Слайд 1Учебный химический эксперимент
Слайд 2Цель
Ознакомиться с основными функция-ми, видами и методикой использова-ния учебного химического
экспери-мента как специфического метода и средства обучения химии
Слайд 3План
Основные функции учебного химического
эксперимента
2. Классификация учебного химического
эксперимента
3. Демонстрационный химический
эксперимент. Требования к
демонстрированию химических опытов
4. Ученический химический эксперимент.
Лабораторные опыты и практические
работы по химии
Слайд 4Ни одна наука не нуждается в эксперименте в такой степени, как
химия. Ее основные законы, теории и выводы опираются на факты…
М. Фарадей
Познавательная
Воспитательная
Развивающая
Химии никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и не принимаясь за химические операции…
М.В. Ломоносов
Функции учебного химического эксперимента
Слайд 5Познавательная функция
Учебный химический эксперимент:
является источником
химических знаний
знакомит с методами исследований, используемыми в химической науке
служит основой для проверки гипотез построенных на основе теории
обеспечивает наглядность в изучении веществ и химических процессов
иллюстрирует области применения химических реакций в быту и на производстве
Слайд 6Воспитательная функция
Учебный химический эксперимент:
является средством формирования научного
мировоззрения, поскольку убеждает в истинности химических законов и теорий
осуществляет трудовое, нравственное, эстетическое и экологическое воспитание
оказывает сильное эмоциональное воздействие, прививая интерес к изучению химии
Слайд 7Развивающая функция
Учебный химический эксперимент:
способствует формированию обще-
интеллектуальных умений
развивает наблюдательность, умение анализировать наблюдаемые явления, делать выводы, обобщать
формирует практические эксперимен-тальные умения
развивает творческие способности обучающихся
Слайд 8Отличие учебного химического эксперимента от научного эксперимента
результаты учебного эксперимента заранее предопределены
обучающиеся
«открывают» для себя уже известные в химической науке факты
учебный эксперимент проводится под руководством учителя, с использованием специально подготовленных инструкций и рекомендаций
научный химический эксперимент более сложный и длительный
Слайд 9Техника и методика учебного химического эксперимента
Техника химического эксперимента – это способ
его выполнения, который предполагает знание экспериментатором химической посуды, реактивов, приборов, оборудования школьного кабинета и владение приемами работы
Методика химического эксперимента – это приемы его использования, обеспечивающие учащимся усвоение знаний и формирование соответствующих экспериментальных умений и навыков по химии
Слайд 10Назначение учебного химического эксперимента
Учебный эксперимент используется при решении различных дидактических
задач:
при получении новых знаний (при изучении свойств кислорода, водорода, аммиака, этилена)
при закреплении и совершенствовании знаний
при проверке знаний
в домашней работе
на факультативных занятиях и в кружковой работе (более сложный исследовательский и занимательный эксперимент)
Слайд 11по дидактической цели
по способу познания
по характеру познавательной деятельности обучающихся
по месту проведения
по
форме проведения
по способу организации
Классификация учебного химического эксперимента
Слайд 12Классификация учебного химического эксперимента
Слайд 13Виды учебного химического эксперимента по способу познания
Реальный (натурный) эксперимент предполагает непосредственное
проведение химического опыта учителем или учащимися
Виртуальный эксперимент - вид учебного эксперимента, в котором средством демонстра-ции или моделирования химических процессов и явлений является компьютерная техника
Мысленный эксперимент основан на воображении учащимися мысленных образов отдельных стадий и возможных результатов химического опыта
Слайд 14Возможности виртуального химического эксперимента
позволяет моделировать опыты, требующие доро-гостоящих реактивов, опасные и
длительные
обеспечивает получение наглядных, динамичных и запоминающихся иллюстраций сложных или опасных химических опытов
воспроизводит тонкие детали опытов, усколь-зающие при проведении реального эксперимента
позволяет изменять временной масштаб, варьи-ровать параметры и условия проведения опыта
допускает моделирование ситуаций, недоступных в реальном эксперименте
Слайд 15Виды учебного виртуального химического эксперимента
Виртуальная демонстрация – компьютерная программа, воспроизводящая на
компьютере динамические изображения, имитирующие признаки и условия протекания химических процессов, но не допускающая вмешательства пользователя в алгоритм ее работы
Виртуальная лаборатория – компьютерная программа, позволяющая моделировать на компьютере химический процесс, изменять условия и параметры его проведения
in silico (эксперимент на компьютерной модели)
Слайд 16Классификация учебного химического эксперимента
Слайд 17Настройте микроскоп
и нажмите кнопку
Слайд 18Классификация учебного химического эксперимента
Слайд 19Демонстрационный химический эксперимент
Случаи использования
учащиеся еще не имеют навыков экспери-ментальной работы (в
начале курса химии)
эксперимент слишком сложен для выполнения учащимися (например, горение аммиака)
опыт связан с некоторой опасностью при выполнении (например, взрыв гремучего газа)
эксперимент имеет методическую ценность при работе с достаточно большим количеством реактивов (например, алюминотермия)
Заменять ученический эксперимент
демонстрационным запрещается !!!
Слайд 20Требования к демонстрационному химическому эксперименту
Наглядность
Простота
Безопасность
Надежность
Теоретический комментарий
Слайд 21Обеспечение наглядности демонстрационного химического эксперимента
Для усиления наглядности используются:
реактивы в больших количествах
посуда
большого объема
демонстрационный столик
штатив с подсветкой и экранами
кодоскоп
микровидеоустановки
видео аппаратура
компьютерная техника
Слайд 22Обеспечение простоты и безопасности учебного химического эксперимента
Простота
простота используемых приборов
отказ от излишнего
оборудования
Безопасность
знание свойств веществ, действие на организм и меры по обезвреживанию
соблюдение правил безопасности и охраны труды
наличие средств оказания первой медицинской помощи
Слайд 23Обеспечение надежности
учебного химического эксперимента
определить его место и время на уроке
предварительно
провести опыты с теми же веществами и в той же посуде
определить оптимальные условия прове- дения (последовательность и количество добавляемых реактивов, их концентрацию)
установить прибор для демонстрирования
уточнить возможные причины неудач при проведении опыта
продумать методику объяснения резуль-татов опыта
Слайд 24Методика демонстрирования химических опытов на уроке
Постановка цели опыта
Описание прибора, в котором
демонстрируется опыт и условий его проведения
3. Организация наблю-
дения учащихся
4. Вывод и теорети-
ческое объяснение
Слайд 27Ученический химический эксперимент
Лабораторные опыты проводятся при изучении нового материала с целью
форми-рования новых знаний.
Выполнение занимает только часть урока
Практические работы проводятся в конце изучения темы с целью закрепления, совершенствования, конкретизации и про-верки знаний и экспериментальных умений и навыков по химии.
Выполняется в течение целого урока
Слайд 28Этапы выполнения ученического эксперимента
Постановка цели опыта
2. Изучение свойств веществ
3. Сборка прибора
или использование готового прибора
4. Практическое выполнение опыта
5. Анализ результатов и выводы
6.Объяснение полученных результатов и составление химических уравнений
7. Составление отчета
Слайд 29Организация ученического эксперимента
Формы:
индивидуальная
групповая
фронтальная
коллективная
Способы организации:
командный
по инструкции
смешанный
Слайд 31Практические работы
по химии
Проводимые по инструкции
Инструкция – это ориентировочная основа деятельности учащихся,
в которой изложен каждый этап выполнения опытов и необходимые меры безопасности
Экспериментальные задачи
Предлагается только условие задачи, инструкции по ее выполнению нет
Химический лабораторный практикум -
это комплекс, включающий 5-6 практических работ, сгруппированных в единую систему
Слайд 32Виды экспериментальных задач по химии
На получение веществ
Пример 1. Требуется экспериментально осуществить
следующие превращения:
AlCl3 → Al(OH)3 → Na3[Al(OH)6] → Al(OH)3.
На распознавание веществ
Пример 2. Опытным путем установить, в какой пробирке находится каждое вещество: хлорид аммония, хлорид бария, сульфат натрия
Слайд 33Отчет о практической работе
Оформление отчета
Тетрадь для лабораторных опытов и практических работ
по химии
Авторы – О.И. Сечко, Е.И. Шарапа,
А.П. Ельницкий
Тетради на печатной основе
Химический эксперимент.
Тетрадь для практических работ и лабораторных опытов
Автор – И.И. Борушко