Слайд 1Составляющие образовательного процесса, обеспечивающие развитие интеллектуальных способностей школьников
«Нет стремления более естественного,
чем
стремление к знанию».
Слайд 2 «Интеллект-это глобальная способность разумно действовать, рационально мыслить и хорошо
справляться с жизненными обстоятельствами», т.е. «успешно меряться силами с окружающим миром».
Д. Векслер
Слайд 3Интеллект
Интеллект (от лат. intellectus — понимание, познание) — это общая способность
к познанию и решению проблем, которая объединяет все познавательные способности индивида: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение.
Слайд 4Формы и методы развития
интеллектуальных способностей.
Слайд 5Разновидности игр.
«Игра ребенка не есть пустая забава. Она имеет высокий смысл
и глубокое значение, в ней развивается и проявляется весь человек в своих самых тончайших задатках».
(Ф. Фребель)
Обучающие
Контролирующие
Тренинговые
Обобщающие
Сюжетно-ролевые
Деловые
Слайд 6Применение дидактических игр в изучении химии позволяет решать следующие задачи:
Привитие
интереса к изучению предмета
Снижение перегрузки учащихся
Активизация учебно-познавательной и интеллектуальной деятельности учащихся.
Слайд 7Меткий стрелок.
Выписать только формулы оксидов, назвать их.
Оксиды
CH4, CO2, NH3, BaO,
Na2O.
Al2O3, HCl, SO2, H3PO4.
Слайд 8Логические цепочки.
Даны карточки с металлами, в которых один металл лишний. Необходимо
определить этот металл и указать признак, по которому этот металл был выделен из группы.
Fe, Cu, Ag, Au, Pt.
(Fe, в ряду напряжения металлов он стоит перед водородом)
Ba, Hg, Cd, Sr, Zn, Cu, Mg.
(Zn, его соединения амфотерны)
Ca, Ti, Cr, Fe, Ni.
(Ca, активный металл)
Na, Li, K, Ca, Cs.
(Ca, щелочно-земельный металл)
Li, K, Na, Ca, Mg, Pb.
( Pb, металл средней активности)
Слайд 9Кроссворды, ребусы, шарады
В кроссворде слова загаданы в виде формул.
Учащиеся должны определить по химическому знаку, формуле, названию элемента необходимое вещество и записать подходящее название в кроссворд.
1. Fe. 2. H2O. 3. O2. 4. Na.
Я газ, простое вещество, Корабли меня обходят,
Двузначен номер мой. Знает лоцман наизусть.
А слог мой первый – божество, Если л на д заменят,
Река – вот слог второй. То металлом окажусь.
Слайд 10Прочитав данные предложения, найдите в них названия основных классов неорганических веществ.
Маленький ребенок сидит за столом и рисует.
Поселок Бурсоль расположен недалеко от города.
Слайд 11Самостоятельная работа
С учебной и научной
литературой
«Только самостоятельная работа учащихся создает
предпосылки для глубокого овладения знаниями, развития мышления и умственных способностей учащихся».
К.Д. Ушинский.
Слайд 12Самостоятельная работа с учебником по теме: «Многоатомные спирты».
Изучить материал стр.85-93. ответить
на вопросы:
Дайте определение многоатомных спиртов.
Запишите формулы этиленгликоля, глицерина.
Охарактеризуйте физические и химические свойства спиртов.
Как получают и где применяют многоатомные спирты.
Что является качественной реакцией на глицерин.
Запишите формулы фенола. Дайте определение фенолов.
Где применяют фенол.
Попробуйте решить задачу:
Сколько литров водорода (н.у.) выделится при взаимодействии натрия с 3.6г. глицерина.
Слайд 13Самостоятельная работа с учебником по теме:
«Сравнительная характеристика крахмала и целлюлозы».
Изучите
§ 3-4 стр132 и стр134 и заполните таблицу.
Слайд 14Формы урока
Урок – путешествие
Урок – суд
Урок –
конференция
Урок - размышление
Урок – сказка
Урок-дебаты
Зачёты
Уроки - проекты
Просмотр и обсуждение видеофильмов
Учебный и исследовательские проекты и т.д.
Слайд 15ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Исследовательскую работу в школе я рассматриваю как: создание проблемных ситуаций
на уроке, поиск решения как теоретический, так и через эксперимент, анализ полученных результатов, наблюдений, затем выводы и обобщения.
Эту работу можно начинать с первых уроков химии. Например, в теме: “Что изучает химия? Каков путь изменения этого предмета?”, можно предложить для исследования вопрос: зачем нужно изучать химию? Создается мини педагогическая мастерская, где каждый ученик делится своим жизненным опытом, знаниями, которые складываются в совместную научную копилку.
И так, шаг за шагом, от собирания фактов к обобщению, мы осваиваем основные химические понятия и законы. К 9 классу багаж знаний уже достаточен, чтобы перейти к освоению нового этапа научно-исследовательской деятельности.
Слайд 16Одной из форм познавательных способностей являются творческие задания
Не секрет, что большинство
детей
любят рисовать, создавать что-то своими руками и я стараюсь связать это с химией. Мне хотелось бы развить у ребят образное мышление видеть в мире, который нас окружает, химию. Мы с учениками постарались оформить выставку рисунков по темам, которые им интересны.
Слайд 17На стенде представлены
рисунки по следующим темам:
Химические и физические явления.
Реакции в нашей
жизни.
Кислоты вокруг нас.
Предельные углеводороды в природе.
Слайд 21Применение технологии развития критического мышления на уроках химии
Слайд 22Изменения в структуре урока
Три основные стадии:
1. Вызов
2. Осмысление
3. Размышление (рефлексия).
Слайд 23Основная задача
с т а д и и ВЫЗОВА
– пробудить интерес,
подготовить учащихся к предстоящей работе. На этой стадии озвучивается цель урока, учащиеся ее принимают, происходит мотивация их дальнейшей деятельности.
Слайд 24Н а с т а д и и ОСМЫСЛЕНИЯ учащиеся сталкиваются
с новой информацией; они пытаются решить поставленную проблему, опираясь на сведения, предоставленные учителем, текст учебника или документа.
Слайд 25Н а с т а д и и РЕФЛЕКСИИ
происходит корректировка взглядов
учащихся на основании полученной ими новой информации, присвоение нового знания. Школьники высказывают собственные идеи и аргументируют их.
Слайд 26Прием «Синквэйн»
В первой строчке тема называется одним словом (существительным).
Вторая строчка –
это описание темы в двух словах (два прилагательных).
Третья строчка – описание действия в рамках темы тремя глаголами.
Четвертая – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
Пятая - синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Слайд 27Примеры:
Синквэйн по теме «Неметаллы»
Неметаллы
Разнообразные, аллотропные
Не куются, не проводят, не блестят
Нет правил
без исключения
Антиподы
Слайд 28Синквэйн по теме «Металлы»
Металл
Активный, пассивный
Реагирует, восстанавливает, окисляется
Сопровождает в повседневной жизни
Восстановитель