Слайд 1
Теоретические аспекты
научно-исследовательской
работы. Выбор темы исследования.
Построение общего плана работы
Занятие
1. Академия учителя
19.09.2018 г. Столбцова Н.В. СШ № 25 г.Харцызск
Слайд 3Метод исследования
Учебно-исследовательская деятельность
– это деятельность, главной целью которой является образовательный результат;
она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления.
Научно-исследовательская деятельность
-это вид деятельности, направленной на получение новых объективных научных знаний; позволяет судить об уровне развития учащегося
Слайд 5Исследователь должен уметь
находить объект и предмет исследования;
формулировать цели исследования и
выдвигать гипотезу;
планировать эксперимент;
проводить эксперимент;
осуществлять качественный и количественный анализ полученных данных;
определять границы применения экспериментальных данных;
анализировать полученные результаты
Слайд 7
Научно-исследовательская работа по физике, химии, биологии и экологии носит в основном
экспериментальный характер и часто проводится на базе соответствующих специальных лабораторий.
При выполнении исследований по экологии рекомендуется рассматривать проблемы окружающей среды своего населенного пункта, района, города
Слайд 9Этапы работы
Предварительный
выбор проблемы исследования
изучение литературных источников
формулирование объекта и предмета исследования, темы,
гипотезы, определение целей, задач, методов
сбор материала
обработка полученного материала
формулирование выводов
создание текста НИР
представление результатов работы
оценка работы
Слайд 10Этапы работы над НИР
Практическая часть
Слайд 11Умения ученика
Видеть проблему;
задавать вопросы;
выдвигать гипотезы;
планировать и реализовать проверку гипотез
анализировать
результаты исследования;
давать определения понятиям;
знать основные методы измерений и способы представления полученных результатов в виде таблиц, диаграмм и графиков;
вести журнал лабораторных исследований, сопоставлять и описывать результаты экспериментов, выполненных в разных условиях
Слайд 12Умения ученика
Наблюдать явления и факты;
разрабатывать и проводить эксперимент;
делать выводы;
структурировать материал;
доказывать и
защищать свои идеи;
работать с первоисточниками и дополнительной литературой.
Слайд 13Выбор темы исследования
тема работы актуальна;
тема работы вызывает интерес;
тема работы мало рассмотрена
на аналогичных конкурсах школьников;
тема работы посильна для школьника;
тема работы интересна школьнику.
тема работы выбрана с учетом материального оснащения.
формулировка темы отражает сосуществование в науке уже известного и ещё не исследованного.
Слайд 14Какие темы НИР в приоритете
Различные «самоделки»: химические источники тока, приборы и
т.п..
Работы связанные с «экзотическими» химическими явлениями, веществами.
Работы аналитического характера с большим экспериментальным массивом данных.
Работы, в которых есть конкретные выводы, доказательства, аргументы и элементы научной новизны.
Слайд 15Тематика НИР работ по химии
Анализ воды водоема;
Влияние пищевых продуктов на структуру
зубов
Изучение свойств современного шоколада;
Мониторинг содержания гистамина в рыбе и рыбопродуктах;
Витамин С и здоровье человека;
Определение содержания витамина С (аскорбиновая кислота) в натуральных и консервированных продуктах;
Влияние добавок природного сырья на окисление растительных масел.
Лабораторная диагностика сахарного диабета
Слайд 17Объект исследования
предметная дисциплина (математика, биология, литература…).
Выбор объекта исследования- это определенный процесс
или явление, порождающее проблемную ситуацию.
Объект - это своеобразный носитель проблемы - то, на что направлена исследовательская деятельность. С понятием объекта тесно связано понятие предмета исследования.
Определение объекта исследования позволяет ответить на вопрос: что рассматривается?
Слайд 18Примеры объектов исследования
Объект исследования: Металлический алюминий и его химические соединения
Объектом исследования
является шампунь.
Объектом исследования является исторический процесс развития православной конфессии на территории города Харцызска.
Объект исследования: психическое здоровье.
Слайд 19Предмет исследования
это конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск.
Предметом исследования
могут быть явления в целом, отдельные их стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонам и целым (совокупность элементов, связей, отношений в конкретной области объекта).
Именно предмет исследования определяет тему работы.
Слайд 20Примеры предметов исследования
Изучить причины психических расстройств у людей.
Исследование свойств шампуней разных
фирм-изготовителей, реализуемых на рынке Донецкой Народной Республики.
Воздействие алюминия и его соединений, содержащихся в продуктах питания, лекарственных средствах на физиологические процессы в организме человека.
