Слайд 1Специфика педагогического взаимодействия в общеобразовательной школе с детьми с ОВЗ в
системе инклюзивного образования
Учитель химии МБОУ «СОШ №6» Боровик Е.В., учитель биологии МБОУ «СОШ№6» Рябова М.В.
Слайд 2Кто они, дети с ОВЗ?
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети
от 0 до 18 лет, а так же молодежь старше 18 лет, имеющие временные или постоянные нарушения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для получения образования.
Слайд 3Специальные условия
- это необходимые для получения детьми с ограниченными возможностями здоровья
реабилитационных услуг , приспособления, технологии, способы, методы, программы, учебники, пособия и другие средства, обеспечивающие реализацию их конституционных прав и свобод.
Слайд 4 Главный приоритет при работе с детьми ОВЗ – индивидуальный подход
Слайд 5Интегрированное и инклюзивное образование как международное понятие
Всеобщая декларация о правах
человека: «Каждый человек имеет право на образование»;
Конвенции о правах ребенка 1989 г.
В статье 23 признается, что неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества.
Статья 29 о целях образования утверждает, что развитие ребенка с помощью образования является основной целью, а также что образование должно обеспечить развитие личности, умственных и физических способностей ребенка в полном объеме.
Слайд 6Законодательство РФ
Конституция РФ (с.43);
Закон об образовании:
дети-инвалиды могут получать начальное общее,
основное общее, среднее (полное) общее образование в обычных образовательных учреждениях, в специальных (коррекционных) учебных заведениях, в специальных классах, созданных в обычных или специальных учебных заведениях, на дому в семье;
устанавливает общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся;
гарантирует возможность получения образования независимо от возраста, состояния здоровья, пола, расы, национальности, языка, происхождения и др.
Слайд 7Контингент обучающихся с ОВЗ
- с нарушениями слуха: глухие и слабослышащие;
- с
нарушением зрения: слепые и слабовидящие;
- с тяжелыми нарушениями речи;
- с нарушениями опорно-двигательного аппарата (отсутствие доступной среды в СОШ);
- с задержкой психического развития;
- с умственной отсталостью;
- с нарушениями аутистического спектра (попадают в классы для умственно отсталых школьников)
Слайд 8Недостатки развития, характерные для всех категорий лиц с особыми образовательными потребностями
замедленное и ограниченное восприятие;
недостатки развития моторики;
недостатки речевого развития;
недостатки развития мыслительной деятельности;
недостаточная по сравнению с обычными детьми познавательная активность;
пробелы в знаниях и представлениях об окружающем мире, межличностных отношениях;
недостатки в развитии личности (неуверенность в себе и неоправданная зависимость от окружающих, низкая коммуникабельность, эгоизм, пессимизм и заниженная или завышенная самооценка, неумение управлять собственным поведением)
нарушение социальной адаптации.
Слайд 10МБОУ «СОШ № 6»
С 2011 года учреждение является базовым по направлению
«Интеграция детей с ОВЗ в образовательном пространстве школы».
С 2012 года школе присвоен статус «Инновационного образовательного учреждения» Мегапроекта Иркутской области по теме «Обеспечение доступности качественного образования для детей с ОВЗ» - Распоряжение от 19.10.2012 № 1217-мр в монопроекте «Инклюзия (интеграция) детей с ограниченными возможностями здоровья в пространство общеобразовательной школы»
Слайд 11Школа является единственной в городе, где открыты классы для детей с
нарушением опорно-двигательного аппарата.
1г класс – 13 обучающихся Шушковская Л.Ю
5в класс – 10 обучающихся Клевцова О.Б
10б класс – 11 обучающихся Маркова Т.А
Всего в школе обучается 44 ученика с ограниченными возможностями здоровья.
34 в коррекционных классах
10 в общеобразовательных классах
8 индивидуально (домашнее обучение)
Слайд 12Прошли курсы повышения квалификации по теме коррекционной педагогике, и обладаем определенными
компетентностями:
умение соотносить образовательные задачи и задачи социальной адаптации;
умение проводить индивидуальную и групповую коррекционно-развивающую работу с детьми с ОВЗ;
умение организовать совместную и индивидуальную деятельность детей с разными типами нарушенного развития в соответствии с их основными и возрастными особенностями;
умение проводить диагностику уровня освоения детьми содержания учебных программ с помощью стандартных предметных заданий;
знание особенностей развития детей с разными типами нарушений развития для организации воспитательной и образовательной деятельности.
Слайд 13Проблемы
Движения рук ограничены, что существенно затрудняет овладение письмом, графическими, изобразительными, трудовыми
навыками
Речевые проблемы (медленная речь, нарушение произношения, заикание и т.д.)
