Презентация, доклад Теория решения изобретательских задач при обучении химии

Содержание

Основными функциями и областями применения ТРИЗ являются:Решение изобретательских задач любой сложности и направленности;Пробуждение, тренировка и грамотное использование природных способностей человека в изобретательской деятельности (прежде всего образного воображения и системного мышления).

Слайд 1Метод ТРИЗ
(теория решения изобретательских задач)
при обучении химии

Метод ТРИЗ(теория решения изобретательских задач) при обучении химии

Слайд 2Основными функциями и областями применения ТРИЗ являются:
Решение изобретательских задач любой сложности

и направленности;
Пробуждение, тренировка и грамотное использование природных способностей человека в изобретательской деятельности (прежде всего образного воображения и системного мышления).
Основными функциями и областями применения ТРИЗ являются:Решение изобретательских задач любой сложности и направленности;Пробуждение, тренировка и грамотное использование

Слайд 3Цель данной технологии:
«Знает,

понимает,
применяет»
Цель данной технологии:   «Знает,          понимает,

Слайд 4 В качестве примеров можно представить несколько задач, а также несколько приемов

данной технологии.

1.В начале прошлого века немецкий химик Кристиан Шенбейн изобрел новые симпатические чернила, представляющие собой раствор сульфата марганца. После высыхания текст, написанный ими на розовой бумаге становится совершенно невидимым. Гордый выдумкой, Шенбейн написал своими чернилами письмо английскому физику и химику Майклу Фарадею. История умалчивает, удалось ли Фарадею прочесть послание своего немецкого коллеги.
Вопрос. Подумайте, как можно было проявить написанное?

В качестве примеров можно представить несколько задач, а также несколько приемов данной технологии.   1.В

Слайд 52.Почему нередко комнатные растения, посаженные в металлическую банку из-под консервов, лучше

растут, чем такие же растения в глиняных горшках?
2.Почему нередко комнатные растения, посаженные в металлическую банку из-под консервов, лучше растут, чем такие же растения в

Слайд 6 3.Для повышения октанового числа бензина используют добавку антидетонатора —

тетраэтилсвинца. Это очень ядовитое вещество, которое может присутствовать в парах бензина, а значит попадать в воздух. Особенно это опасно на автотранспортных предприятиях. Предложите способ обнаружения паров тетраэтилсвинца в воздухе.
3.Для повышения октанового числа бензина используют добавку антидетонатора — тетраэтилсвинца. Это очень ядовитое вещество, которое

Слайд 7Сказка
Сидит алхимик у свечи, подходит к нему дочка

и спрашивает:
«Папа, что ты делаешь?»
«Хочу драгоценность получить, дочка».
- «Из этой свечи?»
- «Нет, из подсвечника», - отвечает отец. Дождался он, когда черная окалина на подсвечнике появится, соскреб ее и в кислоту бросил — стал синий раствор; бросил щепоть соды - выпал зеленоватый осадок; добавил едкую щелочь — и совсем синий стал осадок внутри. Высушил он эту смесь, и вышла краска дивной красоты. Чем не драгоценность?
Сказка   Сидит алхимик у свечи, подходит к нему дочка и спрашивает:  «Папа, что ты

Слайд 8 2. Почему звезды горят? Звезды и наше Солнце состоят из

смеси двух газов, превращение одного из них в другой происходит с выделением света и тепла. Что это за газы ? Элементы, входящие в состав, - соседи по периодической таблице; первый из газов вдвое легче второго, молекулы первого газа двухатомна, второго одноатомна, к тому же второй газ инертный. Назовите эти газы.
2. Почему звезды горят? Звезды и наше Солнце состоят из смеси двух газов, превращение одного из

Слайд 9В качестве приемов данной технологии можно использовать кейсы, загадки и т.д.

1. Объясните химические процессы, упоминаемые в строках стихотворения А.Ахматовой.
«На рукомойнике моем
Позеленела медь.
Но так играет луч на нем,
Что весело глядеть».
В качестве приемов данной технологии можно использовать кейсы, загадки и т.д.   1. Объясните химические процессы, упоминаемые

Слайд 10Загадка
В кружево будто одеты

Деревья, кусты, провода.
И кажется сказкою это,
А в сущности – только …….
Загадка    В кружево будто одеты    Деревья, кусты, провода.

Слайд 11-- Кто и когда впервые осуществил синтез воды?
-- Какой воздух тяжелее

– сухой или влажный?
-- В каком органе человека содержится наибольшее количество воды, и в каком – наименьшее?
-- Назовите восемь наименований состояния воды, принятых в метеорологии.
-- сколько молекул воды в океане?
-- Что такое снежинки?
-- Распадаются ли в воде на ионы ее собственные молекулы?
-- Может ли вода гореть?
-- Может ли вода течь вверх?
-- Перечислите химические и физические свойства воды.
-- Роль воды в жизни человека.