Слайд 21Актуальность темы НИР
Обосновать актуальность темы исследования, значит объяснить необходимость изучения данной
темы в контексте общего процесса научного познания. Определение актуальности исследования – обязательное требование к работе.
Освещение актуальности, не должно быть многословным. Не нужно начинать ее описание издалека. Одной страницы, чтобы показать главное, достаточно.
Несомненным показателем актуальности является наличие проблемы в данной области исследования.
Слайд 22Примеры формулировки актуальности темы
заключается в изучении свойств простого вещества алюминия и
его соединений как одного из наиболее востребованных материалов, необходимых для жизнедеятельности человека.
в связи с положением в нашем Донецком регионе произошла вспышка психических расстройств, в частности у военных на передовой и мирных жителей, чаще – у детей.
материал данной работы сможет помочь определиться и сориентироваться потребителям в мире рекламы, индустрии шампуней, и, кроме того, сберечь собственные средства и здоровье.
Слайд 24Работа с литературными источниками
Слайд 25Гипотеза исследования
Определить гипотезу- предположение, которое в процессе работы либо подтверждается, либо
опровергается.
Гипотеза должна отвечать конкретной цели и описывать конкретный объект исследования.
Гипотеза должна удовлетворять ряду требований:
- быть проверяемой;
- содержать предположение;
- быть логически непротиворечивой;
- соответствовать фактам.
Слайд 26Примеры формулировок гипотез
Чем выше цена шампуня, тем лучше его качество.
Если любовь
– это фундаментальный атрибут материи, то все процессы в Мироздании, в том числе физические и духовные, должны быть ею, любовью, обусловлены.
Слайд 27Цель исследования
Цель исследования – это конечный результат, которого хотел бы достичь
исследователь при завершении своей работы.
Цель исследования связана с объектом и предметом исследования, а также с его конечным результатом и путём его достижения.
Цель должна быть одна. Она формулируется кратко и точно, конкретизируется и развивается в задачах исследования, которые отражают то, что требует решения в процессе исследования.
Слайд 28Примеры формулировок целей исследования
Основной целью работы является проведение комплексного исследования свойств
и определение влияния цены на качество шампуней разных фирм-изготовителей, реализуемых на рынке Донецкой Народной Республики.
Цель исследования- разработать и обосновать научно-мировоззренческий подход к роли любви во Вселенной, как фундаментального атрибута материи, который обуславливает происхождение и протекание всех физических и метафизических процессов в Мироздании
Слайд 29Задачи исследования
Задача исследования – выбор путей и средств, для достижения цели
в соответствии с выдвинутой гипотезой.
Задачи лучше всего формулировать в виде утверждений того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута.
Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели.
Перечисление задач строится по принципу от наименее сложных к наиболее сложным, трудоёмким, а их количество определяется глубиной исследования.
Слайд 30Примеры формулировок задач исследований
Ознакомиться с историей возникновения шампуня и его классификацией;
Изучить
состав шампуней от производителей известных марок;
Определить устойчивость пены исследуемых шампуней;
•Выявить эффективность каждого из шампуней;
Исследовать влияние шампуня на живые организмы;
Определить соответствие шампуня заданным показателям ГОСТ
Слайд 31Примеры формулировок задач исследований
Дать чёткое определение научному понятию «любовь».
Выявить
и обосновать роль любви в физических и метафизических процессах Мироздания.
Выявить скрытую сущность закона всеобщей любви.
Обосновать научно-мировоззренческую роль закона всеобщей любви.
Экспериментально проверить в действии закон всеобщей любви.
Слайд 32Методы исследования
Инструмент получения фактического материала и необходимых условий достижения поставленной в
работе цели.
Метод– это способ достижения цели исследования.
Отбор методов осуществляется совместно с руководителем.
Методики исследования -теоретические, эмпирические, математические.
Слайд 35Математические методики
статистические методы;
методы и модели теории графов и сетевого моделирования;
методы и
модели динамического программирования;
методы и модели массового обслуживания;
метод визуализации данных (функции, графики и др.)
Слайд 36Примеры методов исследования
В работе использованы такие методы исследования, как анализ
интернет- ресурсов и литературных источников, наблюдение, описание данных, анкетирование, эксперимент и обработка результатов в виде диаграмм, таблиц, графиков
Методологической основой исследования явился концептуальный подход к строению Вселенной и всех её компонентов как целостному образованию
Системно-аналитический подход, предполагающий, что историческая реальность предстает как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих объектов.