Презентация, доклад Приёмы и методы организации деятельности учащихся на уроках химии в условиях ФГОС

Содержание

Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью. (Л.Толстой). Принятие ФГОСИзменения во всех звеньях образовательного процессаНовые педагогические технологииЛичностно-ориентированные технологии обучения

Слайд 1Областной семинар учителей химии

«Приёмы и методы организации деятельности учащихся на уроках

химии в условиях ФГОС ООО» Учитель химии МБОУ СШ № 22 г.
Димитровграда Ульяновской области
Нигматулина З.А.
Областной семинар учителей химии«Приёмы и методы организации деятельности учащихся на уроках химии в условиях ФГОС ООО»

Слайд 2Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а

не памятью. (Л.Толстой).

Принятие ФГОС
Изменения во всех звеньях образовательного процесса
Новые педагогические технологии
Личностно-ориентированные технологии обучения

Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью. (Л.Толстой). Принятие ФГОСИзменения во

Слайд 3Методы обучения – это упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся,

направленные на достижение целей образования.

Зверев И.Д. Состояние и перспективы разработки проблемы методов обучения в современной школе // Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе. – М., 1980.
Методы обучения – это упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей образования.Зверев И.Д.

Слайд 4Методы обучения
Методы мотивации учебной деятельности
Создание проблемной ситуации (удивления,

сомнения, затруднения в выполнении действий, затруднения в интерпретации фактов), создание ситуаций занимательности, создание ситуации неопределенности и др.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
Рассказ, эвристическая беседа, лекция (информационная и проблемная), изучение текста, демонстрация, иллюстрация, познавательная (ролевая и имитационная) игра, исследование, дискуссия и др.
 

Методы формирования новых умений
Упражнения, лабораторная работа, практикум, игра (дидактическая, деловая, ролевая, имитационная), метод проектов, кейс-метод (решение ситуационных задач), мозговой штурм (решение нестандартных задач) и др.

Методы обобщения и систематизации изученного
• Кодирование информации: создание схем, таблиц, графиков, опорных конспектов, заполнение контурных карт;
• Декодирование информации: чтение схем, таблиц, карт и др.
 

Методы обученияМетоды мотивации учебной деятельности   Создание проблемной ситуации (удивления, сомнения, затруднения в выполнении действий, затруднения

Слайд 5Методы обучения
Методы контроля результатов обучения
• Устные: опрос (индивидуальный, фронтальный, выборочный, перекрестный), беседа

и др.
• Письменные: диктант, тест, опрос (письменный развернутый ответ на поставленный вопрос) и др.
• Практические: создание материального продукта, творческого или выполненного по образцу, алгоритму (изделие, модель, сочинение, рисунок, схема), демонстрация действий и операций и др. • Машинные: тест.

Методы стимулирования учебной деятельности
Предъявление требований, поощрение и наказание: словесное (похвала, признание, благодарность, порицание), наглядное (жетон, условный знак или символ), формальная оценка (баллы, отметка); создание ситуации успеха, создание атмосферы эмоционального комфорта и др.

Методы обученияМетоды контроля результатов обучения•	Устные: опрос (индивидуальный, фронтальный, выборочный, перекрестный), беседа и др. •	Письменные: диктант, тест, опрос

Слайд 6Приём обучения – это элемент метода, его составная часть, разовое действие,

отдельный шаг в реализации метода или модификация метода в том случае,
когда метод небольшой по объему или простой по структуре.

Подласый И.П. Педагогика. Учеб.для студентов высших пед. учеб. заведений. – М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. – С. 319.
Приём обучения – это элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода или

Слайд 7Познавательные УУД
Общеучебные универсальные учебные действия:
поиск и выделение необходимой информации

проявление познавательной инициативы
знаково-символические действия, где выделены существенные характеристики объекта
структурирование знаний
постижение речевого высказывания в устной и письменной форме
смысловое чтение
контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Логические универсальные действия
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с выполнением недостающих компонентов
выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов
установление причинно-следственных связей
Познавательные УУДОбщеучебные универсальные учебные действия: поиск и выделение необходимой информации проявление познавательной инициативы знаково-символические действия, где выделены

Слайд 8Регулятивные УУД
контроль и коррекция – внесение необходимых дополнений

и коррективов в план и способ действия
в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат
своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами
оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить,
осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии к волевому усилию и
преодолению препятствий.
Регулятивные УУД   контроль и коррекция – внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ

Слайд 9Коммуникативные УУД
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
инициативное

сотрудничество в поиске и сборе информации
управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в
владение монологической и диалогической формами речи
применение знаний в конкретной учебной ситуации
Коммуникативные УУД планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками инициативное сотрудничество в поиске и сборе информацииуправление поведением

Слайд 10Личностные УУД
-личностное, профессиональное, жизненное самоопределение
- установление обучающимися связи между целью учебной

деятельности и ее мотивом
-нравственно-этическая ориентация
-оценивание содержания изученного материала, исходя из социальных и личностных ценностей
-умение формулировать собственную позицию

Личностные УУД-личностное, профессиональное, жизненное самоопределение- установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом  -нравственно-этическая

Слайд 11Приём деятельности - наиболее рациональная совокупность действий и операций, выполняемых в

определенном порядке и служащих для решения задач деятельности
(по Е. Н. Кабановой - Меллер).
Приём деятельности - наиболее рациональная совокупность действий и операций, выполняемых в определенном порядке и служащих для решения

Слайд 12«Час работы научит большему, чем день объяснений…» Руссо Ж.

«Час работы научит большему, чем день объяснений…»   Руссо Ж.

Слайд 13Приемы работы с текстовыми источниками информации
( учебником и другими источниками)

2.Приемы

работы с тестами
(контрольными, обучающими, развивающими и т.д.)

3.Приемы работы со статистическими иллюстративными материалами (составление тематических рабочих тетрадей, составление слайд-шоу, презентаций, макета своего пособия и т.д.)

4.Приемы работы с дидактическими экранными материалами (коментарии после просмотра
видеофрагмента, озвучивание, анализ (рецензирование) и т.д.

5.Игровые приемы (деловые игры, выпуск тематических стенгазет, театрализация, викторины, КВН и т.д.)

6.Вербальные приемы обучения (беседа, рассказ, лекция, семинар и т.д.)

7.Приемы работы со статистическими материалами (таблицы, графики, диаграммы)
Приемы работы с текстовыми источниками информации ( учебником и другими источниками)2.Приемы работы с тестами (контрольными, обучающими, развивающими

Слайд 14Чтение с пометками на полях книги и в рабочей тетради:
Инсерт –

в дословном переводе означает интерактивную систему записи для эффективного чтения и размышления.
1этап: предлагается система маркировки текста
v «галочкой» помечается то, что уже известно ученикам
- «минусом» помечется то, что противоречит их представлениям
+ «плюсом» помечается то, что для них интересно и неожиданно
? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше
2 этап: учащиеся читают текст и делают соответствующие пометки
3 этап: последовательное обсуждение каждого маркированного фрагмента
Система обозначений может быть и другой.
Обсуждение: 1) Что в этом тексте знакомо «+»
2) Что увы узнали нового «v»
3) Что требует для вас пояснения «?»
4) Какие ошибки нашли «-»
Работать можно индивидуально и парами.
Чтение с пометками на полях книги и в рабочей тетради:Инсерт – в дословном переводе означает интерактивную систему

Слайд 15Химия 9 класс. Тема «Свойства водорода»
предлагаю ученикам такой текст, где

они тоже проводят соответствующую маркировку:
Молекула водорода состоит их двух атомов.
Атомы в молекуле водорода соединены между собой ковалентной полярной связью.
Вещество водород имеет молекулярную кристаллическую решётку.
Водород можно собрать методом вытеснения воздуха.
1 моль водорода при нормальных условиях занимает объём 22,4 литра.
В химических реакциях водород может проявлять себя только в роли восстановителя.
Водород как неметалл взаимодействует со всеми металлами.
Водород можно использовать в качестве сильного восстановителя при получении чистых металлов.
Водород является экологически чистым топливом.
Водород применяется в качестве пищевой добавки Е 949.

Химия 9 класс. Тема «Свойства водорода» предлагаю ученикам такой текст, где они тоже проводят соответствующую маркировку: Молекула

Слайд 16Чтение с остановками. Условное название методического приема организации чтения с использованием

разных типов вопросов.
Данный приём целесообразно использовать на стадии осмысления.
Подготовительная работа:
Учитель выбирает текст для чтения. Текст должен быть абсолютно неизвестным для данной аудитории (в противном случае теряется смысл и логика использования приема).
2. Текст заранее делится на смысловые части. Прямо в тексте отмечается, где следует прервать чтение и
сделать остановку: «первая остановка», «вторая остановка» и т. д.
3. Учитель заранее продумывает вопросы и задания к тексту, направленные на развитие у учащихся различных мыслительных навыков.
Учитель дает инструкцию и организовывает процесс чтения с остановками, внимательно следя за соблюдением правил работы с текстом. (Описанная стратегия может использоваться не только при самостоятельном чтении, но и при восприятии текста «на слух»).
Чтение с остановками. Условное название методического приема организации чтения с использованием разных типов вопросов. Данный приём целесообразно

Слайд 18Организация информации с помощью схем
Кластер – это способ графической организации материала.

Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».
Приём кластеров («гроздья») может применяться на стадии вызова для систематизации имеющейся информации. На стадии осмысления кластер позволяет фиксировать фрагменты новой информации.
На стадии рефлексии понятия группируются и между ними устанавливаются логические связи.
Этапы работы над кластером: 1. В начале, посередине чистого листа (классной доски), написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» темы. 2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники») 3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием.
У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники»,
устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.
Организация информации с помощью схемКластер – это способ графической организации материала. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым

Слайд 21Таблица З-Х-У («Знаю – Хочу знать- Узнал»)
Один из способов графической организации

и логико-смыслового
структурирования материала.
Такие таблицы хорошо использовать на первом уроке в четверти,
чтобы ученики вспомнили пройденный материал.
А также такие таблицы помогают при подготовке к контрольным и
проверочным работам. Например, в 11 классе после изучения темы
«Химические реакции» учащиеся работают с таким заданием:
Школьники в течение 5 минут выполняют задание индивидуально,
затем в течение 2 минут обсуждают результаты с соседом по парте,
а затем уже выясняют вопросы, помеченные знаком «-», у учителя.

Таблица З-Х-У («Знаю – Хочу знать- Узнал»)Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Такие таблицы

Слайд 22Ключевые термины.

Учитель выбирает из текста 4-5 ключевых слов и выписывает

их на доску.
Вариант «а»:Парам отводится 5 минут на то, чтобы методом мозговой атаки дать общую трактовку этих терминов и предположить, как они будут фигурировать в последующем тексте.
Вариант «б»:Учащимся предлагается в группе или индивидуально составить и записать свою версию рассказа, употребив все предложенные ключевые термины.
При знакомстве с исходным содержанием, учащиеся сопоставляют «свою» версия и версию «оригинального текста». Описанное задание обычно используется на стадии «вызова», однако на стадии «рефлексии» целесообразно вернуться к ключевым терминам и обсудить обнаруженные совпадения и выявленные разногласия.
Ключевые термины. Учитель выбирает из текста 4-5 ключевых слов и выписывает их на доску.Вариант «а»:Парам отводится 5

Слайд 23 Перепутанные логические цепочки.

На отдельные листы выписываются 5-6 событий

из текста (как правило, историко-хронологического или естественно-научного). Демонстрируются перед классом в заведомо нарушенной последовательности. Учащимся предлагается восстановить правильный порядок хронологической или причинно-следственной цепи. После заслушивания различных мнений и придя к более или менее единому решению, учитель предлагает ученикам познакомиться с исходным текстом и определить: верны ли были их предположения.

Перепутанные логические цепочки. На отдельные листы выписываются 5-6 событий из текста (как правило, историко-хронологического или

Слайд 24«Толстые» и «тонкие» вопросы.

«Толстые» и «тонкие» вопросы.

Слайд 25«Совершенствоваться можно только в жизни и в общении между людьми. Л.Н.Толстой»
Достоинства

урока с использованием коллективного взаимообучения:
занятость всех учащихся в течение всего урока,
возможность через диалог и полилог развивать коммуникативную компетентность,
каждый ученик работает в своём темпе,
позволяет изучить большой объём материала,
обучить самоконтролю, взаимоконтролю и работе в паре,
создание условий для приобретения опыта самостоятельной деятельности, умения выступать перед аудиторией,
комфортная атмосфера на уроке.




«Совершенствоваться можно только в жизни и в общении между людьми. Л.Н.Толстой»Достоинства урока с использованием коллективного взаимообучения:занятость всех

Слайд 26Учителю на заметку!
1. Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И.В. Учим

детей мыслить критически/ Издание 2-е. - СПб.: «Альянс «Дельта» совм. с издательством «Речь», 2003.
2. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб.: Издательство «Альянс «Дельта», 2003. – 284 с.
3. Зиар-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, 2004.
4. Методическая разработка
Приёмы технологии развития критического мышления на уроках химии Максюта И. Н.
учитель химии школы №37 г.Ярославль


Учителю на заметку!1.	Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически/ Издание 2-е. -

Слайд 27Спасибо за внимание!
Учитель химии МБОУ СШ №22 г.Димитровграда

Нигматулина Зульфия Абдулкабировна
e-mail: zulfiya-nig@mail.ru

Спасибо за внимание!Учитель химии МБОУ СШ №22 г.ДимитровградаНигматулина Зульфия Абдулкабировнаe-mail: zulfiya-nig@mail.ru

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть