Презентация, доклад по теме Использование технологии проблемного обучения для формирования УУД на уроках химии

Содержание

главная задача российской образовательной политикиобеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства.

Слайд 1Формирование УУД на уроках химии
Кононенко Светлана Юрьевна
МБОУ СОШ №140

Формирование УУД  на уроках химииКононенко Светлана ЮрьевнаМБОУ СОШ №140

Слайд 2главная задача российской образовательной политики
обеспечение современного качества образования на основе сохранения

его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства.
главная задача российской образовательной политикиобеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и

Слайд 3 Новые требования к специалисту
способность приобретать и развивать умения, навыки, которые могут

применяться или трансформироваться применительно к целому ряду ситуаций
готовность осваивать новые технологии
адаптироваться к иным условиям труда
решать новые профессиональные задачи
Новые требования к специалистуспособность приобретать

Слайд 4Виды образовательных результатов
знания,
умения
навыки

опыт
ценностные установки


компетенции
универсальные действия

Виды образовательных результатовзнания,умения навыкиопытценностные установкикомпетенцииуниверсальные действия

Слайд 5Понятие УУД
Универсальные учебные действия - это система действий учащегося, обеспечивающая культурную

идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию самостоятельной учебной деятельности.
Авторы стандартов второго поколения рассматривают УУД как обеспечение возможностей учащегося самостоятельно действовать при получении образования.

Понятие УУДУниверсальные учебные действия - это система действий учащегося, обеспечивающая культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к

Слайд 6Понятие УУД
умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию

путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

совокупность действий учащегося, обеспечивающих социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность.


Понятие УУД умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового

Слайд 7Виды ууд
Личностные
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные

Виды уудЛичностныеРегулятивныеПознавательныеКоммуникативные

Слайд 8Функции ууд
Обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения.
Ставить учебные цели.

Искать и использовать необходимые средства и способы достижения целей.
Контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
Создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию.
Обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
Функции уудОбеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения. Ставить учебные цели. Искать и использовать  необходимые средства

Слайд 9ууд и образовательные результаты

ууд и образовательные результаты

Слайд 11Личностные ууд
Действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности

и её мотивом, другими словами, между результатом – продуктом учения, побуждающим деятельность, и тем, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, какое значение, смысл имеет для него учение, и уметь находить ответ на него.
Действие нравственно-этической ориентации, исходя из социальных и личностных ценностей.

Личностные уудДействие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между

Слайд 12Примеры формирования личностных ууд
Выполнение заданий, в которых ученик должен отразить личное

видение проблемы или раскрыть своё отношение к изучаемому материалу.
Домашнее задание в 8 классе: написать эссе (5-6 предложений) о применении химических знаний в работе мамы (папы), применение химии на кухне, в ванной, во время ремонта, в саду и огороде. При этом предложить попросить совета родителей. Это не только покажет прочность химических знаний родителей и сыграет на упрочнение их авторитета для ученика, но и раскроет важность этих знаний в быту, в будущей жизни. У ученика формируется понимание необходимости прочных знаний по химии.
Подготовка сообщений на темы «Роль растворов в медицине», «Химия в моей будущей профессии», «Йод и его роль для моего здоровья», «Кислотные дожди и проблемы экологии»; 
Примеры формирования личностных уудВыполнение заданий, в которых ученик должен отразить личное видение проблемы или раскрыть своё отношение

Слайд 13Регулятивные ууд
целеполагание
планирование
прогнозирование
контроль
коррекция
оценка
волевая саморегуляция

Регулятивные уудцелеполаганиепланирование прогнозированиеконтролькоррекцияоценкаволевая саморегуляция

Слайд 14Примеры формирования регулятивных ууд
Обучение целеполаганию, формулированию темы урока возможно с помощью

различных методов (проблемные вопросы, ситуации, стихотворения, загадки и т.д.)
В чем горят дрова и газ,
Фосфор, водород, алмаз?
Дышит чем любой из нас
Каждый миг и каждый час?
Без чего мертва природа?
Правильно, без …
Планирование - составление плана и последовательности действий. Учащиеся сами называют тему урока, с помощью наводящих вопросов выстраивается план урока.
Примеры формирования регулятивных уудОбучение целеполаганию, формулированию темы урока возможно с помощью различных методов (проблемные вопросы, ситуации, стихотворения,

Слайд 15Примеры формирования регулятивных ууд
Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его

временных характеристик. К этой группе принадлежат задачи с недостающими и лишними данными, а также ответы на вопросы «Как думаешь, какой результат может получиться?», «Как думаешь, достаточно знать… для выполнения задания?», «Какие трудности могут возникнуть и почему?»
Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Задания типа: «Проверь: прав ли он?», «Такой ли получен результат, как в образце?», «Правильно ли это делается?», «Сможешь доказать?..», «Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу друг у друга», «Проверь по таблице, по графику…», «Проверь вывод по…», «Помоги исправить ошибки», «Установи правильный порядок предложений в тексте», «Помоги восстановить правильный порядок событий…»


Примеры формирования регулятивных уудПрогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик. К этой группе принадлежат