-- Кто и когда впервые осуществил синтез воды?-- Какой воздух тяжелее – сухой или влажный?-- В каком

Слайд 12Загадки о химических элементах.
Давно известно человеку:
она тягуча и красна,
Еще по бронзовому

веку
Знакома в сплавах всем она.
Объясните с точки зрения химии ее свойства.

Загадки о химических элементах. Давно известно человеку:она тягуча и красна,Еще по бронзовому векуЗнакома в сплавах всем она.

Слайд 13Как вдохнешь зеленый газ,
так отравишься сейчас.
Кто открыл хлор? Где

он применяется? Как влияет на организм?

Как вдохнешь зеленый газ,так отравишься сейчас.  Кто открыл хлор? Где он применяется? Как влияет на организм?

Слайд 14Я светоносный элемент,
Я спичку вам зажгу в момент.
Сожгут меня — и

под водой
Оксид мой станет кислотой.
Какими свойствами обладает фосфор? Где применяется ? Какие аллотропия модификации Вы знаете? Объясните механизм свечения.

Я светоносный элемент,Я спичку вам зажгу в момент.Сожгут меня — и под водойОксид мой станет кислотой.

Слайд 15Метод МАТХЭМ Фрагмент урока: Факторы, влияющие на скорость химической реакции.
В некоторой лаборатории

долго пытались запустить химическую реакцию, но ничего не получалось, но потом у одного из лаборантов, когда он остался один в лаборатории - реакция пошла! Все сбежались, чтобы посмотреть, что он делает для запуска реакции, но к всеобщему разочарованию – опять ничего не получилось…. Оставшись наедине, он заново попытался провести реакцию и…она опять пошла! Стоило позвать всех, чтобы показать - реакция не идет…
В чем тут дело?
Метод МАТХЭМ Фрагмент урока: Факторы, влияющие на скорость химической реакции.В некоторой лаборатории долго пытались запустить химическую реакцию,

Слайд 16Творческие задачи исследовательского типа
Для конструирования исследовательских задач воспользуемся следующим

алгоритмом:
• исходный факт;
• формулировка задачи;
• выявление противоречия;
• поиск ресурсов.
• формулировка идеального конечного результата;
Творческие задачи исследовательского типа  Для конструирования исследовательских задач воспользуемся следующим алгоритмом:• исходный факт;• формулировка задачи;• выявление противоречия;• поиск ресурсов.• формулировка идеального

Слайд 17Например, исходный факт
в Индии на площади стоит колонна, которая изготовлена

около 1500 лет назад из железа. Уже много лет она не подвержена коррозии, несмотря на влажный и теплый климат. Составим текст исследовательской задачи: Как известно, климат в Индии теплый и влажный. На площади во дворе мечети в Дели находится знаменитая железная колонна - одно из чудес света. Почему же железная колонна в Индии стоит уже почти 16 веков не разрушаясь? Как сумели древние мастера создать химически чистое железо, которое трудно получить даже в современных электролитических печах?
Например, исходный факт в Индии на площади стоит колонна, которая изготовлена около 1500 лет назад из железа.

Слайд 18Задачи Шерлока Холмса
Задача учителя - поставить их в положение добросовестных,

а не «понарошку», сыщиков, тогда они способны горы свернуть. Для этого использую софизмы, в своем сообщении допускаю ошибки, которые следует найти. Или предлагаю карточки с продуктами реакции, а исходные вещества должны найти дети.
Задачи Шерлока Холмса Задача учителя - поставить их в положение добросовестных, а не «понарошку», сыщиков, тогда они

Слайд 19Морфологический ящик / копилка
Морфологическая копилка служит для сбора и анализа

информации по заданным признакам, выявление существенных и несущественных признаков изучаемого объекта или явления
Морфологический ящик / копилка Морфологическая копилка служит для сбора и анализа информации по заданным признакам, выявление существенных

Слайд 20Приемы, способствующие творческому саморазвитию учащихся
“Создай паспорт” для систематизации, обобщения полученных

знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого объекта или явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями.
Лови ошибку («ДА – НЕТка»). Ребята ищут ошибку, лучше группой, спорят, совещаются. Придя к какому-то мнению, выбирают спикера и предлагают свой аргументированный вариант ответа).
Приемы, способствующие творческому саморазвитию учащихся “Создай паспорт” для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных

Слайд 21Современные предприятия, учреждения, фирмы ищут для работы творческих людей, способных давать

нестандартные решения различных проблем, умеющих решать творческие задачи. Перед современной школой
сформулирована основная цель – формировать целостную систему универсальных знаний и умений, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся… при этом, важно обеспечить право каждого школьника на индивидуальное развитие.
Современные предприятия, учреждения, фирмы ищут для работы творческих людей, способных давать нестандартные решения различных проблем, умеющих решать

Слайд 22
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть