Слайд 1Без химии жизни, поверьте, нет.
Без химии стал бы тусклым весь свет,
С
химией ездим, живем и летаем,
В разных точках Земли обитаем,
Чистим, стираем, пятна выводим,
Едим, спим, и с прическами ходим,
Химией лечимся, клеим и шьем,
С химией мы бок о бок живем!
Так что вы без нее пропадете,
Если значение ее не поймете!
Слайд 4ПРЕДЕЛЬНЫЕ УГЛЕВОДОРОДЫ.
МЕТАН КАК ПРЕДСТАВИТЕЛЬ
ПРЕДЕЛЬНЫХ УГЛЕВОДОРОДОВ
Слайд 5Цели:
Познакомиться с классом органических соединений Предельные углеводороды.
Познакомиться с представителями класса, их
физическими свойствами, нахождением в природе.
На примере метана изучить особенности строения и химические свойства предельных.
Слайд 6УГЛЕВОДОРОДЫ –
Органические соединения в состав которых входят атомы только
двух элементов – углерода и водорода.
Слайд 7Валентность
Углерод – валентность IV
Водород – валентность I
Слайд 82 хим. связи
4 хим. связи
СОСТОЯНИЕ АТОМА УГЛЕРОДА
основное
возбуждённое
Слайд 9АЛКАНЫ
(Предельны, Насыщенные, Парафины)
Общая формула – CnH2n + 2
ПАРАФИНЫ
(от лат.
parrum affinis – малоактивный).
Слайд 10НАХОЖДЕНИЕ В ПРИРОДЕ
Метан встречается в заболоченных водоемах;
Скапливается в каменноугольных шахтах;
Его называют
«болотным» газом;
Является основным компонентом природного газа (80-97%).
Другие Парафины входят в состав нефти и природного газа.
Слайд 11Метан – простейший представитель предельных
Слайд 12Физические свойства метана
Газ без цвета и запаха
Плохо растворим в воде
Горюч, взрывоопасен
Токсичен
В
два раза легче воздуха: D(CH4) = 0,53
Слайд 13Горение метана
«Врата ада» - кратер Дарваза (Туркменистан) искусственного происхождения.
Слайд 14ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА МЕТАНА
Химическая активность очень низкая.
Не взаимодействует с водой, кислотами и
щелочами.
Горение метана
CH4 + O2 → CO2 + H2O + 890 кДж
2
2
Разлагается при нагревании
CH4 → C + H2
t
2
Слайд 15ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА МЕТАНА
Под действием света реагирует с хлором
CH4 + Cl2 →
CH3Cl + HCl
хлорметан
hv
CH3Cl + Cl2 → CH2Cl2 + HCl
hv
дихлорметан
CH2Cl2 + Cl2 → CHCl3 + HCl
трихлорметан
hv
CHCl3 + Cl2 → CCl4 + HCl
тетрахлорметан
hv
Слайд 16ПРИМЕНЕНИЕ МЕТАНА И ЕГО ПРОИЗВОДНЫХ
Метан – топливо и химическое сырьё.
Хлорметан –
используется в качестве хладагента в холодильных установках;
Дихлорметан, трихлорметан и тетрахлорметан – используются в качестве растворителей;
Тетрахлорметан (хлороформ) – используется в медицине.
Слайд 17Гомологи –
(от греч. Homologi – «сходный») – вещества, имеющие
сходные строение и свойства, но по составу отличающиеся друг от друга на одну или несколько групп -CH2.
Гомологический ряд – это ряд химических соединений одного структурного типа, отличающихся друг от друга по составу на определенное число повторяющихся структурных единиц — так называемую гомологическую разность.
Группу -СН2 называют гомологической разностью.
Слайд 18Что такое радикал?
Свободные радикалы в химии — частицы (как правило,
неустойчивые), содержащие один или несколько неспаренных электронов на внешней электронной оболочке. При этом радикал не имеет заряда.
Слайд 20ЗАПОМНИ:
Раз, два, три, четыре, пять.
Станем атомы считать.
Учим новые слова:
Мета
— раз, а эта — два.
Три — пропан, бутан - четыре,
Все соседи по квартире.
Вьется атомная лента,
Номер пятый будет пента.
Шесть — гексан, а семь -гептан.
Углеводороды, по местам!
А в октане, как в октаве,
Восемь атомов в составе.
Соответственно Закону,
Атом девять значит нона.
Наконец, как истукан,
Возвышается декан!
Слайд 22«Да – нет»
Выпишите номера верных утверждений:
1. Алканы и предельные углеводороды –
одни и те же вещества
2. Гексан – твердое вещество
3. Бензин имеет формулу
4. Парафины относятся к предельным углеводородам
5. Метан – это природный газ
6. Этилен – это алкан.
7. Метан вступает в реакции замещения.
8. Метан не используют в качестве газового топлива в быту, так как он не имеет запаха
9. Алканы имеют общую формулу Cn H2n - 2
10. Углерод в алканах находится в состоянии sp3 – гибридизацию
Слайд 23Верные ответы «Да – нет»
1, 4, 5, 7, 10.
Слайд 24Выполните тестовые задания:
1. Гомологами являются:
а) С2Н6 и С2Н4
б) С3Н8 и С5Н12 в) С4Н8 и С7Н16 г) СН4 и С6Н10
2. Алкан, молекула которого содержит 6 атомов углерода имеет формулу: а) С6Н14 б) С6Н10 в) С6Н12 г) С6Н6
3. Реакция метана с хлором является:
а) экзотермической; б) реакцией присоединения;
в) реакцией замещения; г) каталитической реакцией.
4. Метан взаимодействует с веществами:
а) раствором KMnO4 б) Cl2 в) O2 г) H2O д) HCl е) NaOH
5. К свойствам метана относятся:
а) хорошая растворимость в воде; б) высокая температура кипения;
в) горючесть; г)электропроводность; д) взрывоопасность;
е) способность разлагаться при нагревании.
Слайд 25Ответы к тестовым заданиям:
1. б
2. а
3. а,в
4. б,в
5. в, д, е
Слайд 26Проверь себя:
«Зашифрованное письмо»
Прочитав предложения, найдите в них названия
предельных углеводородов.
1. Цветок Таня посадила в красивый белый горшок.
2. Смета на строительство нового объекта была утверждена.
3. Красивое ожерелье, но на ней оно выглядело тускло и безлико.
4. В деревне про панночку ходили самые невероятные слухи.
Слайд 27Проверь себя:
«Зашифрованное письмо»
Прочитав предложения, найдите в них названия
предельных углеводородов.
1. Цветок Таня посадила в красивый белый горшок.
2. Смета на строительство нового объекта была утверждена.
3. Красивое ожерелье, но на ней оно выглядело тускло и безлико.
4. В деревне про панночку ходили самые невероятные слухи.
Слайд 28
РАЗГАДАЙТЕ РЕБУСЫ
НАЗВАНИЯ КАКИХ АЛКАНОВ ЗАШИФРОВАНЫ?
ОКТАН
БУТАН
ЭТАН
ДЕКАН
ОКТАН
НОНАН
Слайд 29Выполни самостоятельно:
1.Гомологический ряд алканов описывается общей формулой:
а) СnH2n-2
б) CnH2n в) СnH2n+2 г) CnH2n+1
2. В пропане связи углерод-углерод:
а) одинарные б) двойные в) полуторные г) Пи-связи
3. Молекула метана имеет форму:
а) пирамиды б) параллелепипеда в) тетраэдра г) конуса
4. Для алканов характерна гибридизация:
а) SP б) SP2 в) SP4 г)SP3
5. Угол между атомами углерода в алканах составляет:
а) 120 градусов б) 90 градусов в) 109 градусов г) 110 градусов
6. Установите соответствие:
1. Пропан а) СН3-СН2-СН2-СН2-СН2-СН2-СН2- СН3
2. Пентан б) СН3-СН2-СН3
3. Бутан в) СН3-СН2-СН2-СН3
4. Октан г) СН3-СН2-СН2-СН2-СН3
7. Формулы только алканов записаны в ряду:
а) С3Н6, С2Н4, С6Н14 б) С4Н10, С2Н6, С3Н8
в) С2Н2, С3Н8, С6Н6 г) С6Н6, С4Н8, С2Н6
Слайд 31Изучить § 52
Учить записи в тетради
Выполнить задание №2, 4 стр. 183
Составить
кроссворд по теме урока
Домашнее задание:
Слайд 32Оцени свою работу на уроке:
Перевод баллов в отметку:
33-38 баллов – «5»
25-32
балла – «4»
18-24 баллов – «3»
Менее 18 баллов – Старайся! У тебя всё получится!
Слайд 33Рефлексия
Закончите предложение:
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я почувствовал,
что…
Я приобрёл…
Я научился…
У меня получилось…
Я смог…
Я попробую…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…