Слайд 1Химический калейдоскоп «Крестики- нолики»
Тема «Химия и оружие»
Подготовил
преподаватель Пожарицкая Н.В.
ГБПОУ СПЦ №
5
Слайд 2Раунд 1 «Химические элементы на службе Отчизны»
Слайд 3Вопрос 1
Более 90% всех металлов, которые использовались в Великой Отечественной войне,
приходилось на данный металл. Что за металл?
1) «В бою … дороже золота!»
2) Недаром копье и щит характерные принадлежности бога войны Марса, древние мудрецы сделали символом обозначающим данный материал.
3) Данный металл - главная составная часть чугунов и сталей, а по их выплавке судят о мощности государства.
4) «Металл созидания»
5) Это основа всей металлургии, машиностроения, железнодорожного транспорта, судостроения, грандиозных инженерных сооружений.
Слайд 5Вопрос 2
Этот химический элемент обязательно входит в состав взрывчатых веществ.
1) Открыт
Д. Резерфордом, в 1772 г.
2) Впервые попробовали испытать на животных – мышах (мышь помещали под стеклянный колпак и туда подавали газ, через некоторое время мышь погибла, следовательно газ был ядовитым). По результатам опыта, газу было дано название – штик штоф, что означало удушающий.
3) Другое название – «рождающий селитру».
4) В переводе с латинского означает «безжизненный».
5) Его соединение с органическим элементом называют «террорист».
Слайд 6Ответ: азот. Ни одно взрывчатое вещество нельзя приготовить без азотной кислоты
или ее солей. Нитраты Ba, Sr, Pb использовались в пиротехнике (сигнальные огни, цветные ракеты, салют).
Слайд 7Вопрос 3
Горящий зажигательный состав нельзя потушить водой, так как раскаленный металл,
входящий в её состав реагирует с ней. О каком металле идет речь? Как потушить «зажигательную бомбу»?
1) Один из самых распространенных в земной коре элементов, он занимает VI место после кислорода, кремния, алюминия, железа и кальция.
2) В природе встречается только в виде соединений.
3) В металлурги используют для раскисления стали и сплавов.
4) Во время ночных налетов для освещения цели бомбардировщики сбрасывали на парашютах осветительные ракеты. В состав такой ракеты входил порошок этого металла, спрессованный с особыми составами, и запал из угля, бертолетовой соли и солей кальция.
5) Свойство этого металла гореть белым ослепительным пламенем
Слайд 8Ответ: магний, для тушения огня применяли песок.
Слайд 9Вопрос 4
Этот металл называют «крылатым». Каково основное предназначение этого металла во
время войны?
1) Каждому, кто летал на самолете во время ВОВ, приходилось видеть бесконечные ряды заклепок на крыльях и фюзеляже.
2) Благодаря фольге из данного металла на экранах приборов радиолокационных станций возникают неожиданные помехи.
3) Когда летчикам приходилось садиться на случайной площади, не выпуская шасси, на брюхо, бывало его лопасти винтов изгибались при ударе о землю, но не ломались! Тут же в полевых условиях их выпрямляли и снова в полет.
4) Тончайший порошок использовался для получения горючих и взрывчатых смесей (из рассказа о зажигательных бомбах).
5) Его легкость позволяет его использовать для проводов и кабелей, для посуды, а самое главное — в самолетостроении и космической технике.
Слайд 10Ответ: алюминий, его называют «крылатым» потому что используют в самолетостроении.
Слайд 11Вопрос 5
С изобретением огнестрельного оружия на изготовление пуль, дроби для ружей,
пистолетов и картечи для артиллерии стали расходовать много этого металла. Какого?
1) Он не раз решал исход грандиозных военных баталий, за что его стали называть «смертоносным» металлом.
2) Это тяжелый металл, оксид которого входит в состав хрустального стекла.
3) Металлическими снарядами пользовались еще в древности: пращники армии Ганнибала, они метали в римлян шары из данного металла.
4) Экраны из него защищают от рентгеновского и радиоактивного излучения.
5) Среди веществ этого класса преобладают соли тяжелых металлов.
Слайд 13Вопрос 6
Ковал победу тот металл
Для танков на Урале.
Он стойкость сплаву придавал
И
нити лампы при накале. Какой металл?
1) Относится к числу самых ценных стратегических материалов
2) Из … сталей и сплавов изготавливают танковую броню, оболочку торпед и снарядов, наиболее важные детали самолетов и двигатели
3) В переводе с немецкого означает «волчья пена»
4) Изготовленный из этой стали инструмент способен выдерживать огромные скорости интенсивнейших процессов в металлообработке
5) Используют при изготовлении твёрдых сплавов.
Слайд 15Вопрос 7
Гидрид этого металла бурно реагирует с водой, при этом при
этом выделяется большой объем водорода, которым заполняют аэростаты и спасательное снаряжение при авариях самолетов и судов в открытом море. Гидрид, какого металла?
1) Улучшает свойства алюминиевоцинковых сплавов — повышает их прочность и коррозионную стойкость.
2) Добавка в щелочные аккумуляторы увеличивала срок их службы в 2-3 раза, что очень нужно было для партизанских отрядов.
3) Трассирующие пули с добавкой этого металла при полете оставляли сине-зеленый след.
4) Он бурно реагирует с водой, при этом выделяется большой объем водорода, которым заполняют аэростаты и спасательное снаряжение при авариях самолетов и судов в открытом море.
5) Улучшает также технологические свойства чугуна и повышает его прочность.
Слайд 17Вопрос 8
Этот металл необходим для получения сплавов, из которых изготавливают гильзы
артиллерийских снарядов и патронов. Назовите металл.
1) «Пушечный» металл.
2) В соединении обладает высокой антикоррозионной стойкостью и хорошими антифрикционными свойствами.
3) Образует бронзу.
4) Гильзы патронов и артиллерийских снарядов обычно желтого цвета.
5) Входит в состав латуни.
Слайд 19Вопрос 9
Из стали на основе этого металла изготавливали солдатские каски, шлемы,
броневые плиты на пушках, бронебойные снаряды. Что за металл?
1) Называют «автомобильным металлом».
2) Впервые был фактически открыт в 1781 г. Андресом Мануэлем Дель Рио.
3) Он стоек к действию морской воды.
4) Широко применяют в военной технике: для изготовления коленчатых валов корабельных двигателей, отдельных деталей торпед, авиамоторов, бронебойных снарядов.
5) Улучшает такие свойства стали, как твёрдость и прочность и значительно повышает её износостойкость
Слайд 21Раунд 2 «Ученые – химики, их изобретения на страже Родины»
Слайд 22Вопрос 1
Три качества этой машины — мощность огня, скорость, прочность брони.
Назовите машину времен ВОВ и какой металл добавляется в сталь для особой прочности брони данной машины?
1) Эта машина, которая не боялась ни пулемёта, ни колючей проволоки.
2) Благодаря небольшому весу и размеру был очень маневренный.
3) Броня с повышенным содержанием металла не только оказалась самой прочной, но и имела самые выгодные углы наклона, поэтому была неуязвимой
4) Создана нашими конструкторам во главе с М. И. Кошкиным.
5) Башня поворачивалась с рекордной скоростью: она делала полный оборот за 10с вместо обычных 35с.
Слайд 23Ответ: Т-34, никель. Учёные разрабатывали сплавы стали с легирующими элементами, в
результате чего получился сплав стали с никелем, который придал стали вязкость, механическую прочность и коррозийную стойкость. В результате увеличения прочности уменьшилась толщина брони Т-34 и возросла маневренность бронетанковой техники из-за уменьшения её веса. Благодаря небольшому весу и размеру, поворотливость танка была превосходной, танк имел максимальную скорость (51 км/ч).
Слайд 24Вопрос 2
Данная машина изготовлена из плоских листов марганцево-кремне-никеле-молибденового сплава, для защиты
экипажа оборудована экранной бронёй. Назовите машину ВОВ.
1) Их было выпущено 42 тысяч.
2) Генеральный конструктор Сергей Ильюшин.
3) Броню создали академики С.Т. Кошкин и Н.М. Скляров.
4) Фашисты называли «чёрной смертью».
5) Советские солдаты «летающими танками».
Слайд 25Ответ: штурмовик ИЛ-2. Броня была самая прочная в мире. Затем Кошкин
и Скляров предложили защищать экипаж самолёта экранной бронёй – поперечной конструкцией, состоящей из двух стенок. За спиной лётчика устанавливался лист вязкой, а за ним на расстоянии 40-50 мм лист твёрдой брони. Бронебойная пуля вырывала кусок из хрупкой второй стенки и сама при этом разрушалась, а её осколки в основную броню неизбежно попадали под углом и вреда причинить уже не могли. Этот принцип конструирования защиты Кошкин и Скляров назвали потом принципом активности брони.
Слайд 26Вопрос 3
Академик Семён Вольфкович был в числе первых советских химиков, проводивших
опыты с этим химическим элементом. Когда Вольфкович возвращался домой по тёмным улицам, его одежда излучала голубоватое свечение, а из-под ботинок высекались искры. Каждый раз за ним собиралась толпа и принимала учёного за потустороннее существо, что привело к распространению по Москве слухов о «светящемся монахе». С каким элементом он работал и о каком оружие идет речь?
1) Способность элемента образовывать густой белый дым.
2) Является ядовитым, вызывает тяжёлые ожоги, образует в очагах пожара удушливые и ядовитые газы становятся дополнительным поражающим фактором.
3) Немецкая авиация применяла «С-50», «С-250», «С-250 А».
4) Американская армия называет «Красная капля», «Розовые анютины глазки».
5) Советское название «партизанское мыло».
Слайд 27Ответ: белый фосфор, фосфорные боеприпасы.
Слайд 28Вопрос 4
Предназначен для защиты органов дыхания, глаз и кожи лица от
радиоактивных, отравляющих, сильнодействующих ядовитых веществ и бактериальных средств. О каком устройстве идет речь, кто из ученых изобрел? На каком явлении основано его устройство?
1) В Германии и Франции он был разработан для боевых лошадей, с целью защитить их от последствий газовой атаки.
2) Пышные усы, борода или прическа могут стать причиной неполной герметизации, поэтому А.Гитлеру по приказу начальника, пришлось сбрить пышные усы и оставить фирменную «зубную щётку».
3) Бывают общевойсковые, промышленные и гражданские.
4) Его надевание выполняется по команде: «Газы».
5) Является средством индивидуальной защиты.
Слайд 29Ответ: противогаз, Н.Д. Зелинский в 1915 году. Зелинский предложил новый принцип
защиты- с помощью активированного угля, основываясь на своих исследованиях адсорбции. Уже в 1916 г. русская армия получила около 5 млн. сухих фильтрующих противогазов с резиновой маской Куманта, вскоре принятых на вооружение союзническими армиями
Слайд 30Вопрос 5
Вспомним начало войны, 1941 г. Немецкие танки рвались к Москве,
Красная Армия буквально грудью сдерживала врага. Не хватало обмундирования, продовольствия и боеприпасов, но самое главное – катастрофически не хватало противотанковых средств. В этот критический период на помощь пришли ученые-энтузиасты: в два дня на одном из военных заводов был налажен выпуск бутылок КС. Расшифруйте аббревиатуру КС и укажите фамилии ученых-энтузиастов. Что входило в состав КС?
1) Второе название «Коктейль смерти», «Кошкина смесь», позже «коктейль Молотова».
2) Горение происходит даже под водой.
3) Попадая на открытые участки кожи, «КС» вызывала тяжелые химические ожоги.
4) Бутылка КС не нуждалась в фитиле или запальной ампуле.
5) На открытом воздухе, горит с температурой до 10000С.
Слайд 31Ответ: Качурина–Солодовникова. К обыкновенной бутылке прикреплялись резинкой ампулы, содержащие концентрированную серную
кислоту, бертолетову соль, сахарную пудру. В бутылку заливали бензин, керосин или масло. Как только такая бутылка при ударе разбивалась о броню, компоненты запала вступали в химическую реакцию, происходила сильная вспышка, и горючее воспламенялось.
Слайд 32Вопрос 6
Что называли «сахаровской слойкой». Назовите тип оружия и химические элементы.
1)
Термин «чистое оружие».
2) Идея была предложена Энрико Ферми его коллеге Эдварду Теллеру осенью 1941 года.
3) В СССР проект был разработан в 1949 году Андреем Сахаровым.
4) Благодаря Н.С. Хрущеву получила неофициальное название «Кузькина мать».
5) В январе 2016 года Северная Корея провела успешное испытание своего оружия, о чём объявили в эфире центрального телевидения КНДР.
Слайд 33Ответ: водородная бомба. Термоядерное оружие, разрушительная сила которого основана на использовании
энергии лёгких элементов в более тяжёлые (например, синтеза одного ядра атома гелия из двух ядер атомов дейтерия).
Слайд 34Вопрос 7
Это секретное оружие под командованием капитана И. А. Флерова буквально
стерло с лица земли вокзал в городе Орше вместе с находившимися на нем немецкими эшелонами с войсками и техникой. Назовите устройство ВОВ.
1) Было снабжено механизмом самоликвидации.
2) Солдаты ласково называли женским именем.
3) Производство было организовано на воронежском заводе им. Коминтерна и на московском заводе «Компрессор».
4)Использовался осколочно-фугасный снаряд, получивший позднее официальное название М-13.
5) Официальным «отцом» считался А.Г. Костиков.
Слайд 35Ответ: «БМ-13»- знаменитая «катюша». Это было воистину оружие небывалой силы —
дальность полета снаряда достигала восьми с половиной километров, а температура в эпицентре взрыва — полутора тысяч градусов. Реактивные снаряды для «катюш» разработал Владимир Андреевич Артемьев.
Слайд 36Вопрос 8
В 1943 г. Гитлер издал приказ вступать в бой с
данной бронированной машиной на расстоянии не более 1 км. Назовите машину ВОВ и состав брони.
1) Эта бронированная машина была названа в честь советского руководителя.
2) Скорострельность 2—3 выстр/мин.
3) Из-за характерной формы верхней лобовой части корпуса получил прозвище «Щука».
4) Был разработан под руководством главного конструктора ЛКЗ Ж.Я. Котина.
5) Участвовал в крупнейшем военном параде союзников в сентябре 1945 года.
Слайд 37Ответ: ИС-3. Аббревиатура ИС означает «Иосиф Сталин» — официальное название серий
советских тяжёлых танков выпуска 1943—1953 гг. Индекс 3 соответствует третьей серийной модели танка данного семейства. В составе комбинированной брони алюминиевые и титановые сплавы.
Слайд 38Вопрос 9
Величайшее достижение химии породило величайшую трагедию человечества. Назовите тип оружия
и химические элементы.
1) Год трагического события 1945
2) Дерево бонсай, которое было посажено в 1626 году, пережило взрыв в одном городе ,а тори перед храмом, которой 400лет, в другом.
3) Собрал физик Роберт Сербер.
4) Их назвали «Толстяк» и «Малыш».
5) Два трагических события произошли в стране «восходящего солнца».
Слайд 39Ответ: ядерное оружие. Первая атомная (урановая) бомба была создана в США
и 6 августа 1945г. сброшена на Хиросиму, плутониевая бомба была также изготовлена в США и 9 августа 1945 г. была сброшена на Нагасаки.
Слайд 40Раунд 3 «Знатоки химии»
Старинные стальные доспехи подвергались коррозии, принося неудобства своему
владельцу. Чем пользовались древние рыцари и воины, оберегая свои доспехи от этой реакции?
Слайд 41Ответ: Для предохранения от коррозии доспехи рыцари смазывали воском или жиром.
Кольчугу тяжело содержать чистой: слишком слабо намасленная она будет ржаветь, слишком сильно - будет собирать на себя пыль и пачкать одежду жирной грязью. Кольчуги сворачивались в мешки с песком и уксусом или просто клались в бочки с песком.