Слайд 1«Предмет органическая химия . Органические вещества »
11 класс
Бозаджи Н.М.
учитель
химии
высшей категории
Органическая
Слайд 2«Органическая химия сейчас может кого угодно свести с ума. Она кажется
мне дремучим лесом, полным удивительных вещей, безграничной чащей, из которой нельзя выбраться, куда не осмеливаешься проникнуть…»
Фридрих Вёлер 1835 г.
Слайд 3Что изучает органическая химия?
Какие вещества относят к органическим?
Какую роль играют
органические вещества в современной жизни?
Проблемы !?!
Слайд 4Тема урока:
«Предмет органическая химия .Органические вещества »
7.09.15г
Слайд 5
В результате изучения темы, вы будете способны:
Классифицировать ОВ
Формулировать понятие ОХ
Объяснять различие
между ОВ и НВ,
между органической и неорганической химией.
4.Рассматривать особенности ОВ
5. Определять причины многообразия ОВ
6.Определять значение продуктов ОХ
7.Осуществлять рефлексию своей деятельности
Слайд 6Органическая химия -
химия соединений углерода
Слайд 7Почему углерод основа всего живого?
«Углерод встречается в природе как в
свободном, так и в соединительном состоянии, в весьма различных формах и видах… Ни в одном из элементов… способности к усложнению не развито в такой степени, как в углероде… Ни одна пара элементов не дает столь много соединений, как углерод с водородом».
Д.И.Менделеев. «Основы химии».
Слайд 8Классификация
органических веществ
Слайд 9Этапы развития науки
1) до 15в.- стихийный
2) до 17в.- алхимический
3) 17-18. –
виталистический
4) с1824г.- систематизационный
5) с1861г.- научный
Слайд 10Стихийный этап
сначала каменного века до 14в. включительно
применение готовых в веществ
Слайд 11С глубокой древности человечество
использовало для удовлетворения
своих потребностей продукты
растительного и животного происхождения
По
мере развития цивилизации люди
Научились выделять лекарственные
и душистые вещества, натуральные
волокна, яды и взрывчатые вещества
Слайд 12Алхимический этап
С начала 14 – до 17века
Накопление информации о веществах
Попытки первых
Слайд 13Алхимики умели получать уксусную кислоту и ее соли: ацетат меди (якорь-медянку)
и ацетат свинца (свинцовый
сахар. Яд. Не любой сахар можно есть!)
Первые попытки классификации веществ на
органические и неорганические были Предприняты
еще в IX – X вв. Арабский химик Абу Бакр ар-Рази
(865 – 925) впервые разделил вещества на
представителей «минерального, растительного и
животного царств». Эта классификация
просуществовала почти тысячу лет!
Слайд 14Термин «органическая химия» был введен в 1808 г.
шведским химиком Йенсом Якобом
Берцелиусом:
«Цель органической химии состоит в описании
внутренней структуры веществ, которые являются
продуктами растительного и животного происхождения
Виталистический этап
17-18 век
Происходит от vis vitalis-жизненная сила
И. Берцелиус-ввел
это понятие
Слайд 15Возникновение органической химии как науки
Йенс Якобс Берцелиус – 1807г.
«Вещества, получаемые из
организмов (растительного и животного происхождения) – ОРГАНИЧЕСКИЕ, наука, их изучающая – ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ.»
По Берцелиусу органические вещества нельзя получить в лаборатории, как неорганические. Они создаются организмами под влиянием «жизненной силы»
Учение о «жизненной силе» -
виталистическое учение (от лат. vita – жизнь)
Слайд 16Ситематизационный этап
1824г.-осуществлен первый органический синтез,
Автор- Ф. Веллер,
Синтезировал щавелевую кислоту
Слайд 17Современный этап
1861г
А.М.Бутлеров
Создание теории химического строения органических веществ
Слайд 18Развитие органической химии
1824г. – синтезирована щавелевая кислота (Ф.Вёллер);
1828г. –
мочевина (Ф.Вёллер);
1842г. – анилин (Н.Н.Зинин);
1845г. – уксусная кислота (А.Кольбе);
1847г. – карбоновые кислоты (А.Кольбе);
1854г. – жиры (М.Бертло);
1861г. – сахаристые вещества
(А. Бутлеров)
Слайд 19А. Лавуазье в конце XVIII века определил отличие минеральных
веществ и
продуктов неживой природы. При сжигании последних
образуется углекислый газ СО2 и вода Н2О. Он же сделал вывод о составе органических соединений.
Большинство органических соединений
состоит из шести химических элементов
C
H
N
O
S
P
Химический состав
органических веществ
Слайд 21«Органическая химия есть химия углеводородов и их производных, т.е. продуктов, образующихся
при замене водорода другими атомами или группами атомов»
К. Шорлеммер
Это классическое определение, которое было дано
более 130 лет назад.
Слайд 22Органическая химия – это…
наука об
органических
веществах, их
составе, строении,
свойствах и способах
получения
Слайд 23На современном этапе органическую химию называют химией соединений углерода
“Способность атомов углерода
соединяться между собой и давать сложные частицы проявляется во всех углеродистых соединениях…Ни в одном из элементов … способности к усложнению не развито в такой степени, как у углерода. Ни одна пара элементов не даёт столь много соединений, как углерод с водородом.” Д.И.Менделеев
Слайд 24Классификация ОВ
Природные – образованы естественным путем, без вмешательства человека (это продукты
жизнедеятельности живых организмов (бактерий, грибов, растений, животных).
Это белки, жиры, углевод, витамины, гормоны, ферменты, натуральный каучук и др.