Слайд 16Примеры формирования регулятивных ууд
Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в

план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта, оценка - направлены на осуществление адекватной полученному результату оценки и самооценки деятельности, а также процесса выполнения задания. Ученикам предлагается по уже готовым критериям или выработанным в совместной деятельности с учителем оценить результат деятельности или процесс его выполнения.
Это такие типовые задачи, как « Выполнили задание. Оцени работу...», «Правильно ли оценил выполнение своего задания?..», «По каким критериям оценивали свою работу?»
Примеры формирования регулятивных уудКоррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае

Слайд 17Примеры формирования регулятивных ууд
Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии;

способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий. Эти типовые задания основываются на познавательном интересе обучающихся: «Ты сможешь прочитать зашифрованное слово, выполнив ряд заданий», «Первый, кто решит задачу, получит «5», также на упражнениях: установка «Называю соль – поднимите левую руку, кислоту – правую, основание – дотроньтесь до левого уха, оксид – до правого!».
Примеры формирования регулятивных уудСаморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к

Слайд 18Познавательные ууд
исследование, поиск и отбор необходимой информации, ее структурирование;
моделирование изучаемого

содержания,
логические действия и операции,
способы решения задач.

Познавательные уудисследование, поиск и отбор необходимой информации, ее структурирование; моделирование изучаемого содержания, логические действия и операции, способы

Слайд 19Познавательные ууд
Общеучебные (выделение познавательной цели, структурирование, выбор способов решения задач, поиск

информации, речевое развитие, смысловое чтение, контроль и оценка процесса)
Логические (классификация, сравнение, обобщение, абстрагирование, прогнозирование)
Знаково-символические (моделирование, преобразование модели)
Постановка и решение проблем
Познавательные уудОбщеучебные (выделение познавательной цели, структурирование, выбор способов решения задач, поиск информации, речевое развитие, смысловое чтение, контроль

Слайд 20Примеры формирования познавательных ууд
Задание. К известной левой части уравнения составить правильно

продукты реакции и уравнять, т.е. дописать правую часть уравнения.
Алгоритм действий учащихся: 
определить класс веществ левой части - реагентов по их химическому составу, т.е. установить логическую взаимосвязь состав – классификация веществ;
определить тип предполагаемой реакции, мысленно воспроизвести схему взаимосвязи количества и качества реагентов и типа реакции;
определить количество и состав продуктов, учитывая заряды ионов, входящих в состав исходных веществ;
уравнять левую и правую части уравнения, т.е. соотнести количество атомов каждого элемента с учётом наличия скобок и индексов в формулах веществ.
Учащиеся выполняют логические построения, осуществляют взаимосвязь символьных единиц и текстовой структуры, связывают понятия атом, индекс, формула и числовые величины.. 
Примеры формирования познавательных уудЗадание. К известной левой части уравнения составить правильно продукты реакции и уравнять, т.е. дописать

Слайд 21Примеры формирования познавательных ууд
Задание. Третий лишний – задания на классификацию
Задание. После

изучения оксидов, оснований и кислот дается задание на классификацию списка веществ, в который включены соли. Учащиеся должны их классифицировать на 4 класса (4 столбика). После этого называем 4-й столбик – соли – и они сами дают определение.
Алгоритм действий учащихся: 
определить класс веществ по их химическому составу, т.е. установить логическую взаимосвязь состав – класс веществ;
сравнить строение солей с другими классами , выявить общее и отличия, дать определение нового класса
Учащиеся выполняют логические построения, осуществляют взаимосвязь символьных единиц и текстовой структуры.
Примеры формирования познавательных уудЗадание. Третий лишний – задания на классификациюЗадание. После изучения оксидов, оснований и кислот дается

Слайд 22Примеры формирования познавательных ууд
Действия постановки и решения проблем 
включают

формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
выступают как важнейший механизм развития личности
обеспечивают взаимосогласованное формирование не только всех видов познавательных УУД, но и всех видов УУД в целом

Примеры формирования познавательных ууд    Действия постановки и решения проблем включают формулирование проблемы и самостоятельное создание способов

Слайд 23Урок «гидролиз неорганических веществ»
Противоречия между сформировавшимся в I концентре представлением о

нейтральности среды в растворах солей и наблюдаемым фактом (изменение окраски индикаторов в растворах карбоната натрия, хлорида алюминия и хлорида натрия)

Реакция между растворами солей хлорида алюминия и карбоната натрия приводит к образованию осадка и газа. Откуда газ?

Задания типа:
В раствор хлорида цинка поместили гранулу цинка, появились пузырьки газа. Что это за газ?
В концентрированный раствор карбоната натрия поместили гранулу алюминия, появились пузырьки газа. Что это за газ?

