплитку. Нагреваем содержимое, не допуская обугливания. Происходит возгонка кофеина . Он кристалли -зуется по краям стеклянной пластинки, а в центре её конденсируется жёлто-коричневое масло. Кристаллы кофеина наблюдаем под микроскопом.
Снимаем масло со стекла ватой, помещаем её в другую пробирку и приливаем 2 мл спирта. Получаем жёлтый раствор. Аккуратно, чтобы не попала вата, переливаем его в другую пробирку и добавляем 2-3 капли раствора перманганата калия KMnO4. Происходит восстановление KMnO4содержащимися в масле непредельными жирами до бурого MnO2, выпадающего в осадок.
Слайд 51
Результат: В темном шоколаде тм «Российский» обнаружены кристаллы кофеина и непредельные
жиры, о чем свидетельствовал бурый осадок.
Слайд 53Какой вид шоколада вы предпочитаете (темный, молочный, белый)?
Слайд 54Какую торговую марку шоколада вы предпочитаете?
Темный
Слайд 55Какую торговую марку шоколада вы предпочитаете?
Молочный
Слайд 56Какую торговую марку шоколада вы предпочитаете?
Белый
Слайд 58Считаете ли Вы, что шоколад помогает при умственных нагрузках?
Слайд 59Выводы
Исследуемый нами шоколад содержит непредельные жиры, углеводы, кофеин и масло какао.
Основа
шоколада - растертые какао-бобы, содержащие большинство необходимых нам питательных веществ: углеводы, белки, витамины (в основном группы В) и минералы.
Шоколад принято делить на виды по содержанию в нем какао-порошка (он то и определяет цвет плитки), сейчас в основном продается три разновидности: в горьком - 60% какао-бобов, в молочном - 30%, а белые плитки не содержат какао вовсе.
Вторая важная составляющая шоколада - масло какао. Здесь, все наоборот: в горьком шоколаде масла нет, в молочном его немного (15 - 20%), а белый шоколад в основном состоит из масла какао (пищевая ценность которого очень мала).
Слайд 60Заключение
Шоколад – кондитерское изделие, вырабатываемое из бобов какао с сахаром и
других пищевых компонентов. Натуральный шоколад – это шоколад, содержащий только какао-продукты (какао-бобы, какао-масло) и сахар.
Так как мы любители шоколада, нам очень хотелось изучить химический состав шоколада и на основе наших исследований можно сделать вывод, что шоколад не вредит здоровью, если его употреблять в меру.
Мы рекомендуем ребятам употреблять
тёмный шоколад перед контрольными
или экзаменами, чтобы решить
всё на «5».