Слайд 1Формирование УУД
на уроках химии
Кононенко Светлана Юрьевна
МБОУ СОШ №140
Слайд 2главная задача российской образовательной политики
обеспечение современного качества образования на основе сохранения
его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства.
Слайд 3
Новые требования к специалисту
способность приобретать и развивать умения, навыки, которые могут
применяться или трансформироваться применительно к целому ряду ситуаций
готовность осваивать новые технологии
адаптироваться к иным условиям труда
решать новые профессиональные задачи
Слайд 4Виды образовательных результатов
знания,
умения
навыки
опыт
ценностные установки
компетенции
универсальные действия
Слайд 5Понятие УУД
Универсальные учебные действия - это система действий учащегося, обеспечивающая культурную
идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию самостоятельной учебной деятельности.
Авторы стандартов второго поколения рассматривают УУД как обеспечение возможностей учащегося самостоятельно действовать при получении образования.
Слайд 6Понятие УУД
умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию
путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
совокупность действий учащегося, обеспечивающих социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность.
Слайд 7Виды ууд
Личностные
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
Слайд 8Функции ууд
Обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения.
Ставить учебные цели.
Искать и использовать необходимые средства и способы достижения целей.
Контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
Создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию.
Обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
Слайд 9ууд и образовательные результаты
Слайд 11Личностные ууд
Действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности
и её мотивом, другими словами, между результатом – продуктом учения, побуждающим деятельность, и тем, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, какое значение, смысл имеет для него учение, и уметь находить ответ на него.
Действие нравственно-этической ориентации, исходя из социальных и личностных ценностей.
Слайд 12Примеры формирования личностных ууд
Выполнение заданий, в которых ученик должен отразить личное
видение проблемы или раскрыть своё отношение к изучаемому материалу.
Домашнее задание в 8 классе: написать эссе (5-6 предложений) о применении химических знаний в работе мамы (папы), применение химии на кухне, в ванной, во время ремонта, в саду и огороде. При этом предложить попросить совета родителей. Это не только покажет прочность химических знаний родителей и сыграет на упрочнение их авторитета для ученика, но и раскроет важность этих знаний в быту, в будущей жизни. У ученика формируется понимание необходимости прочных знаний по химии.
Подготовка сообщений на темы «Роль растворов в медицине», «Химия в моей будущей профессии», «Йод и его роль для моего здоровья», «Кислотные дожди и проблемы экологии»;
Слайд 13Регулятивные ууд
целеполагание
планирование
прогнозирование
контроль
коррекция
оценка
волевая саморегуляция
Слайд 14Примеры формирования регулятивных ууд
Обучение целеполаганию, формулированию темы урока возможно с помощью
различных методов (проблемные вопросы, ситуации, стихотворения, загадки и т.д.)
В чем горят дрова и газ,
Фосфор, водород, алмаз?
Дышит чем любой из нас
Каждый миг и каждый час?
Без чего мертва природа?
Правильно, без …
Планирование - составление плана и последовательности действий. Учащиеся сами называют тему урока, с помощью наводящих вопросов выстраивается план урока.
Слайд 15Примеры формирования регулятивных ууд
Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его
временных характеристик. К этой группе принадлежат задачи с недостающими и лишними данными, а также ответы на вопросы «Как думаешь, какой результат может получиться?», «Как думаешь, достаточно знать… для выполнения задания?», «Какие трудности могут возникнуть и почему?»
Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Задания типа: «Проверь: прав ли он?», «Такой ли получен результат, как в образце?», «Правильно ли это делается?», «Сможешь доказать?..», «Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу друг у друга», «Проверь по таблице, по графику…», «Проверь вывод по…», «Помоги исправить ошибки», «Установи правильный порядок предложений в тексте», «Помоги восстановить правильный порядок событий…»
Слайд 16Примеры формирования регулятивных ууд
Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в
план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта, оценка - направлены на осуществление адекватной полученному результату оценки и самооценки деятельности, а также процесса выполнения задания. Ученикам предлагается по уже готовым критериям или выработанным в совместной деятельности с учителем оценить результат деятельности или процесс его выполнения.
Это такие типовые задачи, как « Выполнили задание. Оцени работу...», «Правильно ли оценил выполнение своего задания?..», «По каким критериям оценивали свою работу?»
Слайд 17Примеры формирования регулятивных ууд
Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии;
способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий. Эти типовые задания основываются на познавательном интересе обучающихся: «Ты сможешь прочитать зашифрованное слово, выполнив ряд заданий», «Первый, кто решит задачу, получит «5», также на упражнениях: установка «Называю соль – поднимите левую руку, кислоту – правую, основание – дотроньтесь до левого уха, оксид – до правого!».
Слайд 18Познавательные ууд
исследование, поиск и отбор необходимой информации, ее структурирование;
моделирование изучаемого
содержания,
логические действия и операции,
способы решения задач.
Слайд 19Познавательные ууд
Общеучебные (выделение познавательной цели, структурирование, выбор способов решения задач, поиск
информации, речевое развитие, смысловое чтение, контроль и оценка процесса)
Логические (классификация, сравнение, обобщение, абстрагирование, прогнозирование)
Знаково-символические (моделирование, преобразование модели)
Постановка и решение проблем
Слайд 20Примеры формирования познавательных ууд
Задание. К известной левой части уравнения составить правильно
продукты реакции и уравнять, т.е. дописать правую часть уравнения.
Алгоритм действий учащихся:
определить класс веществ левой части - реагентов по их химическому составу, т.е. установить логическую взаимосвязь состав – классификация веществ;
определить тип предполагаемой реакции, мысленно воспроизвести схему взаимосвязи количества и качества реагентов и типа реакции;
определить количество и состав продуктов, учитывая заряды ионов, входящих в состав исходных веществ;
уравнять левую и правую части уравнения, т.е. соотнести количество атомов каждого элемента с учётом наличия скобок и индексов в формулах веществ.
Учащиеся выполняют логические построения, осуществляют взаимосвязь символьных единиц и текстовой структуры, связывают понятия атом, индекс, формула и числовые величины..
Слайд 21Примеры формирования познавательных ууд
Задание. Третий лишний – задания на классификацию
Задание. После
изучения оксидов, оснований и кислот дается задание на классификацию списка веществ, в который включены соли. Учащиеся должны их классифицировать на 4 класса (4 столбика). После этого называем 4-й столбик – соли – и они сами дают определение.
Алгоритм действий учащихся:
определить класс веществ по их химическому составу, т.е. установить логическую взаимосвязь состав – класс веществ;
сравнить строение солей с другими классами , выявить общее и отличия, дать определение нового класса
Учащиеся выполняют логические построения, осуществляют взаимосвязь символьных единиц и текстовой структуры.
Слайд 22Примеры формирования познавательных ууд
Действия постановки и решения проблем
включают
формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
выступают как важнейший механизм развития личности
обеспечивают взаимосогласованное формирование не только всех видов познавательных УУД, но и всех видов УУД в целом
Слайд 23Урок «гидролиз неорганических веществ»
Противоречия между сформировавшимся в I концентре представлением о
нейтральности среды в растворах солей и наблюдаемым фактом (изменение окраски индикаторов в растворах карбоната натрия, хлорида алюминия и хлорида натрия)
Реакция между растворами солей хлорида алюминия и карбоната натрия приводит к образованию осадка и газа. Откуда газ?
Задания типа:
В раствор хлорида цинка поместили гранулу цинка, появились пузырьки газа. Что это за газ?
В концентрированный раствор карбоната натрия поместили гранулу алюминия, появились пузырьки газа. Что это за газ?
Слайд 24Пример эвристической беседы
Тема «Окислительно-восстановительные реакции»
Учитель: Что такое окислитель?
Ученик дает определение.
Учитель:
Что с ним происходит во время реакции: восстанавливается или окисляется?
Ученик: Восстанавливается.
Учитель: Как изменяется его степень окисления: повышается или понижается?
Ученик: Понижается.
Учитель: Какие простые и сложные вещества могут быть окислителями?
Ученик: из простых веществ важнейшими окислителями будут те, у которых высокая электроотрицательность, а из сложных – те, в состав которых входят атомы с высшей степенью окисления. Чем больше степень окисления элемента и больше его электроотрицательность, тем сильнее окислительные свойства.
Учитель:
1. Почему же тогда азот пассивен, хотя его электроотрицательность высока?
2. Почему HCl+1O в растворе более сильный окислитель, чем HCl+7O4?
Возникла проблемная ситуация, которую можно разрешить, проанализировав строение молекулы азота и сравнив устойчивость хлорной и хлорноватистой кислот.
Слайд 25Урок «скорость химической реакции»
Задание:
Сравнить скорости двух реакций –
взаимодействия мрамора с соляной и серной кислотами. Почему скорость реакции мрамора с соляной кислотой высока до тех пор, пока не израсходуется одно из веществ, а скорость реакции мрамора с серной кислотой со временем значительно падает?
Слайд 26Урок «химическое равновесие»
Задание:
Каким образом при проведении химической реакции
между растворами хлорида железа (III) и роданида калия можно сдвинуть равновесие системы в ту или иную сторону?
Слайд 27Использование проблемно-развивающих опытов
Взаимодействие алюминия с йодом всегда вызывает у учащихся вопрос:
почему появляется фиолетовый дымок, ведь йод не является продуктом данной реакции.
Реакция «Вулкан» всегда вызывает удивление – почему увеличивается объем «кучки».
Превращение кристаллической модификации серы в пластическую выводит на проблему: почему возможны аллотропные видоизменения элементов.
Исследование электропроводности: почему кристаллическая поваренная соль не проводит эл.ток, а ее раствор проводит; почему раствор поваренной соли проводит ток, а раствор сахара нет; почему растворы соляной и уксусной кислот по-разному проводят ток; почему при разбавлении раствора уксусной кислоты электропроводность ее раствора увеличивается.
Слайд 28Коммуникативные ууд
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
постановка вопросов
разрешение конфликтов
управление
поведением партнёра
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Слайд 29Примеры формирования коммуникативных ууд
На уроке «Соли» в 8 классе рефлексия проводится
в виде эстафеты: класс делится на 3 команды по рядам, мелок- эстафетная палочка, составляем таблицу (в ячейке - формула соли и название). Каждый член команды имеет право исправить ошибки другого.
Аналогично проводится рефлексия на уроке «Уравнения химических реакций». Задания – уравнять схемы реакций.
Слайд 30Примеры формирования коммуникативных ууд
Выполнение практических работ и лабораторных опытов в парах
или группах
Подготовка презентаций в группах
Работа над проектами
Групповое составление кроссвордов
Групповая работа над выпуском газеты
Семинары
Диспуты
Слайд 31Сера - кристаллическое вещество, с молекулярной кристаллической решёткой, имеет невысокие температуры
плавления и кипения, растворима в неполярных растворителях.
Сера горит с образованием сернистого газа, растворимого в воде, являющемся кислотным оксидом, которому соответствует слабая сернистая кислота. Оксид серы (VI) получают окислением сернистого газа на катализаторе. Высший оксид серы – легко кипящая жидкость, при комнатной температуре чаще газ, в воде растворяется с выделением тепла, образуя серную кислоту. Окислительные свойства сера проявляет в реакциях с водородом и металлами, образуя соответственно сероводород и сульфиды, последние легко гидролизуются с образованием сероводорода. Раствор сероводорода в воде обладает кислотными свойствами, сам же сероводород – хороший восстановитель, горит с образованием оксида серы (IV), очень ядовит.
Слайд 35Горбенко Н.В.
Установление причинно-следственных связей