Урок «гидролиз неорганических веществ»Противоречия между сформировавшимся в I концентре представлением о нейтральности среды в растворах солей и

Слайд 24Пример эвристической беседы
Тема «Окислительно-восстановительные реакции»
Учитель: Что такое окислитель?
Ученик дает определение.
Учитель:

Что с ним происходит во время реакции: восстанавливается или окисляется?
Ученик: Восстанавливается.
Учитель: Как изменяется его степень окисления: повышается или понижается?
Ученик: Понижается.
Учитель: Какие простые и сложные вещества могут быть окислителями?
Ученик: из простых веществ важнейшими окислителями будут те, у которых высокая электроотрицательность, а из сложных – те, в состав которых входят атомы с высшей степенью окисления. Чем больше степень окисления элемента и больше его электроотрицательность, тем сильнее окислительные свойства.
Учитель:
1. Почему же тогда азот пассивен, хотя его электроотрицательность высока?
2. Почему HCl+1O в растворе более сильный окислитель, чем HCl+7O4?
Возникла проблемная ситуация, которую можно разрешить, проанализировав строение молекулы азота и сравнив устойчивость хлорной и хлорноватистой кислот.

Пример эвристической беседыТема «Окислительно-восстановительные реакции» Учитель: Что такое окислитель?Ученик дает определение.Учитель: Что с ним происходит во время

Слайд 25Урок «скорость химической реакции»
Задание:
Сравнить скорости двух реакций –

взаимодействия мрамора с соляной и серной кислотами. Почему скорость реакции мрамора с соляной кислотой высока до тех пор, пока не израсходуется одно из веществ, а скорость реакции мрамора с серной кислотой со временем значительно падает?

Урок «скорость химической реакции»Задание:   Сравнить скорости двух реакций – взаимодействия мрамора с соляной и серной

Слайд 26Урок «химическое равновесие»
Задание:
Каким образом при проведении химической реакции

между растворами хлорида железа (III) и роданида калия можно сдвинуть равновесие системы в ту или иную сторону?

Урок «химическое равновесие»Задание:   Каким образом при проведении химической реакции между растворами хлорида железа (III) и

Слайд 27Использование проблемно-развивающих опытов
Взаимодействие алюминия с йодом всегда вызывает у учащихся вопрос:

почему появляется фиолетовый дымок, ведь йод не является продуктом данной реакции.
Реакция «Вулкан» всегда вызывает удивление – почему увеличивается объем «кучки».
Превращение кристаллической модификации серы в пластическую выводит на проблему: почему возможны аллотропные видоизменения элементов.
Исследование электропроводности: почему кристаллическая поваренная соль не проводит эл.ток, а ее раствор проводит; почему раствор поваренной соли проводит ток, а раствор сахара нет; почему растворы соляной и уксусной кислот по-разному проводят ток; почему при разбавлении раствора уксусной кислоты электропроводность ее раствора увеличивается.
Использование проблемно-развивающих опытовВзаимодействие алюминия с йодом всегда вызывает у учащихся вопрос: почему появляется фиолетовый дымок, ведь йод

Слайд 28Коммуникативные ууд
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
постановка вопросов
разрешение конфликтов
управление

поведением партнёра
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Коммуникативные уудпланирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникамипостановка вопросовразрешение конфликтов управление поведением партнёра умение с достаточной полнотой

Слайд 29Примеры формирования коммуникативных ууд
На уроке «Соли» в 8 классе рефлексия проводится

в виде эстафеты: класс делится на 3 команды по рядам, мелок- эстафетная палочка, составляем таблицу (в ячейке - формула соли и название). Каждый член команды имеет право исправить ошибки другого.





Аналогично проводится рефлексия на уроке «Уравнения химических реакций». Задания – уравнять схемы реакций.






Примеры формирования коммуникативных уудНа уроке «Соли» в 8 классе рефлексия проводится в виде эстафеты: класс делится на

Слайд 30Примеры формирования коммуникативных ууд
Выполнение практических работ и лабораторных опытов в парах

или группах
Подготовка презентаций в группах
Работа над проектами
Групповое составление кроссвордов
Групповая работа над выпуском газеты
Семинары
Диспуты
Примеры формирования коммуникативных уудВыполнение практических работ и лабораторных опытов в парах или группахПодготовка презентаций в группахРабота над

Слайд 31Сера - кристаллическое вещество, с молекулярной кристаллической решёткой, имеет невысокие температуры

плавления и кипения, растворима в неполярных растворителях.
Сера горит с образованием сернистого газа, растворимого в воде, являющемся кислотным оксидом, которому соответствует слабая сернистая кислота. Оксид серы (VI) получают окислением сернистого газа на катализаторе. Высший оксид серы – легко кипящая жидкость, при комнатной температуре чаще газ, в воде растворяется с выделением тепла, образуя серную кислоту. Окислительные свойства сера проявляет в реакциях с водородом и металлами, образуя соответственно сероводород и сульфиды, последние легко гидролизуются с образованием сероводорода. Раствор сероводорода в воде обладает кислотными свойствами, сам же сероводород – хороший восстановитель, горит с образованием оксида серы (IV), очень ядовит.
Сера - кристаллическое вещество, с молекулярной кристаллической решёткой, имеет невысокие температуры плавления и кипения, растворима в неполярных

Слайд 35Горбенко Н.В.
Установление причинно-следственных связей

Горбенко Н.В.Установление причинно-следственных связей

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть