Слайд 1«Химия в стакане чая»
Участники: ученики 8А класса школы №1356
Хроль Константин, Шамиль
Алиев.
Руководитель: Лысова Вера Анатольевна.
Слайд 2
Аннотация.
Цель работы:
1.изучить историю, ассортимент, производителей чая;
2.изучить химический состав и пищевую ценность
чая;
3. классические и национальные способы приготовления чайного напитка;
4. сочетание чая с различными продуктами;
5. чай как лечебное средство;
6. провести экспертизу чая.
Гипотеза:
Чай освежает тело,
Смягчает сердце,
Укрепляет дух.
Значит чай это целебный, уникальный напиток, который содержит вещества оказывающие благотворное влияние на организм. Учитывая, что – чай, самый распространенный продукт на потребительском рынке, поэтому мы предположили что качество чая не всегда может соответствовать заявленному сорту.
Слайд 3Изученность вопроса.
Вопрос актуален для мирового человеческого сообщества, т.к. сбор чая увеличивается
из года в год.
Рост популярности чайного напитка расширяется вместе с ассортиментом чая.
Чаепитие стало сообразным проявлением бытовой и общественной жизни целых народов:
За чаем решаются важные семейные дела, проводятся деловые переговоры, заключаются договора и сделки.
Слайд 4Методы работы:
накопление материала, изучение литературы и источников;
ознакомление с историей теории вопроса;
осмысление
собранного материала;
проверка и уточнение фактов;
обсуждение результатов;
эксперимент;
описательный метод;
экспериментальный метод анализа;
обсуждение результатов эксперимента.
Слайд 5Утром 1 января 1887 года 1-я Мещанская
в Москве (ныне пр-т
Мира) была наполнена
большим количеством людей,
не смотря на морозы. Свой
столетний юбилей отмечала фирма
«Василий Перлов с сыновьями»
- крупнейший
в Росси поставщик чая.
История чая
Чайное растение
Сбор чая и чайные производители
Слайд 8По качеству чай делиться
1-Й
Букет
2-Й
По качеству чай делиться
1-Й
Слайд 9Прессованный
чай
Желтый
чай
Белый чай
Красный чай
Черный чай
(байховый)
Квашеный
чай
Ассортимент чая
Гранулированный
чай
Прессованный
чай
Красный чай
Слайд 10 Зеленый чай
Вырабатывают его из того же сырья, что и черный,
но стремятся сохранить естественный химический состав чайного листа.
Белый чай.
Обычно для белого чая собирают только самые молодые полураспустившиеся листья первого урожая, полуприкрытые белыми волосками раскрытой чайной почки.
Все процессы обработки производятся вручную.
Белый чай благодаря высокому содержанию витаминов, аминокислот и пектинов способствует омоложению организма
Слайд 11Красный чай.
Красный чай выращивается в дали от
больших городов на экологически чистых полях в провинциях Гуанси, Юннань, Аньхуни, Фуцзянь.
Красный чай обладает свойствами как черного так и зеленого чая.
При заваривании получается настой темно-медового цвета, с мягким, долгим запоминающимся послевкусием.
Слайд 12 Желтый чай.
На сырьё идут одни лишь почки. Чай изготавливают только
ручным способом. Сырье подвергают легкому завяливанию на солнце. Во время следующих технологических операций – скручивание – приобретает темно –зеленый цвет. В итоге желтый чай по внешнему виде не возможно отличить от зеленого чая среднего качества. Однако это как раз тот случай, когда внешность обманчива. На самом деле желтый чай отличается удивительно нежным ароматом, мягким и бархатным вкусом, исчезающим сразу с последним глотком.
Слайд 13 Прессованный чай.
При сборе чайного листа, а так же
его фабричной переработке образуются запасы некондиционного сырья, отходов, побочных продуктов. Это грубое сырье идет так же в дело и перерабатывается в прессованный чай. более того, такое сырье специально собирают, обрезают с кустов целые ветки.
Слайд 14 Пакетированные чаи.
Пакетированный чай имеет свои особенности:
это должен быть обязательно мелкий чай – высевка. Сырье ссыпают в огромный чан и тщательно перемешивают механическими мешалками. Самая мелкая чайная пыль и является тем наполнителем, который используется при изготовлении пакетированного чая.
На вкус и аромат такого чая отрицательно влияет бумага и клеевой состав. Для того чтоб компенсировать потерю аромата и вкуса добавляются ароматизаторы.
Слайд 15 Гранулированный чай.