Нарушение зрения
Заторможенность при переключении с одного вида деятельности на другой
Небольшой жизненный опыт
Слайд 15Для успешной организации образовательного процесса
Установлены на ноутбук в классе и
используются виртуальная лаборатория и цифровой микроскоп.
Используются электронные учебники
Определяется доступная нагрузка индивидуально для каждого ребенка
Рационально чередуются разные виды заданий
Используются «вспомогатели»
Учитывается размер шрифта
Слайд 17Развитие речи учащихся
«повтори за мной»
«говори со мной», «говорим вместе»
Закончи предложение
Ответ по
рисунку, схеме
Ответ с использованием определённых слов и фраз
Ответ по таблице
«я думаю…», «я считаю…»
Краткие сообщения
Выступление с презентацией
Слайд 19«повтори за мной», «говори со мной», «говорим вместе»
Способствует более успешной адаптации
учащихся к новому изучаемому предмету, к учителю и его речи
Правильное произношение терминов
Уверенность
Повышается скорость и ритм произношения
Правильная интонация
Умение слышать себя , одноклассников и учителя
Слайд 20Закончи предложения
Простые предложения (прямое): дыхание - это процесс окисления и распада
сложных органических веществ до ….. …….
Обратные предложения (перевёртыши): участок ДНК или хромосомы, отвечающий за определенный признак или свойство - это…..
Вставить пропущенные слова: совокупность всех……. растения – это корневая система. Если главный корень хорошо выражен, то это ….. корневая система.
Слайд 21Задание № 1. «Найди меня». Укажите сильные электролиты.
HCI; BaSO4; KOH;
Ba(OH)2; Fe(OH)3; Na2CO3; Ca3(PO4)2
Задание № 2. «Ионы, объединяйтесь!»
Составить молекулярные формулы веществ, состоящих из предложенных ионов. Назвать вещества.
Ca2+; K+; CI-; Mg2+; SO42- CO32-; Fe3+; OH-
Слайд 22В следующих предложениях вставьте пропущенные слова и выражения:
Ковалентная химическая связь образуется
за счёт .......... . По числу общих электронных пар она бывает .... . По ЭО ковалентную связь делят на ... и ....... .
Слайд 23Ответ по рисунку
Рассказать развитие лягушки по рисунку учебника, начиная с оплодотворения:
самка вымётывает в воду икру, самец ….. и.т.д.(с использованием определённых фраз и слов)
Описать внешнее строение паука-крестовика (уч-ся должны назвать отделы тела, какие органы на них расположены и в каком количестве)
Рассказать движение крови по большому или малому кругу кровообращения по рисунку учебника и т.д.
Данный приём развивает умение учащихся читать рисунки и извлекать из них нужную информацию
Слайд 25Использую регулярно ИКТ (презентации, фрагменты онлайн уроков).
Опыты показываю и провожу практические
работы при помощи виртуальной лаборатории.
Презентации лабораторных работ использую.
На уроках обобщения и контроля знаний
ученики выполняют тестовые задания, которые охватывают материал по конкретной теме или разделу.
Формы тестовых заданий разнообразны.
Наиболее распространенной является форма с выбором одного или нескольких правильных ответов из предложенных.
Задания выполняют в целях экономии времени прямо в тесте.
Слайд 26Ответ по таблице
Сравнить какие-либо объекты по имеющейся таблице (сравнить, значит
найти признаки сходства и отличия);
Дать характеристику какой-либо группы (например семейства розоцветные), используя общую таблицу характеристики семейств
Выбрать нужную информацию из таблицы, например, какие органоиды имеют двумембранное строение, в чем особенность ДНК бактериальной клетки.
Слайд 29Преимущества интеллект - карт перед другими методами:
концентрация информации на важных
моментах;
визуально четкие ассоциации;
улучшение запоминания;
экономия 50% времени на конспект;
Слайд 30Работа с учебником. Преобразование текста в таблицу.
Приведите свои примеры реакций, иллюстрирующие химические
свойства воды.
Слайд 31«Я думаю….», «Я считаю…»
Начать ответ со слов «я думаю…», «я считаю..»
(возможность свободного высказывания своих мыслей и предположений, не боясь отрицательной оценки со стороны учителя или одноклассников)
Ответ на вопрос «Как вы думаете, почему…? (например, «как вы думаете, почему покрытосеменные растения имеют столь широкое распространение?)
Слайд 32Классический полилог –
обсуждение начинают менее компетентные учащиеся, а более компетентные завершают,
им необходимо тему развить и привести к правильному решению
Слайд 33Обратный полилог
– разговор начинают более компетентные, формулируют видение решения проблемы, а
менее компетентные продолжают, дополняют
Слайд 34Мониторинг
Карты академической успешности
Карты индивидуального развития
Индивидуальный образовательный маршрут (на основании ИПР)