мед
нефть
хлόпок
Слайд 25Искусственные – создает человек в
лабораторных условиях, похожие на
природные вещества
(это продукты химически преобразованных природных веществ в соединения, которые в живой природе не встречаются)
мех
бензин
шелк
Классификация ОВ
Слайд 26Синтетические – получаются синтетическим путем, т.е. соединением более простых молекул в
более сложные.
стиральные
порошки
лекарства
пластмассы
Классификация ОВ
Слайд 27Основные классы органических веществ.
Слайд 29Каковы отличительные признаки органических веществ?
Уксусная кислота С2Н4О2
Ацетон С3Н6О
Этиловый спирт С2Н6О
Сахар С12Н22О11
Пропан
С3Н8
Аскорбиновая кислота С6Н8О6
Целлюлоза (С6Н10О5)n
Глицин С2Н5О2N
Нефть СxНу
Полиэтилен (С2Н4)n
Что общего в составе этих веществ?
Слайд 30Какое общее химическое свойство будет у всех этих веществ?
Составьте уравнения
реакции горения метана, этилового спирта:
СН4 + О2
С2Н6О + О2
Какие вещества образуются при горении
органических веществ?
Слайд 31Сравнение свойств
органических и неорганических в-в
?
Слайд 32Особенности органических веществ
Многообразие – известно более 20 миллионов
Химический состав: углерод, водород,
кислород, азот, фосфор, сера
Горят с образованием углекислого газа и воды
Имеют сложное строение, большую молекулярную массу
Связи в молекулах ковалентные
Органические вещества можно расположить в ряды-гомологи
Для органических веществ характерной является изомерия
Слайд 33Причины многообразия органических веществ
1.Атомы углерода образуют между собой одинарные, двойные и
тройные связи
2. В состав органических веществ входят множество атомов (большая молекулярная масса – до нескольких сотен тысяч атомных единиц массы)
3. Возможность образовывать изомеры – это явление существования веществ с одинаковым составом, но разным строением.
Слайд 34NB! Изомеры состава С4Н10
Н Н
Н Н
I I I I
H – C – C – С – С – H
I I I I
H H Н Н
н. бутан
Tкип. = - 0,5о С
Н Н Н
I I I
H – C – C – С – H
I I
Н H
H – С – H
I
Н
изобутан
Tкип. = - 11,4о С
2 метилпропан
Слайд 35Представления об органических веществах в настоящее время
Синтетически получено множество органических веществ
Резкой
границы между органическими и неорганическими веществами нет
Существуют органические вещества, которых нет в природе (пластмассы, синтетические каучуки и волокна, лаки, краски, лекарства и т.д.)
Слайд 38Большинство современных промышленных процессов в химической индустрии – это получение органических
веществ или реакции, протекающие с их участием.
Слайд 39Значение органической химии
1. Органическая химия облегчает понимание биологии и медицины, объясняет
как осуществляется функционирование наших органов.
2. Путем органического синтеза получают разнообразные органические вещества: лекарства, витамины, гормоны, пищевые добавки, стимуляторы роста растений и животных, красители, пестициды, пластмассы, каучуки, горюче-смазочные материалы, волокна и т.д.
Слайд 403. Развитие биотехнологии, т.е. получения органических веществ не из живых организмов,
а из клеточных культур, например, белков их углеводородного сырья с помощью дрожжей.
4. Развитие генной инженерии, т.е. синтеза соединений белковой природы, например инсулина с помощью бактериофагов.
5. Создание новых видов высокопродуктивных организмов.
Значение органической химии
Слайд 41Благодаря органической мы располагаем большим арсеналом средств повышения производительности сельского хозяйства
Слайд 42Современную жизнь невозможно представить без передвижения на большие расстояния с большой
скоростью: топливо для автомобилей, самолётов, других транспортных средств – это огромный ассортимент углеводородов.
Слайд 43В настоящее время органическая химия – один из самых важных разделов
химии
В нашу жизнь надёжно вписались пищевые добавки
Слайд 44Невозможно представить современного человека, который бы не пользовался средствами гигиены или
косметическими средствами
Слайд 45Одежда изделия из пластмасс, строительные материалы и мебель – всё это
продукция основного (многотоннажного) или тонкого органического синтеза
Слайд 46Мыло, синтетические моющие средства, дезодоранты, средства борьбы с насекомыми…Этот список предметов
бытовой органической химии далеко не полный.
Слайд 47Химики научились получать очень сложные природные вещества
Среди них углеводы, белки, нуклеиновые
кислоты
Слайд 48Но это сейчас.
А с чего всё начиналось?
Слайд 50Развитие органической химии тормозилось из-за отсутствия научной теории, объясняющей с единых
позиций особенности строения, свойств органических веществ и предлагающей пути синтеза тех из них, которые особенно были нужны людям.
C ней – с теорией вы познакомитесь в 11 классе
Слайд 51Успеха вам, юные химики-органики, в изучении нового учебного раздела
в курсе 11 класса !
Органическая химия пронизывает всю нашу жизнь, в том числе и школьную.
Слайд 52Блиц- опрос
Что изучает органическая химия?
Чем органические вещества отличаются от неорганических?
В чем
причины многообразия органических веществ?
Встречаетесь ли вы с органическими веществами?
Нужно ли изучать органические вещества
Слайд 53Рефлексия
1.На уроке я работал…
2.Своей работой на уроке я…
3.Урок для меня показался…
4.За
урок я…
5.Мое настроение…
6.Материал урока мне был…
активно, доволен, коротким, не устал, полезен, стало лучше, понятен, интересен, легким.
Слайд 54
Разобрать и выучить конспект.
Выучить параграф: § 5.1
Выполнить задания: упр.1,2,3*,6* стр.122
Подготовиться
к начальному срезу знаний
Домашнее задание