Слайд 1 Урок химии по теме «Водород»
Разработан учителем химии ВКК МБОУ СОШ
№4 г. Воронежа Свердлиной Т.В.
Слайд 2Учитель Свердлина Т.В.
Предмет Химия
Класс
9
Автор УМК Габриелян О. С.
Тема урока Водород
Тип урока Урок открытия нового знания
Слайд 3Формы организации учебно-познавательной деятельности:
фронтальная, индивидуальная, групповая
Технологии, методики:
1) проблемное обучение;
2) моделирующая
и поисковая деятельность;
3) информационно-коммуникационные технологии;
4) здоровьесберегающие технологии.
Слайд 4Оборудование и наглядный материал.
1. Персональный компьютер,
2. Мультимедийный проектор,
3. Цифровые
образовательные ресурсы Интернет
получение и собирание водорода (видеофрагмент);
водород самый лёгкий газ (видеофрагмент);
горение водорода (видеофрагмент);
сжигание водорода (видеофрагмент);
водород с оксидом меди (II) (видеофрагмент);
применение водорода (видеофрагмент);
водород (презентация Microsoft Office PowerPoint).
Слайд 5Цели урока:
Рассмотреть водород как химический элемент и простое вещество, изучить строение
его атома, способы его получения и собирания, физические и химические свойства водорода, а так же его применение.
Задачи урока:
Личностные: создать условия для проведения исследования, совершенствования умений работать в команде, участвовать в обсуждении содержания материала, учиться формулировать собственное мнение и позицию.
Предметные: усвоить правила техники безопасности при работе в кабинете химии; использовать знания в повседневной жизни.
Метапредметные: способствовать овладению приёмами анализа, синтеза; умению аргументированно доказывать свою точку зрения; проводить коллективное исследование.
Слайд 6Планируемые результаты обучения.
Личностные: развитие желания узнавать новое, навыков коллективной работы, формирование
успешности и результативности деятельности; формируется научное мировоззрение на основе экспериментальной деятельности.
Предметные: учащиеся безошибочно выполняют задания в группе и индивидуально, дают безошибочные устные ответы, находят и исправляют ошибки, оказывают взаимопомощь.
Метапредметные: развивается умение анализировать, обрабатывать информацию на основе законов естественнонаучных дисциплин развитие наблюдательности, логического и абстрактного мышления, навыков анализа и синтеза, структурирования информации; формирование основных приемов самоопределения, планирования и реализации учебных действий, а также навыков устной речи, способности выступать перед аудиторией.
Слайд 7 Водород - первый химический элемент периодической системы химических
элементов Д. И. Менделеева. Атомный номер водорода 1, относительная атомная масса 1,0079.
Слайд 11Водород – элемент №1 во Вселенной
Слайд 12Звезды и другие космические объекты состоят в основном из водорода.
Слайд 13В земной коре его значительно меньше.
Слайд 14Водород входит в состав основного вещества Земли - воды.
Слайд 15Получение водорода.
В лаборатории.
1. Действием на металлы (обычно цинк) соляной или разбавленной
серной кислотой:
Zn + H2SO4 → ZnSO4 + H2↑
2. Взаимодействием паров воды с раскаленными железными стружками:
4H2O + 3Fe → Fe3O4 + 4H2↑
Водород собирают методом вытеснения воды в сосудах перевёрнутых вверх дном.
Слайд 16В промышленности.
1. Конверсией метана парами воды:
CH4 + 2H2O → 4H2 +
CO2↑
2. Конверсией оксида углерода:
СО + H2O → CO2 + H2↑
3. Термическим разложением метана:
СН4 → С + 2Н2↑
4. Электролизом воды. Получаемый водород чистый, но очень дорогой.
2H2О → 2H2 + О2
Слайд 17Физические свойства водорода.
Водород – газ, без цвета и запаха, малорастворим в
воде. Водород сжижается при низких температурах, известен твёрдый металлический водород. Водород легче воздуха в 14,5 раз.
Слайд 18Химические свойства водорода.
1. Взаимодействие с металлами
2Na + H2 → 2NaH
Ca +
H2 → CaH2
2. Взаимодействие с неметаллами
а) с кислородом
2H2 + О2 → 2H2О
б) с серой
H2 + S → H2S
в) с азотом
3H2 + N2 → 2NH3
3. Взаимодействие с основными оксидами
а) с оксидом меди (II)
H2 + CuO → Cu + H2O
б) с оксидами железа (II, III)
4H2 + Fe3O4 → 3Fe + 4H2O
Слайд 19Применение водорода.
Водород используется для наполнения метеорологических зондов (ранее воздушных шаров и
дирижаблей), как топливо в ракетной технике, в кислородно-водородных горелках для сварки и резки металлов. Области применения водорода весьма разнообразны, но все связаны с его восстановительными свойствами. Это производство аммиака и соляной кислоты, получение особо чистых металлов, органический синтез (получение синтетического моторного топлива, гидрогенизация жиров, синтез анилина из нитробензола). Дейтерий и тритий используют в процессах термоядерного синтеза.