Присутствие на упаковке надписи «Granulated» или букв
СТС означает, что чай гранулированный. Аббревиатура СТС происходит от начальных букв слов означающих три стадии изготовления этого чая – ломку, измельчение и скручивание в шарики.
Чай СТС дает настой насыщенного, полного вкуса.
Слайд 16 Квашеный чай.
Это своеобразный подтип зеленого чая. Его
готовят из четвертого лита флеши. Мясистыми и огрубевшими листьями набивают ящики с отверстиями на дне для стока воды. Ящики опускают на несколько минут в кипящую воду. Дав листьям остыть, плотно укладывают их в своего рода силосной траншеи, герметически закрывают и придавливают гнетом.
После дозревания в течение полугода квашеный чай готов к употреблению. Его варят несколько минут в подсоленной воде, приправляют пряностями (в том числе большим количеством чеснока), специями, растительным маслом и едят как обыкновенный салат.
Слайд 17Скручивание листьев
Завяливание
Ферментация
Сушка
Сортировка
Фасование готовой продукции
Технология производства чая
Слайд 18Вода – 8,5%
Кофеина – 2-5%
Дубильных веществ – 11-30%
Белковых веществ -20%
Клетчатки –
4,5%
Органических кислот – 1,2%
Минеральных веществ – 5,5
Чайного эфирного масла – 0,014-0,007%
Витамины – Р, РР,С, В1, В2
Ферменты, красящие вещества.
Энергетическая ценность
100г -109 ккал, или 456кДж
Химический состав
Слайд 19Дубильные (таниновые) вещества.
Они являются важными компонентами чая, придают ему знакомый вяжущий
вкус. Содержание их доходит до 35%. Тенен чая, или теснин, - сложнейший химический комплекс. Его содержание в зеленых чаях значительно выше, чем в черном.
Эфирные масла.
В чайных листьях и цветах, а так же и в готовом чае содержаться так называемые эфирные масла. В зеленых чайных листьях содержаться всего лишь 0,02%. Несмотря на крайне незначительное количество, они дают любимый нами чайный аромат. Состав аромата черного чая чрезвычайно сложен. Уже открыто более чем 550 химических составляющих, большинство из которых образуются во время фабричного производства чая.
Слайд 20Минеральные вещества.
Минеральные вещества составляют в чае 4-7% и входят в состав
сложных соединений.
Натрия –82мг
Калия – 2480мг
Кальция - 495мг
Магния – 440мг
Фосфора – 824мг
Железа – 82 мг
Органические кислоты
Органические кислоты являются растворимым соединением. Количество их, как правило, не превышает 1%. Они определяют общую кислотность чайного напитка. При большом содержании органических кислот в напитке его вкусовые качества ухудшаются. Чай содержит преимущественно оксаловую, лимонную, янтарную, фурмаровую и прировоградную кислоты. Они являются возбудителями секреции поджелудочной железы, улучшают пищеварение, способствуют нормальной перистальтике кишечника.
Слайд 21Пектины
Содержание пектиновых веществ в чае составляет 2-3%. Они имеют важное значение
для сохранения чая.
Углеводы
Содержание углеводов в чае незначительно. Чем выше процент углеводов, тем ниже качество чая. Большинство углеводов – целлюлоза, гемецилюлоза и крахмал – нерастворимы и не усваиваются в организме. Содержание растворимых (усвояемых) углеводов (глюкоза, фруктоза, мальтоза) с составляет около 2-3%.
Пигменты
В окраске чая принимают участие пигменты: хлорофилл, ксантофилл и каротин. Чем больше их количество, тем лучше напиток. Также эти вещества положительно влияют на проницательность кровеносных сосудов.
Слайд 22Витамины
Чай богат витаминами, в 100г. черного байхового чая содержится витаминов.
В1
– 0,07мг
В2 - 1 м
РР – 8 мг
С – 10мг
Бетта – каротина – 0,05мг
В свежих чайных листьях содержание витамин С в четыре раза больше, чем в лимоне, но при фабричной обработке листьев он в значительной степени уничтожается.
Слайд 23
Установление вида чая
Экспертиза качества чая
Слайд 24В каждой стране чайная церемония
проходит по разному.
Имея свое назначение
и свою значимость.
В Китае на Тибете, Японии
Индии и России и т.д. есть свои предпочтения и
способы заваривания.
Классические и национальные
способы заваривания чая
Слайд 25Сочетание чая с разными продуктами
Слайд 28Результаты. Выводы:
В ходе работы наша гипотеза о фальсификации чая подтвердилась.
Наши выводы
отображены в таблице.